Минфиновские наперсточники и два акцизных рубля
3 мин чтения
Табло автозаправочной станции. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Табло автозаправочной станции. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Министерство финансов хочет отнять у утопающих в долгах регионов доходы от топливных акцизов

Давно славящийся изобретательностью по части отъема денег у населения Минфин разыграл еще одну виртуозную комбинацию — на этот раз с повышением топливных акцизов, которое было спешно одобрено и Госдумой, и Советом Федерации в один день.

Ведомство Антона Силуанова подготовило законопроект, лишающий региональные бюджеты 23% поступлений от упомянутых акцизов. До сих пор такие доходы доставались регионам в полном объеме. Таким образом Минфин планирует заполучить для федеральной казны 68 млрд рублей в текущем году и 81 млрд — в 2017-м. Как будут восполнять выпадающие доходы на местах, в ведомстве, похоже, никого не волнует.

Получи свой золотой

Бензиновый акциз в соответствии с решением законодателей должен повыситься с 1 апреля на 2 рубля. Сборы с дизтоплива вырастут на рубль. В результате с каждой тонны проданного на внутреннем рынке бензина 5-го класса государство будет получать в виде акциза 10 130 рублей, с тонны солярки — 5293 рубля.

Аргументируя необходимость такого шага, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что «это дополнительные деньги в регионы, бюджеты многих из которых худые, их надо пополнить». Об этом же говорилось в заключении правового управления Сената. Естественно, члены Совфеда — сами выходцы из регионов, прекрасно представляющие, как трудно нынче сводить бюджетные концы с концами на местах, — отвергнуть такое предложение не могли и проголосовали за.

Меж тем в Минфине — который, кстати, и стал инициатором повышения — уже тогда осторожно намекали на то, что рассматривают эту меру совсем в ином ключе. Заместитель главы ведомства Юрий Зубарев, выступая в Госдуме, заявил, что это «вынужденная мера по мобилизации доходов федерального бюджета». «В текущей крайне сложной бюджетной ситуации это единственный способ пополнить дорожные фонды», — подчеркнул замминистра.

Кто кого перехитрил

Это сейчас то, что Минфин изначально не собирался полностью отдавать регионам акцизные доходы, уже стало ясно как день: некоторые журналисты утверждают даже, что в ходе думского выступления Зубарев упоминал-таки, что средства будут зачислены в федеральный бюджет, который «сможет гарантировать неуменьшение как региональных, так и федерального дорожных фондов». Однако тогда парламентарии этих слов то ли не услышали, то ли предпочли не задумываться над ними. А в сопроводительных документах о передаче акцизных сборов в федеральный бюджет ничего не говорилось.


До 2014 года в России действовала формула, по которой 72% акцизных сборов оставались в регионах, а 28% перечислялись федеральному центру. Однако после того, как территории столкнулись с серьезными финансовыми трудностями и галопирующим ростом долгов, центр пошел им навстречу и разрешил оставлять себе 100% акцизных сборов.


Теперь Минфин уже в открытую говорит о своей идее, что называется, «отнять и поделить»: по мнению ведомства, 77% поступлений регионам вполне хватит, а остальное должно вновь пойти в государственную казну.

За чей счет праздник?

Нельзя не отметить, что повышение топливного акциза — один из любимых рычагов российского правительства по выжиманию дополнительных доходов в консолидированный бюджет. В 2013-м министры подняли акциз сразу в два раза. В этом году акциз на Евро-5 вырос с 1 января на 36%, а на дизтопливо — на 20,3%.

Тогда нефтедобывающие компании уверяли, будто не стали пропорционально повышать отпускную цену (впрочем, как и понижать вслед за падением цен на нефть). Однако в этот раз такие заявления уже не звучат. Руководство ЛУКОЙЛа и вовсе призналось, что, пытаясь сохранить цены прежними, компания понесет потери в 30 млрд рублей, чего, разумеется, не может себе позволить. А значит, за весенний акцизный рост совершенно точно придется платить потребителям. По мнению возглавляющего ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова, апрельское повышение акцизов приведет к 10-процентному росту цен на топливо в течение года.

Президент ОАО «Лукойл» Вагит Алекперов

Президент ОАО «Лукойл» Вагит Алекперов. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

В свою очередь, правительственные эксперты утверждают, что цены подрастут на 7–8%. Однако и в этом случае издержки для экономики будут огромны. Сильнее всего пострадают сферы с длинными логистическими цепочками: сельское хозяйство, строительство, ритейл; нет сомнений, что как минимум часть их затрат придется взять на себя рядовым гражданам.

Что такое хорошо и что такое плохо

Что же касается перекладывания госсредств по бюджетным карманам, то, с одной стороны, разница невелика: что из региональных, что из федерального бюджета сборы топливного акциза все равно должны идти только на строительство и обслуживание дорог. Но, с другой стороны, число территорий с профицитными бюджетами в РФ и без того постоянно сокращается с 2010 года. Пять лет назад их насчитывалось 20, а к 2015 году осталось 14. Долговая нагрузка для многих субъектов федерации уже стала неподъемной. До конца года регионы должны суммарно выплатить различным кредиторам 400 млрд рублей, а в 12 краях и областях долги превышают годовые доходы.

Именно по этой причине несколько лет назад федеральный центр решил помочь субъектам, дав им государственные займы для замещения коммерческих и ту самую возможность оставлять себе 100% акцизных сборов. Однако щедрости Минфина хватило ненадолго: подождав для проформы некоторое время, чиновники решили отобрать один из двух «пряников», выданных регионам.

А пока они думали, долговая нагрузка на регионы только за последний год возросла еще на 32%. В этих условиях зажимать один из немногих источников дохода — опрометчивый шаг.

Именно на региональные бюджеты приходится значительная часть социальных выплат и зарплаты сотрудников медицинских, культурных, образовательных и других госучреждений. Их дефолт хлестнет по благосостоянию миллионов людей, а через их пустеющие кошельки доберется и до сферы потребления. Следом начнут страдать уже малый и средний бизнес, автопром, строительство жилья — словом, все отрасли, завязанные на внутренний рынок. Вот он и готов — новый виток кризиса.

Страшно подумать, что придумает Минфин, чтобы с ним справиться…

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Россия сохранит военные базы в Сирии Далее в рубрике Россия сохранит военные базы в СирииДальнейшим урегулированием сирийского кризиса займутся дипломаты Читайте в рубрике «Бизнес» «Либо ты заметен, либо ты никто»Александр Ручьёв о будущем девелопмента и о продаже «Мортон» «Либо ты заметен, либо ты никто»
Комментарии
16 марта 2016, 14:28
НЕ трогайте Лукойл, изуверы! Единственные нормальныя АЗС в России, торгующие качественным топливом!!!
15 марта 2016, 15:41
Бензин дорожает, Платон работает, На некоторых федеральных трассах на каждые 100 км пути по 2-3 платных участка уже введено, и останавливаться не собираются - халява затягивает. А дороги как были убитые в хлам, так и остались. А они все ищут деньги не ремонт дорог..

А не пора ли просто построить один раз хорошие дороги и забыть о них на 10 лет? Вместо этого миллиарды на ямочный ремонт выбрасывают каждую весну. А через год все повторяется. Так никаких денег не напасешься
16 марта 2016, 14:32
Не только "Платон", но и региональные муниципалитеты и "Росавтодор".
За последний год появились пункты взимания денег чуть ли не на всех основных федеральных трассах! Причем, несмотря на то, что сами дороги эти строились ещё в советское время, а потом лишь ремонтировались...!
Произвол в высшей степени!!!
15 марта 2016, 15:43
в нашей суровой климатической зоне, да с нашими перегруженными сверх всякой меры фурами, построить такие дороги нет никакой возможности
15 марта 2016, 23:33
Слышали, оказывается МВД предлагает запретить частным лицам регистрировать на себя грузовики и автобусы.Якобы, для благотворного влияния на безопасность дорожного движения.
16 марта 2016, 10:45
Я не сторонник закручивания гаек, но в сфере большегрузов действительно пора наводить порядок. Слишком велик теневой сектор, слишком много фур на трассах. Нужно как-то распределять грузооборот между жд и автотранспортом, иначе скоро везде будут одни фуры
15 марта 2016, 14:23
Дойка регионов в пользу обороны и поддержки внешних трат. Так было всегда и так будет всегда. Масштабы только разные.
16 марта 2016, 14:30
Уже доить нечего - и так обобрали до нитки, учитывая что конечным козлом отпущения как всегда народ выступает!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!