Политика
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
Личные связи
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Запрещенные организации
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Политика
Русская планета
Политика

Грабли СССР?

Федеральные власти ценят «зарубежных друзей» выше собственного народа
Михаил Мельников
13 ноября, 2015 07:00
8 мин
Фото: Александр Уткин / РИА
Новый, 2016-й год может преподнести крайне неприятный подарок региональным чиновникам. Расходы местных бюджетов на обслуживание долгов вырастут сразу на 32%. А федеральный центр, который планировал довольно «скупое» повышение субсидий на «выравнивание бюджетной обеспеченности» — на 5,5%, теперь и вовсе решил объем помощи сократить.
В ожидании дефолтов
Долги российских регионов становятся неподъемными. Это неприятное для местных администраций обстоятельство уже столь очевидно, что его признали даже в Счетной палате. В 2016 году края, республики, области и округа должны заплатить в общей сложности 400 млрд руб., но этих денег у них нет. В 12 субъектах федерации долговая нагрузка превышает годовой доход. При этом процедура банкротства регионов в законодательстве не предусмотрена, хотя дефолты по отдельным долгам не редкость.
Сегодня в составе России насчитывается 85 регионов. Из них донорскими — то есть субъектами, которые отдают в федеральный бюджет больше, чем из него получают, — являются всего 14. Это Московская, Калужская, Ленинградская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Ярославская области; Ненецкий, Ханты-Мансийский (Югра) и Ямало-Ненецкий автономные округа; Республика Татарстан; города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.
Все эти субъекты согласно приказу Минфина были оставлены без федеральных дотаций еще в 2014-м. И, как видим, пока не разорились. Что помогает этим регионам держаться на плаву и без федеральных «выравниваний»? Прежде всего доходы от добычи сырья. Пусть центр и отбирает основные доходы (об этом ниже), но Тюменская область, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа — это нефтегазоносный клондайк России, и даже остающихся денег им хватает на безбедную жизнь. Нефтегазовая рента составляет 64% доходов бюджета Тюменской области (благодаря этому она живет без долгов), 55% — Сахалинской, 39% — Ханты-Мансийского АО и 27% поступлений в бюджет Татарстана. Ну а Москва и Санкт-Петербург поднимаются в первую очередь за счет недвижимости и сферы услуг.
Впрочем, не стоит питать иллюзий: ни нефть, ни столичный статус не являются страховкой от долговой ямы. Как, собственно, и нахождение региона в списке доноров отнюдь не означает, что ему никогда не потребуется помощь из федерального центра. Как ни парадоксально, но донор может и вовсе не иметь профицита собственного бюджета — и с каждым годом таких регионов становится все больше. Если в 2010 году профицит показали 20 субъектов федерации, то в 2014 году — уже только 9. У того же Татарстана долгов на 105 млрд руб., и ежегодно несколько миллиардов он тратит только на выплату процентов.
Министр финансов РФ Антон Силуанов. Фото: Анна Исакова / пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС
Медвежья помощь
Согласно Бюджетному кодексу РФ, помощь центра региону может быть оказана еще тремя (помимо невозвратных траншей на «выравнивание бюджета») способами:
  • субвенции — выделение средств на строго определенные цели, например под программы, на которые у местных властей не хватает денег;
  • субсидии — перечисление денег на различные проекты на условиях софинансирования; хорошим примером служит программа жилья для молодых семей — субсидия от государства покрывает часть стоимости квартиры, а остальную часть вносят ее будущие владельцы;
  • бюджетные кредиты — предоставление регионам в пользование определенных сумм с последующим их возвратом и на возмездной основе.
Вот о бюджетных кредитах хотелось бы поговорить поподробнее.
Современные финансовые проблемы регионов возникли аккурат в тот момент, когда многие уже решили, что можно наконец выдохнуть. С начала 2015 года общая сумма региональных долгов долгое время не поднималась выше 2,17 трлн руб., что после нескольких лет галопирующего роста казалось просто сказочным успехом. Ситуацию удалось улучшить очень незамысловатым способом: государство просто выдавало регионам бюджетные кредиты, чтобы те расплатились по банковским займам и были в долгу уже у федерального центра. И какое-то время это работало. Но чудесное время быстро закончилось — в последние месяцы объем региональных долгов вновь начал расти. На данный момент 37,3% от совокупного объема региональных долгов — это именно бюджетные кредиты и проценты по ним. Глава Минфина Антон Силуанов четко заявил: «Вопрос об амнистии долгов регионов перед бюджетом не стоит».
Интересно получается. Россия списывает долги зарубежным странам в совершенно невообразимом количестве. Только в XXI веке федеральная власть простила:
  • Алжиру — 4,7 млрд долларов;
  • Эфиопии — 5,9 млрд;
  • Вьетнаму — 9,5 млрд;
  • Сирии — 9,8 млрд;
  • КНДР — 10 млрд;
  • Афганистану — 11 млрд;
  • Монголии — 11,1 млрд;
  • группе африканских стран — более 20 млрд оптом;
  • Ираку — 21,5 млрд;
  • Кубе — 31,7 млрд долларов.
В общей сложности мы списали 140 млрд долларов одних только основных долгов, не считая процентной нагрузки по ним. Но списать 2 млрд долларов Краснодарскому краю или 1,1 млрд долларов Красноярскому — избави боже, как же федеральный бюджет проживет без этих средств?
Психология экономической унитарности
Из чего формируется федеральный бюджет? В первую очередь из налогов и сборов по всей России. Получается, что федеральный бюджет получает от регионов средства «бесплатно», а потом предоставляет им по своему разумению, а когда и под проценты.
Все долги российских регионов федеральному бюджету и госбанкам (а это более 50% общего долга) — результат противоестественной политики, при которой финансовые взаимоотношения с зарубежными государствами священны, а внутри собственной страны можно творить что угодно. При этом как-то забывается, что страна Россия, раскинувшаяся от Калининграда до Чукотки, ничего не должна ни Центробанку, ни Министерству финансов. Мы обязаны вместе содержать армию, финансировать общегосударственные инфраструктурные проекты, науку, гуманитарные программы — но в последние годы, кажется, сильно перегнули с централизацией.
Россия становится федерацией, только когда окраины что-то должны центру, все остальное время это предельно унитарное государство. Ничего плохого в этом нет, но нельзя говорить даже о формальном самоуправлении территории, если она вынуждена отдавать все заработанное в «центр». Сейчас регионы имеют право оставить себе в среднем менее 10% собственных средств — это в первую очередь местные сборы и продажа имущества; при этом понятно, что бесконечно продавать имущество невозможно. Все остальные доходы, включая основные части НДФЛ и налога на прибыль, идут в федеральный бюджет, откуда распределяются на усмотрение Москвы. Доля остающихся на местах денег постоянно снижается.
В результате региону нет смысла стараться заработать больше — все равно деньги отнимут. Отсюда равнодушие и инертность региональных властей — не говоря уж о том, что для усиления зависимости окраин от центра федералы стараются назначать туда заведомо некомпетентных руководителей. В Москве думают, что таким путем борются с сепаратизмом, хотя в конечном счете добьются обратного результата: присланные наместники лишь объединяют местные элиты против себя.
* * *
Нужно решительно менять бюджетную политику. Государственные долги регионов необходимо списать, а финансовые власти каждого субъекта федерации должны быть прямо заинтересованы в развитии предпринимательства на своей территории — при этом им должна оставаться солидная часть налогов, которые и пойдут в итоге на местные социальные программы. Даже если благодаря такой политике уменьшится объем вливаний в Чечню и Крым — трагедии не будет, Рамзану Кадырову и Сергею Аксенову тоже не мешало бы проявить не только ораторские, но и менеджерские способности.
Финансовое положение региона должно зависеть не от аппаратного веса губернатора, а от эффективной и слаженной работы властей на местах. Экономическая сверхцентрализация страны опустошает ее регионы. Да, вогнать кого-то в долги — значит сделать его покорным и управляемым, но вряд ли это лучший рецепт построения успешного социального государства.
Внутренние долги России только подтачивают ее единство.
темы
8 мин