Новости – Люди
Люди
Обман под названием «транспортный налог»
Акция против намерений изменить закон о транспортном налоге. Фото: Михаил Почуев/Коммерсантъ
Автомобилистам приходится платить за жадность нефтяников и ошибки чиновников
12 февраля, 2016 11:00
9 мин
Правительство отказалось отменить транспортный налог. Законопроект, который предполагал исключение соответствующей статьи из Налогового кодекса, поступил на рассмотрение Кабмина от трех депутатов, но одобрения исполнительной власти так и не получил. По мнению министров, столь радикальная мера приведет «к возникновению выпадающих доходов региональных бюджетов в расчете на 2016 год в сумме 146,2 млрд руб. Вместе с тем источники компенсации выпадающих доходов дорожных фондов субъектов федерации не определены».
Хочется спросить уважаемых членов правительства: простите, а все остальные деньги, которые под разными предлогами выкачиваются из населения в общем и из автомобилистов в частности, — они где?
Правительственная математика
Еще в начале января Владимир Путин дал поручение правительству продумать возможность освобождения от транспортного налога собственников автомобилей с максимальной массой свыше 12 тонн. Логика тут проста: они платят «Платону» и должны иметь за это хоть какие-то бонусы. Понятно, что о полной отмене транспортного налога речь в президентских поручениях не шла. Но и полного его сохранения они тоже не подразумевали.
Правительство решило вопрос по-своему.
Полный отказ от транспортного налога был признан нецелесообразным. Лишь большегрузам, подпадающим под надзор всевидящего «Платона», могут быть предоставлены скидки и вычеты: «Правительство полагает возможным предоставить собственникам транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, налоговый вычет по транспортному налогу в размере платы в счет возмещения вреда, причиняемого такими транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования федерального значения».
И это тоже, согласитесь, странно: зачем же тогда создавался за бюджетные миллионы пресловутый «Платон», если вся прибыль от его работы (которая, по официальной версии, должна покрывать расходы на ремонт дорожного полотна) фактически обнулится благодаря введению скидок по транспортному налогу? Может, господа министры, дело все-таки не в бюджетных доходах, а в чьих-то еще?
Впрочем, это не единственное и, пожалуй, не самое важное противоречие в правительственной резолюции. С одной стороны, в Кабмине опасаются выпадения доходов из «региональных бюджетов», а с другой — сетуют на невозможность компенсировать это выпадение… для «дорожных фондов».
Что ж, давайте разбираться, что это за фонды и за счет чего они на самом деле наполняются.
Сотрудник ДПС выписывает штраф. Фото: Андрей Пронин/ТАСС
Кто за что платит
Вообще, вся история дорожных фондов в нашей стране буквально изобилует свидетельствами того, насколько эффективно они работают. Первый дорожный фонд в России был создан в 1914 году по инициативе Императорского русского технического общества и купеческих клубов обеих столиц. Тогда, в эпоху расцвета участия частновладельческого капитала в решении общенациональных задач, он должен был наполняться в основном не за счет казны, а за счет частных пожертвований. Увы, судьба его — в связи с последующими событиями — очевидна.
На втором этапе дорожные фонды (федеральный и территориальный) существовали в первое постсоветское десятилетие, с 1991 по 2001 год. Однако они были прикрыты (закон окончательно утратил силу в 2005-м). Среди причин — последствия 1998 года (изменение подходов к формированию бюджета), нецелевое расходование средств и коррупция.
В 2010 году был воссоздан Федеральный дорожный фонд, а с 2011 года — региональные дорожные фонды. Теперь они работают на новых принципах. Главная нагрузка ложится именно на региональные фонды, при этом учитываются особенности эксплуатации трасс и плотности транспортной сети в конкретном субъекте (понятно, что на дороги Чукотки и Магаданской области нужно все же меньше денег, чем на дороги в Туле или во Пскове, — Россия слишком разная).
В числе источников формирования дорожных фондов — акцизы на топливо, штрафы, а также все дополнительные доходы государства, связанные с эксплуатацией дорог («средства от уплаты неустоек, убытков, другие средства, связанные с неисполнением участниками торгов законодательства о закупках и подрядчиками — условий государственных контрактов; плата по соглашениям об установлении сервитутов на земельные участки в полосах отвода дорог для строительства и капитального ремонта объектов сервиса, установки рекламы, прокладки или переустройства коммуникаций»). В общем и целом в 2016 году чиновники планируют собрать 553 млрд руб. на содержание дорожного полотна по всей России, причем лишь 28% этих денег пойдет в федеральный бюджет. Остальные 72% осядут в регионах.
А где же тогда транспортный налог, спросите вы? А его там нет. Это по логике большинства автомобилистов (да и, в общем, по здравому рассуждению) он должен идти на ремонт дорог, а значит, поступать в дорожные фонды. А вот по закону он считается нецелевым, и все собранные средства попадают в общий котел региональных бюджетов, откуда могут быть пущены в буквальном смысле на что угодно.
С выпадающими доходами региональных бюджетов разобрались. Теперь не совсем понятно, откуда возникают потери у дорожных фондов — которые могут получать средства, собранные в виде транспортного налога, из региональных бюджетов, а могут и не получать. Некоторые губернаторы, конечно, любят покозырять тем, что, мол, лично следят, чтобы все «дорожные» деньги шли исключительно в дорожные фонды. Но в действительности объемы реально перечисленных туда средств, как и непосредственные источники их происхождения в бюджетах, никто не проверяет.
Нашлась компенсация
Логику чиновников можно понять. В условиях кризиса отказываться от надежного источника доходов — непозволительная роскошь, особенно для региональных бюджетов, на которых висят многомиллионные долги. Поэтому надо не разбрасываться деньгами, а наоборот, искать, как и кого можно еще потрясти. Недавно, например, высказывалась великолепная идея ввести налог на автомобильные покрышки. Налог на лампочки ближнего и дальнего света, к сожалению, пока не придумали. А надо бы…
В любом случае, министры, видимо, подзабыли, что не далее как 10 февраля сами же одобрили законопроект о повышении акцизов на топливо с 1 апреля 2016 года (до 2 руб. с литра на бензин и 1 руб. с литра на солярку). В том, что документ будет принят Госдумой, сомневаться не приходится.
Правда, министр Силуанов заявил, что цены на бензин от этого не повысятся — ввиду снижающихся цен на нефть. Его бы устами да мед пить… До сих пор удешевление нефти в России приводило только к удорожанию бензина на внутреннем рынке.
О постылом «Платоне», который собирает дань с большегрузов по всей России, правительственные чиновники тоже почему-то не вспомнили. Меж тем ранее вице-премьер Аркадий Дворкович во всеуслышание заявил, что в 2016 году система «Платон» должна принести 40 млрд руб. «Это позволит и перечислить плату концессионеру и использовать деньги дорожного фонда на конкретные инвестиционные проекты», — сказал тогда он.
Но эти 40 млрд оказались лишь выдумкой размечтавшихся чиновников: с ноября 2015-го по февраль 2016-го системе удалось собрать всего около 3 млрд руб., то есть пока в нее поступает лишь чуть больше миллиарда в месяц. Учитывая, что изначально четверть всех собранных денег предполагалось отдать компании-оператору «Платона» «РТ-Инвест Транспортные системы» (она планировала заработать более 10 млрд за первый год), до бюджета явно дойдут сущие крохи. Тогда становится более или менее понятно, какие выпадающие из дорожных фондов доходы так стремятся компенсировать за наш счет чиновники.
КСТАТИ: Даже если тенденция переломится и надежды разработчиков «Платона» в той или иной степени оправдаются, в этом году деньги, собранные с большегрузов, все равно будут направлены не на ремонт дорог, а на строительство новых участков. Согласно заявкам регионов, речь идет о семи трассах, и все они платные (!). Среди них — объездная дорога вокруг Хабаровска, дорога на Нарву в Ленинградской области и т.д.
…В итоге все продолжается в том же духе. Никаких послаблений, только непонятные решения с сомнительным эффектом.
Кончатся дураки, начнутся дороги
Дорожное строительство в России всегда имело стратегическое значение и требовало значительных усилий — прежде всего ввиду масштабов страны. При этом дороги были одной из главных проблем, тормозящих развитие народного хозяйства.
Однако, кроме плохих дорог, у нас существуют еще и дураки — они тоже, как указывал классик, мешают. Здесь есть устойчивая связь: появятся хорошие дороги — кончатся дураки. Кончатся дураки — появятся хорошие дороги. Надо только выбрать, за какой конец веревочки дернуть…
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости