Новости – Люди
Люди
Дешевую нефть компенсируют дорогим бензином
Цены на бензин. Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс/ТАСС
Высокие цены на автозаправках выгодны всем, кроме народа
18 января, 2016 12:00
6 мин
В начале года на россиян дождем нескончаемой радости излилась новость от Росстата: бензин на заправках чуть-чуть подешевел, буквально на копейки. СМИ и эксперты сразу принялись строить смелые предположения о том, что снижение цен продолжится. Но уже сейчас становится ясно: столь оптимистичные ожидания оказались преждевременными.
На нас отыгрались
Средние цены на бензин для потребителей с 4 по 10 января снизились на 0,1%. АИ-92 стоит в среднем 33,91 рубля за литр, АИ-95 — 36,8 рубля. Обе марки за две недели (с конца декабря) подешевели на 4 копейки.
Как ни удивительно удешевление бензина для российского автомобилиста, многие наверняка задумались, не почему цены упали, а почему они упали так слабо. Какая-то жалкая десятая доля процента выглядит издевкой на фоне того катастрофического для бюджета снижения стоимости нефти, которое все мы наблюдаем уже не первый год.
Причина стойкой дороговизны бензина на фоне дешевеющей нефти все та же, что и во все предшествующие годы ― и в тучные, и в не очень. Поскольку пополнение бюджета в РФ происходит за счет доходов от продажи энергоносителей, все прекрасно понимают, что даже в случае снижения цен на нефть власти будут компенсировать падение поступлений за счет повышения бензиновых акцизов и прочих налоговых сборов с топливной отрасли. Высокие розничные цены — единственный способ для работающих в этом бизнесе компаний добрать те деньги, которые они теряют из-за удешевления ресурсов, введения налогового маневра и прочих факторов. Нефтяники просто страхуются от внешних рисков за счет внутреннего потребителя.
СПРАВКА: За последний квартал 2015 года в Европе бензин подешевел в среднем на 4%, а в США — на 11%; в России снижение цен в долларовом выражении за аналогичный период составило лишь 1,6%.
Ожидать, что топливные компании не перенесут свои потери от дешевеющей нефти на потребителей бензина, не стоит. Как только нефтяникам стало менее выгодно гнать бензин на экспорт в Европу, они тут же переориентировались на то, чтобы продать как можно больше топлива внутри страны. Именно это мы и наблюдаем сейчас в виде воспетого Росстатом «падения цен»: в погоне за сбытом «бензиновые короли» начали любезно предоставлять автомобилистам копеечные скидки, устраивать акции, выдумывать «специальные предложения» и пр., что серьезно не влияет на стоимость заправки, но позволяет перетянуть у конкурентов считанные доли процента покупателей.
Нефтедобывающая станция. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС
Не ищите логику
В отличие от большинства других стран, топливные рынки в России третий десяток лет продолжают жить отдельной жизнью. Отдельной от государства и страны в целом. Это болезнь не только бензиновая: на тот же газ цены тоже снижаются во всем мире, но только не в России.
В идеальном, а точнее, в здоровом мире уже в ближайшие два квартала бензин для россиян должен был бы заметно подешеветь. Объективных причин для этого (помимо уже названного снижения нефтяных котировок на мировых рынках) как минимум две: слабый внутренний спрос и падение цен на нефть в рублях. На сегодняшний день рублевая стоимость барреля уже достигает 2400 рублей, что почти на 30% меньше, чем в начале 2015-го, рассуждает аналитик MFX Broker Роберт Новак, и это может привести к снижению цен на бензин в РФ на 10–15% по итогам 2016-го.
Но мир, в котором мы живем, к несчастью, устроен совсем по-другому. Чтобы цены на бензин действительно снижались, необходимо, во-первых, допустить большее падение цен на нефть в рублях, то есть для российских потребителей, а во-вторых, создавать независимые нефтеперерабатывающие компании, которые будут ориентированы исключительно на внутренне потребление, а не на экспорт. Первое крайне маловероятно ввиду плачевного состояния бюджета, а точнее, ввиду неспособности правительства сбалансировать его иначе, как за счет нефти и прочего сырья, а второе не имеет шансов на реализацию до тех пор, пока в стране существует и активно действует топливное лобби. И неизвестно еще, какую проблему решить сложнее…
«Связи цен на бензин в России с себестоимостью исходного сырья нет. Нефтеперерабатывающие заводы и торгующие организации выжимают максимальную доходность на рынке», ― заявил в беседе с «Русской планетой» генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии Степан Сулакшин. По его словам, законодательство так и не создало прогрессивного налогового инструмента управления торговой сверхрентабельностью, поэтому бензин существенно дешеветь не будет. Скорее, наоборот. И пока политическое руководство страны не поймет, что невидимая рука рынка в основном работает (если нет государственной регуляции) на карман спекулянтов и посредников, вся финансовая тяжесть топливных кризисов раз за разом будет перекладываться на плечи населения.
***
Долгое время современная экономическая мысль внушала нам, будто дешевизна энергоресурсов внутри нашей страны якобы является нашим же конкурентным преимуществом. Мол, западные компании, соблазнившись низкими ценами на топливо и коммунальные услуги, будут стремиться размещать производства именно в России, дабы затем экспортировать свою продукцию в соседние страны, прежде всего в Восточную Европу. А это развитие деловой активности, рост ВВП, дополнительные рабочие места, налоговые поступления в наш бюджет… и другие чудеса, которым не суждено было случиться. Давно стало очевидно, что единственное, чем интересна Россия западным партнерам, это широкие рынки сбыта (для чего у нас под видом локализации и создаются немногочисленные сборочные производства) и богатейшие ресурсы, к добыче и продаже которых допущены частные инвесторы (то есть абсолютно все, у кого есть деньги и желание их преумножить).
Наше общее будущее связано с тем, чтобы богатства распределялись более или менее равномерно между населением и чтобы выгоду от того, что у нас есть «национальное достояние» в виде колоссальных запасов нефти и газа, получали в первую очередь не акционеры и менеджеры «Газпрома» и «Лукойла», а остальные 145 млн граждан, примерно половина которых сегодня живет за чертой бедности.
Но до этого умозаключения современная российская экономическая мысль почему-то пока не дошла.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости