Новости – Люди
Люди
Чиновник считает — бензин дорожает
Фото: Замир Усманов/ТАСС
Уже сегодня можно было бы снизить стоимость бензина почти вдвое
25 февраля, 2016 14:15
6 мин
Правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении акцизов на автомобильное топливо. По замыслу министров, это даст бюджету около 90 млрд рублей и при этом никак не отразится на расходах автовладельцев. «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения», — с уверенностью заявил министр финансов Антон Силуанов.
Но это не единственное заблуждение правительства относительно ситуации с бензином в стране.
Автолюбители почувствуют
Утверждение Антона Силуанова не вызывает доверия по многим причинам. Хотя бы потому, что его уже успели оспорить (хотя и косвенно) антимонопольщики в лице главы ФАС Игоря Артемьева. Выступая на парламентских слушаниях, он заявил, что цены на бензин с 1 апреля вырастут на 2–3%: «Акцизы действительно прямо транслируются в цену, то есть введенный новый акциз прямо пойдет в цену. Но поскольку сегодня существуют другие ограничения, по платежеспособному спросу и так далее, не будет большого роста. Эти акцизы добавят к соответствующей цене процента два-три. То есть речь идет о том, что это будет не так ощутимо».
Расплывчатая формулировка «не так ощутимо», видимо, была призвана сгладить резкое заявление начальника управления регулирования ТЭКа в ФАС Дмитрия Махонина, сделанное не далее как 8 февраля. Махонин прямо сказал, что введение новых акцизов не даст ожидаемого результата. Оно способно привести к увеличению цен, спаду потребления и сокращению поступлений в федеральный бюджет. В связи с этим ФАС считает эту идею несвоевременной. Как видим, ведомству хватило недели для того, чтобы радикально пересмотреть свою позицию.
Министр финансов РФ Антон Силуанов. Фото: Артем Коротаев/ТАСС
Методом тыка
Надо сказать, в вопросах о бензине и ценообразовании на него наши чиновники всегда блуждали в трех соснах. Автомобилисты уже привыкли к тому, что прогнозы по росту цен у разных ведомств запросто могут отличаться в полтора-два раза, и какая за ними стоит математика, остается только гадать. Так, заместитель Силуанова Юрий Зубарев заявил, что «рост цен на бензин до конца этого года будет в пределах индекса потребительских цен». «[Рост цен] не будет превышать индекс потребительских цен, а будет даже ниже, — сказал чиновник на парламентских слушаниях. — Ожидаем, что рост цены составит порядка 5%». А вот заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов «ожидает» уже 10%. А какая, в сущности, разница? Никто ведь не несет ответственности за свои слова: прогнозируй — не хочу, все равно все можно свалить на резко изменившуюся экономическую конъюнктуру.
Меж тем конъюнктура топливного рынка в России, какой бы она ни была, всегда почему-то складывается отнюдь не в пользу простых потребителей. Неизвестно, куда в это время смотрел г-н Силуанов, однако, пока нефть на мировых рынках дешевела (по приблизительным подсчетам, на 20% за последние полгода), бензин в России, даже по официальным данным, дорожал (плюс 5% за аналогичный период). Как же так вышло? Чиновники не говорят. Копаться в прошлом и поводить количественные итоги своей работы совсем не так приятно, как рассуждать о будущем и тыкать в небо пальцем, даже не стараясь куда-то попасть.
СПРАВКА: Согласно предложению правительства, акциз на топливо класса «Евро-5» должен быть повышен с нынешних 7,53 тыс. руб. до 10,13 тыс. руб. за тонну; на бензин классом ниже акциз составит 13,1 тыс. руб./т (вместо 10,5 тыс. руб./т); на дизельное топливо — 5,29 тыс. руб./т вместо 4,15 тыс. руб. Это означает, что со стоимости каждого литра 95-го бензина автомобилисты будут отдавать в среднем по 10 рублей на покрытие акциза.
Заблуждение номер два
Помимо дешевой нефти, из которой якобы будут делать и продавать россиянам дешевый бензин, чиновники приводят в подтверждение своих успокоительных прогнозов еще один аргумент: мол, акцизы на самом деле не так уж и повышаются — они просто отыгрывают существенное снижение, которое стало результатом налогового маневра в 2015 году. И справедливости ради надо сказать, что акцизы в прошлом году и правда понизились: примерно на 19,5% к январю-ноябрю 2014-го. Однако это вовсе не привело к равносильному снижению цен на бензин в рознице. Так что акцизы, может, и откатываются, а вот цены только растут и растут.
Вообще, слушая такие доводы, хочется объяснить нашим либерально настроенным слугам государства одну элементарную вещь: дешевое топливо — это естественный двигатель экономического роста. Оно не только способно резко снизить нагрузку на домохозяйства, цену на общественный транспорт и общую долю транспортных расходов. Оно неизбежно окажет влияние на весь реальный сектор экономики, даст огромный импульс сельскому хозяйству, замедлит инфляцию и пр. Неужели ни единый человек в исполнительной власти до сих пор не задумался об этих возможностях?
Понятное дело, что министрам нужны деньги здесь и сейчас — чтобы дебет с кредитом сошелся, а для этого надо где-то наскрести лишний триллион. Егор Гайдар им в помощь. Но почему никто не высказал той простой идеи, что этот триллион с лихвой окупился бы, если бы в стране начала наконец теплиться хозяйственная жизнь, если бы экономику не сжимали так отчаянно в тисках акцизов, поборов, налогов и прочих топорных мер покрытия бюджетного дефицита?
Вопрос цены на бензин в современной России никогда не был прерогативой восхваляемого околоправительственными экономистами рынка. Это в первую очередь вопрос экономической и бюджетной политики. Удельный вес налоговой нагрузки в цене топлива в настоящий момент позволяет снизить цены на бензин практически вдвое. Но на это нужна ясная политическая воля. Судя по ценникам на заправках, воли этой пока что нет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости