В мире
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – В мире
Русская планета

«Учиться быть гражданином надо со школы»

Ханну Химанен. Фото: itpark-kazan.ru

Посол Финляндии в России Ханну Химанен рассказал, как в его стране организовано гражданское образование

Елена Коваленко
12 июня, 2014 11:26
7 мин
«Русская планета» и Московская школа гражданского просвещения (до 2013 года — Московская школа политических исследований (МШПИ)) продолжают совместный проект — цикл лекций. Первая беседа состоялась с правозащитником Вячеславом Ивановичем Бахминым. Вторую лекцию прочел политолог, профессор РАНХиГС, председатель Фонда ИНДЕМ Георгий Александрович Сатаров. С третьей выступил постоянный эксперт Школы, председатель Центра либеральных стратегий (София, Болгария), научный сотрудник Гуманитарного института в Вене Иван Крастев.
Четвертую лекцию прочитал член попечительского совета Школы, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Александрович Лукьянов. Затем была беседа с польским экономистом Мареком Домбровски.
Далее лекцию прочитала основатель Московской школы гражданского просвещения Елена Немировская.
В этот раз о своем видении гражданского образования рассказал посол Финляндии в России Ханну Химанен. Разговор с ним вели директор интернет-проектов Московской школы Александр Шмелев и тьютор ее дистантной программы Светлана Шмелева.
Светлана Шмелева: Сегодня мы проводим беседу с послом Финляндии в России господином Ханну Химаненом. Мы будем говорить о гражданских ценностях в школьном образовании. Защита бывает самой разной, но на самом деле знание о своих правах и обязанностях, навык гражданственности — это в чем-то тоже защита и часть универсального образования.
Ханну Химанен: Большинство слушателей наверняка знает, что в 1948 году в рамках ООН была принята Всеобщая декларация прав человека, очень важный документ. Позже были одобрены еще две очень важные конвенции: во-первых, по гражданским и политическим правам, и, во-вторых, по экономическим и социальным правам человека. Так что можно сказать, что уже довольно четко определено, какие права имеют граждане разных государств в мире.
Когда мы говорим о гражданских ценностях, мы говорим об обязанностях гражданина. Еще в античной Греции философы говорили о добром человеке или добром гражданине. Это человек, который хорошо играет свою роль гражданина. Есть такие гражданские добродетели, которыми, как предполагается, должен обладать каждый гражданин, чтобы быть полноценным, ответственным членом общества, государства. Эта концепция обязанностей человека была тоже сформулирована в рамках ООН, но это никогда не было официально одобрено.
Занятие в начальной школе в Ваасе. Фото: Olivier Morin / AFP / East News, архив
Занятие в начальной школе в Ваасе. Фото: Olivier Morin / AFP / East News, архив
Группа очень влиятельных личностей, так называемый InterAction Counsil, почти 20 лет тому назад разработала документ, который называется «Всеобщая декларация обязанностей человека», чтобы несколько сбалансировать разницу между правами и обязанностями. Там есть такие положения, например: «Если мы имеем право на жизнь — наша обязанность ценить жизнь. Если мы имеем право на свободу, то мы обязаны уважать свободу других людей. Если у нас есть право извлекать пользу из плодородия земли, то мы обязаны бережно относиться к природным ресурсам, заботиться о них и обновлять их». То есть когда мы говорим о гражданских ценностях, мы говорим о правилах игры, о правилах поведения в обществе.
Школьное образование очень способствует реализации гражданских ценностей, школа — это часть общества. У нас каждая страна, каждое государство имеет свою историю, культуру, свои традиции. Мы живем в окружении очень большого объема информации: СМИ, интернет, социальные сети и так далее. И уже давно в развитых странах пришли к выводу, что школьникам надо каким-то образом учиться вот этим правилам игры, поведению в жизни в качестве гражданина.
В разных странах, конечно, это делают по-разному. В США это называют по-английски civic education, или civics, что можно перевести как гражданское образование. У нас в Финляндии принято говорить об «обществоведении».
Для нас в Финляндии, как и для всех развитых демократических стран, очень важную роль играет Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР (OESD по-английски). Они проводят очень много сравнительных исследований как между странами — членами этой организации, так и между странами — членами ОЭСР и теми, кто туда пока не входит. Россия уже давно начала процесс присоединения к этой организации, но пока этот процесс из-за украинского кризиса заморожен.
ОЭСР — это очень своеобразная организация, там очень мало формальных критериев членства, но каждая страна — член организации учится у других членов организации. ОЭСР уже провела много международных исследований в сфере образования. И опыт стран — членов ОЭСР показывает довольно четко, что правильно организованное школьное образование помогает школьникам стать хорошими гражданами. В рамках этих исследований ОЭСР оперирует такими понятиями, как civil and social engagement, что можно перевести как «гражданская и социальная вовлеченность».
В этих исследованиях, например, говорится о семи измерениях вовлеченности, именно в смысле гражданского образования. Во-первых, это политическая вовлеченность. Это можно определить как деятельность, нацеленную на воздействие на публичную политику. Во-вторых, это гражданская вовлеченность, деятельность с уклоном на публичность без первоочередной цели воздействия на публичную политику. Третье — явка избирателей на выборах. Четвертое — межличностное доверие, доверие друг к другу. Пятое измерение — институциональное доверие, доверие к властным институтам, правительству, политическим партиям и т.д. Шестое — это толерантность, готовность распространять гражданские права на непопулярные группы населения. И седьмое — это политическая осведомленность о демократических институтах и процессах. Таким образом, когда мы говорим о гражданском образовании, мы уже понимаем, что там очень много важных моментов, которые надо учесть и оценивать.
Избирательный участок в Эспоо. Фото: Mikko Stig / AP, архив
Избирательный участок в Эспоо. Фото: Mikko Stig / AP, архив
В ходе этих исследований учащимся задают точные вопросы. У меня на руках опрос учащихся средней школы в возрасте примерно 15 лет. И можно оценить, насколько удачно работали учителя в гражданском образовании.
Приведу вот такой пример. Дается такой лозунг избирательной кампании. Цитирую: «Нам, гражданам, хватит! Голос за Серебряную партию!». Серебряная партия — это условное название. «Голос за Серебряную партию — голос за повышение налогов. Он означает конец экономического роста и трату наших национальных ресурсов. Вместо этого голосуйте за экономический рост и свободное предпринимательство. Голосуйте за то, чтобы в бумажниках у всех осталось больше денег. Давайте не потеряем еще четыре года. Голосуйте за Золотую партию!». И потом задается вопрос: «Это предвыборная листовка, вероятнее всего, подготовлена или Серебряной партией, или партией или группировкой, находящейся в оппозиции к Серебряной партии, или группой, которая пытается убедиться в честности выборов, или совместно Серебряной и Золотой партиями». Студенты должны выбрать один из вариантов ответа и уже можно определить, как они понимают политический язык.
И подобных тестов много. Например: «Почему в 1948 году одобрена Всеобщая декларация прав человека?». Даются варианты ответов: «Чтобы продвигать политические права хорошо образованных людей», или «чтобы создать более благоприятные условия между странами и, может быть, решения конфликтов между ними», или «чтобы гарантировать определенные основополагающие права каждому человеку». Там есть правильный ответ — чтобы гарантировать определенные права каждому человеку. С помощью этих тестов можно получить много информации и сравнивать уровень, качество гражданского образования в разных странах.
У нас в Финляндии есть общие принципы гражданского образования, и у нас в определенных классах преподается такой предмет, как гражданское образование, или обществоведение. Общая цель — показать студенту, как стать достойным, полноценным гражданином. Это значит наблюдать и анализировать современные явления и обстоятельства, представлять, к чему стремиться в будущем, оценивать свой образ жизни и превалирующие тенденции с точки зрения будущего и, последнее, это делать выбор и действовать во имя достойного будущего.
Светлана Шмелева: Как в Финляндии формируется правовое сознание с точки зрения государства? Как формируется навык гражданственности за исключением уроков?
Ханну Химанен: У нас есть проблема — низкая явка на выборах, на парламентских выборах — это 60–65%. В чем причина низкой явки, трудно сказать, может быть, в этом виноваты политики, они просто не привлекают, особенно молодое поколение. В Финляндии у нас обычно участвуют в выборах 12–13 партий. Сейчас в парламенте представлены восемь. И все партии стараются найти известных кандидатов, звезд кино и так далее, телевизионных таких личностей.  Многие серьезные политики и наблюдатели думают, что это нехорошо, потому что эти популярные фигуры не умеют работать на ответственных позициях, в правительстве или парламенте. И школьникам надо обязательно объяснить, что это очень важно — голосовать.
Светлана Шмелева: Спасибо, мы переходим к вопросам.
Александр Шмелев: Светлана Панкина из Красноярского края задает такой вопрос. В образовательном процессе есть две стороны: помимо тех, кого учат, есть и те, кто учит. И вот главный вопрос, который возникает в России, во всяком случае, когда разговор заходит об образовании: где собственно взять учителей? Не могли бы вы рассказать, как обстоит с этим дело в Финляндии. Есть какие-то специальные курсы, специальные учебные заведения, которые готовят преподавателей гражданского образования?
Ханну Химанен: Финляндия — это страна, где, чтобы стать учителем, надо получить университетское образование, это профессия, пользующаяся уважением. Я думаю, что большинство из финских учителей очень ответственно относятся к своей профессии, из этого следует, что они так же очень хорошо понимают гражданскую ответственность свою. Кроме того, есть дополнительные курсы, материалы.
Александр Шмелев: Евгений Тищенко из Иркутской области спрашивает, как удается не превратить гражданское образование в воспитание лояльности и покорности, и объясняет, что имеется в виду. Потому что по крайней мере в российских школах весь образовательный процесс построен на том, что учеников учат подчиняться учителю, беспрекословно выполнять то, что он требует. Как в рамках такого процесса не сбиться на то, чтобы и в гражданском образовании воспитывать лояльность и готовность выполнить любое требование власти, что бы она ни делала?
Ханну Химанен: Понятно, что, когда мы говорим о гражданском образовании, мы говорим о политике. Правительство очень уважительно относятся к, можно сказать, автономии школы. Конечно, у учителя есть довольно четкие инструкции, опубликованные школьным ведомством, но политики не могут мешать всем этим процессам. Конечно, учитель не может провозгласить революцию в школе, но может выяснить разные политические мнения. Это баланс свободы и обязанностей.
Александр Шмелев: Спасибо большое. Маргарита Фабрикант из Минска говорит, что, когда она была в Хельсинки, ее поразила вежливость всех подростков, с которыми она пересекалась. Она спрашивает, как в Финляндии удается воспитывать одновременно внутреннюю свободу и внутреннюю самодисциплину.
Ханну Химанен: Приведу такой пример. У нас в этом году исполняется 60 лет такому очень финскому явлению, как «Улыбающийся мальчик» и «Улыбающаяся девочка». Это такие маленькие бюстики, они распространяются с 1954 года. После войны все было очень строго и без каких-либо, скажем, приятных измерений. Надо было работать очень много и т.д. И кто-то подумал, что надо улыбаться, надо облегчить жизнь школьникам. И придумали награду для самых веселых ребят в классе. И вот уже 60 лет она вручается в конце школьного года. У меня тоже такая была, 11 лет мне было тогда. Может быть, это часть ответа. Все же хорошие учители пытаются не только передать информацию, знание и т.д., но и развивают личности.
Александр Шмелев: Наш выпускник из Московской области Станислав Станских интересуется ролью религии в школьном образовании в Финляндии. Учитывая, что в Финляндии есть официальное вероисповедание, даже два, — евангелическое лютеранское и православное христианство. Соответственно, присутствуют ли они как-то в школах? Молятся ли ученики перед уроками? Учат ли они основы церковной веры? Присутствует ли в классах распятие?
Ханну Химанен: У нас две государственные религии, лютеранская и православная. И в школах есть преподавание религии. И это, как говорят, для верующих.
Православный фестиваль в Хаттуваара. Фото: Boisvieux Christophe / AFP / East News, архив
Православный фестиваль в Хаттуваара. Фото: Boisvieux Christophe / AFP / East News, архив
Мы говорим, для членов этих двух церквей. Но сегодня Финляндия, конечно, совершенно другая страна, чем, скажем, 50 лет тому назад. У нас все больше иммигрантов, почти 60 тысяч россиян. Они, конечно, православные, но финская православная церковь подчиняется патриарху в Константинополе, Варфоломею. Все больше и больше мусульман. И есть значительная часть финнов, которые нерелигиозны и не хотят, чтобы их ребенок изучал религию, историю религии и т.д. Так что это возможно — не участвовать в изучении религии.
Александр Шмелев: Нина Калипова из министерства культуры Республики Коми спрашивает, есть ли в Финляндии некоммерческие организации, нацеленные на гражданское образование? И если есть, как строится их работа? Есть ли какое-то взаимодействие с государственным аппаратом, финансовая помощь, гранты? Или они полностью независимы от власти? И как они работают со школами и работают ли?
Ханну Химанен: Есть разные общественные организации, которые занимаются преподаванием таких предметов или материалов. Есть такие организации, которые очень тесно связаны с политическими партиями. Они сегодня слабее, чем раньше. Но есть и гражданские учреждения образования, большую часть средств они получают от государства и муниципалитетов.
Александр Шмелев: Бывают ли среди вот таких некоммерческих организаций, например, организации, получающие финансирование из-за рубежа?
Ханну Химанен: Да, я думаю, такие тоже есть. British Counsil, Альянс Франсез, Гете-институт и т.д. Работают активно в Финляндии и организуют не только языковые, но и другие курсы. Я думаю, что у нас с этим нет никаких проблем.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ