Минфиновские наперсточники и два акцизных рубля
Табло автозаправочной станции. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Табло автозаправочной станции. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Министерство финансов хочет отнять у утопающих в долгах регионов доходы от топливных акцизов

Давно славящийся изобретательностью по части отъема денег у населения Минфин разыграл еще одну виртуозную комбинацию — на этот раз с повышением топливных акцизов, которое было спешно одобрено и Госдумой, и Советом Федерации в один день.

Ведомство Антона Силуанова подготовило законопроект, лишающий региональные бюджеты 23% поступлений от упомянутых акцизов. До сих пор такие доходы доставались регионам в полном объеме. Таким образом Минфин планирует заполучить для федеральной казны 68 млрд рублей в текущем году и 81 млрд — в 2017-м. Как будут восполнять выпадающие доходы на местах, в ведомстве, похоже, никого не волнует.

Получи свой золотой

Бензиновый акциз в соответствии с решением законодателей должен повыситься с 1 апреля на 2 рубля. Сборы с дизтоплива вырастут на рубль. В результате с каждой тонны проданного на внутреннем рынке бензина 5-го класса государство будет получать в виде акциза 10 130 рублей, с тонны солярки — 5293 рубля.

Аргументируя необходимость такого шага, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что «это дополнительные деньги в регионы, бюджеты многих из которых худые, их надо пополнить». Об этом же говорилось в заключении правового управления Сената. Естественно, члены Совфеда — сами выходцы из регионов, прекрасно представляющие, как трудно нынче сводить бюджетные концы с концами на местах, — отвергнуть такое предложение не могли и проголосовали за.

Меж тем в Минфине — который, кстати, и стал инициатором повышения — уже тогда осторожно намекали на то, что рассматривают эту меру совсем в ином ключе. Заместитель главы ведомства Юрий Зубарев, выступая в Госдуме, заявил, что это «вынужденная мера по мобилизации доходов федерального бюджета». «В текущей крайне сложной бюджетной ситуации это единственный способ пополнить дорожные фонды», — подчеркнул замминистра.

Кто кого перехитрил

Это сейчас то, что Минфин изначально не собирался полностью отдавать регионам акцизные доходы, уже стало ясно как день: некоторые журналисты утверждают даже, что в ходе думского выступления Зубарев упоминал-таки, что средства будут зачислены в федеральный бюджет, который «сможет гарантировать неуменьшение как региональных, так и федерального дорожных фондов». Однако тогда парламентарии этих слов то ли не услышали, то ли предпочли не задумываться над ними. А в сопроводительных документах о передаче акцизных сборов в федеральный бюджет ничего не говорилось.


До 2014 года в России действовала формула, по которой 72% акцизных сборов оставались в регионах, а 28% перечислялись федеральному центру. Однако после того, как территории столкнулись с серьезными финансовыми трудностями и галопирующим ростом долгов, центр пошел им навстречу и разрешил оставлять себе 100% акцизных сборов.


Теперь Минфин уже в открытую говорит о своей идее, что называется, «отнять и поделить»: по мнению ведомства, 77% поступлений регионам вполне хватит, а остальное должно вновь пойти в государственную казну.

За чей счет праздник?

Нельзя не отметить, что повышение топливного акциза — один из любимых рычагов российского правительства по выжиманию дополнительных доходов в консолидированный бюджет. В 2013-м министры подняли акциз сразу в два раза. В этом году акциз на Евро-5 вырос с 1 января на 36%, а на дизтопливо — на 20,3%.

Тогда нефтедобывающие компании уверяли, будто не стали пропорционально повышать отпускную цену (впрочем, как и понижать вслед за падением цен на нефть). Однако в этот раз такие заявления уже не звучат. Руководство ЛУКОЙЛа и вовсе призналось, что, пытаясь сохранить цены прежними, компания понесет потери в 30 млрд рублей, чего, разумеется, не может себе позволить. А значит, за весенний акцизный рост совершенно точно придется платить потребителям. По мнению возглавляющего ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова, апрельское повышение акцизов приведет к 10-процентному росту цен на топливо в течение года.

Президент ОАО «Лукойл» Вагит Алекперов

Президент ОАО «Лукойл» Вагит Алекперов. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

В свою очередь, правительственные эксперты утверждают, что цены подрастут на 7–8%. Однако и в этом случае издержки для экономики будут огромны. Сильнее всего пострадают сферы с длинными логистическими цепочками: сельское хозяйство, строительство, ритейл; нет сомнений, что как минимум часть их затрат придется взять на себя рядовым гражданам.

Что такое хорошо и что такое плохо

Что же касается перекладывания госсредств по бюджетным карманам, то, с одной стороны, разница невелика: что из региональных, что из федерального бюджета сборы топливного акциза все равно должны идти только на строительство и обслуживание дорог. Но, с другой стороны, число территорий с профицитными бюджетами в РФ и без того постоянно сокращается с 2010 года. Пять лет назад их насчитывалось 20, а к 2015 году осталось 14. Долговая нагрузка для многих субъектов федерации уже стала неподъемной. До конца года регионы должны суммарно выплатить различным кредиторам 400 млрд рублей, а в 12 краях и областях долги превышают годовые доходы.

Именно по этой причине несколько лет назад федеральный центр решил помочь субъектам, дав им государственные займы для замещения коммерческих и ту самую возможность оставлять себе 100% акцизных сборов. Однако щедрости Минфина хватило ненадолго: подождав для проформы некоторое время, чиновники решили отобрать один из двух «пряников», выданных регионам.

А пока они думали, долговая нагрузка на регионы только за последний год возросла еще на 32%. В этих условиях зажимать один из немногих источников дохода — опрометчивый шаг.

Именно на региональные бюджеты приходится значительная часть социальных выплат и зарплаты сотрудников медицинских, культурных, образовательных и других госучреждений. Их дефолт хлестнет по благосостоянию миллионов людей, а через их пустеющие кошельки доберется и до сферы потребления. Следом начнут страдать уже малый и средний бизнес, автопром, строительство жилья — словом, все отрасли, завязанные на внутренний рынок. Вот он и готов — новый виток кризиса.

Страшно подумать, что придумает Минфин, чтобы с ним справиться…

Россия сохранит военные базы в Сирии Далее в рубрике Россия сохранит военные базы в СирииДальнейшим урегулированием сирийского кризиса займутся дипломаты

Комментарии

15 марта 2016, 14:23
Дойка регионов в пользу обороны и поддержки внешних трат. Так было всегда и так будет всегда. Масштабы только разные.
16 марта 2016, 14:30
Уже доить нечего - и так обобрали до нитки, учитывая что конечным козлом отпущения как всегда народ выступает!
15 марта 2016, 15:41
Бензин дорожает, Платон работает, На некоторых федеральных трассах на каждые 100 км пути по 2-3 платных участка уже введено, и останавливаться не собираются - халява затягивает. А дороги как были убитые в хлам, так и остались. А они все ищут деньги не ремонт дорог..

А не пора ли просто построить один раз хорошие дороги и забыть о них на 10 лет? Вместо этого миллиарды на ямочный ремонт выбрасывают каждую весну. А через год все повторяется. Так никаких денег не напасешься
15 марта 2016, 15:43
в нашей суровой климатической зоне, да с нашими перегруженными сверх всякой меры фурами, построить такие дороги нет никакой возможности
15 марта 2016, 23:33
Слышали, оказывается МВД предлагает запретить частным лицам регистрировать на себя грузовики и автобусы.Якобы, для благотворного влияния на безопасность дорожного движения.
16 марта 2016, 10:45
Я не сторонник закручивания гаек, но в сфере большегрузов действительно пора наводить порядок. Слишком велик теневой сектор, слишком много фур на трассах. Нужно как-то распределять грузооборот между жд и автотранспортом, иначе скоро везде будут одни фуры
16 марта 2016, 14:32
Не только "Платон", но и региональные муниципалитеты и "Росавтодор".
За последний год появились пункты взимания денег чуть ли не на всех основных федеральных трассах! Причем, несмотря на то, что сами дороги эти строились ещё в советское время, а потом лишь ремонтировались...!
Произвол в высшей степени!!!
16 марта 2016, 14:28
НЕ трогайте Лукойл, изуверы! Единственные нормальныя АЗС в России, торгующие качественным топливом!!!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»