Новости – Общество
Общество
Пенсионный тупик
Фото: Наталья Львова/ТАСС
Власти намерены в четвертый раз подряд установить мораторий на формирование накопительной части пенсии
15 марта, 2016 12:30
6 мин
Стало известно, что российское правительство вновь рассматривает идею заморозки накопительной части пенсий. Впервые такое решение было принято в 2013 году (не без умолчаний и подковерных игр), и два следующих года на счета граждан не поступали перечисляемые ими социальные взносы (6% от заработка). Главным проповедником нового курса был заместитель главы Минфина Алексей Моисеев, едва ли не самый откровенный чиновник правительства (правда, на этом его польза для России заканчивается, хотя получает этот болтун более 54 тысяч рублей каждый день, включая выходные и праздники, а также имеет пять квартир средней площадью 170 м2 каждая). И Моисеев, и его босс Силуанов клялись тогда, что эта мера разовая.
Чтобы не больно
Что ж, финансовые власти, возможно, действительно не имели доступа к планам властей политических, но бессмысленно говорить о том, что кризис для России начался с крымского референдума. Нет, он начался с неумелого планирования, с тупиковой модели экономики, с массовых хищений, с лавинообразного бегства капиталов, с несменяемости некомпетентных руководителей. И негативные тенденции, столь очевидные сейчас, были заметны и в «мирном» 2013 году, почему и потребовалось применять столь сильнодействующие меры (кстати, не случайно программа поддержки инвестиционных проектов была задумана в то же самое время).
Врали нам и позже: так, премьер-министр Дмитрий Медведев уверенно говорил, что с 2016 года систему восстановят, из чего разумные люди сделали вывод: на свои накопления впредь можно не рассчитывать. И действительно, в 2015 году мораторий был лихо продлен еще на год, а сейчас, кажется, речь идет о четвертом моратории подряд — это как у собаки хвост резать по маленькому кусочку, «чтобы не так больно было».
Экономия для бюджета от этого решения — 400 млрд руб. в год, ежемесячно примерно по 250 руб. необъявленного налога с каждого россиянина, невзирая на возраст — от колыбели до смертного одра.
Впрочем, способность стыдиться у чиновников Минфина, как ни странно, еще осталась — ничем иным не объяснить то, что каждый год они придумывают новые поводы для продления накопительного моратория. В этот раз, впрочем, они использовали последний аргумент — о грядущей реформе пенсионной системы вообще.
Реформаторский зуд
Вы замечали, что в «период стабильности» нас окружали постоянные эксперименты и реформы? Вспомните, как менялась на глазах система здравоохранения: что ни год — новые правила. Как мутировали школьные программы и формы экзаменов. Как Госдума принимала по 400 законов в год, не сильно вчитываясь в их текст. Практически во всех сферах постоянно идут никому не нужные реформы, призванные, во-первых, оправдать существование неимоверного количества чиновников, а во-вторых, перераспределить финансовые ручейки обеспечения госаппарата.
Мы не призываем к застою (хотя стабильность лучше нестабильности), но, согласитесь, смешно, когда несколько отменяющих друг друга реформ подряд проводят одни и те же люди. Нелюбовь Владимира Путина к кадровым перестановкам известна и не раз декларировалась им самим, но подобный консерватизм очевидным образом идет во вред России.
Министр финансов РФ Антон Силуанов
Министр финансов РФ Антон Силуанов. Фото: Павел Бедняков/ТАСС
Отсюда же и проблемы в пенсионной сфере. Силуанову и Моисееву банально не хватает квалификации для того, чтобы выстроить функционирующую систему. А верховной власти не хватает мужества для проведения болезненной реформы, связанной с повышением пенсионного возраста, после чего уже можно будет вернуть людям возможность активно накапливать средства на жизнь, скажем, после 63 лет.
Сейчас накопительные средства «молчунов», то есть граждан, не написавших заявления о переводе их накоплений в негосударственные фонды и управляющие компании, находятся в распоряжении терпящего катастрофу ВЭБа, которому даже грандиозные пенсионные средства не помогли избежать фактического краха.
Государство умывает руки
Не будем вдаваться в дискуссии о том, хороша накопительная система сама по себе или нет. Можно точно сказать, что нам не подходит западный вариант, который, варьируясь в разных странах, сводится к тому, что минимальную пенсию вы получите в любом случае, а остальное накапливайте по собственному разумению. Россияне в массе своей привыкли к патерналистской модели государства, которое возлагает все «неинтересные» вопросы типа взимания налогов или выплаты взносов на себя и работодателей. Новое поколение потихоньку отказывается от этого стереотипа, но нет уверенности, что это долгосрочная тенденция. Поэтому даже полная ликвидация накопительной системы — в отличие от повышения пенсионного возраста — никаких социальных последствий не вызовет. Хотя первое — это вопиющий отказ государства от собственных обязательств, а второе — естественный процесс, связанный с увеличением продолжительности полноценной жизни.
Другой вопрос, что в сложившихся реалиях государственная накопительная система оказалась пустышкой. Ничего не достанется поколению, решившему вкладываться в собственное будущее через официальные структуры, — нынешние социальные отчисления с трудом покрывают текущие пенсионные расходы. Ситуация доведена до того, что осталось два реально действующих способа как-то инвестировать в свою старость — рента от недвижимости и валютные депозиты. Хотя в случае коллапса доллара и ФРС не спасет и это, но строить прогнозы на тип новой финансовой системы не берутся даже опытнейшие экономисты. А в нынешней ситуации доверять государственным структурам и в первую очередь Минфину — самоубийственно. Государство умыло руки в той самой мутной водице, из которой, как в начале 1990-х, каждому из нас предоставлены права и свободы выплывать самостоятельно.
* * *
Ежегодный мораторий — это профессиональный позор, это трусость чиновников, не способных принять четкое решение, постоянно перекладывающих ответственность друг на друга и… на следующий год.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости