Новости – Общество
Общество
Последняя стадия капитализма
Валентин Катасонов на презентации книги. Фото: Алексей Совертков/Русская планета
В своей новой книге известный экономист Валентин Катасонов прощается с мировой финансовой системой
19 февраля, 2016 14:45
6 мин
18 февраля 2016 года в рамках работы Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова прошла презентация новой книги видного экономиста, доктора наук, профессора МГИМО Валентина Юрьевича Катасонова. В год столетия знаменитой работы Владимира Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» Валентин Юрьевич выпустил труд, прямо ссылающийся на этот текст и одновременно полемизирующий с ним: «Финансовый империализм как высшая и последняя стадия капитализма». Книга, по сути, содержит в себе приговор современной экономической системе.
В первой части презентации автор подробно разобрал книгу Ленина, вышедшую, напомним, в разгар Первой мировой войны. Данную работу Валентин Катасонов считает одной из лучших у знаменитого революционера, хотя и является она по сути своей умной и профессиональной компиляцией. Главная заслуга Ленина здесь — формулировка пяти основных признаков империализма. Новое поколение практически не знакомо с трудами советского «вечно живого» классика, поэтому нелишним будет привести эти классические признаки здесь, благо актуальны они и поныне.
1. Концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни. Есть? На каждом шагу, и не только в отношении высоких финансовых материй. Скажем, московский снос рынков и киосков в угоду «Пятерочкам» и «Магнитам» — яркий пример. Концентрация почти 90% ипотечных кредитов в Сбербанке и ВТБ-24 — тоже.
2. Слияние банковского капитала с промышленным и создание на базе этого финансового капитала финансовой олигархии. Характеристика этого процесса — основной предмет научных интересов Валентина Катасонова. Чуть позже мы поговорим о том, кто же в действительности правит мировыми деньгами.
3. Вывоз капитала становится важнее вывоза товаров. С точки зрения здравого смысла, например, римлянина I века до нашей эры — бред абсолютный: как инструмент обмена может быть важнее живой еды или вещей? Сейчас — суровая реальность.
4. Образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир (картели). Известно, что практически весь ассортимент супермаркетов прямо или косвенно контролируется всего 10 корпорациями, а конкуренция между брендами — миф для не слишком информированного покупателя. Coca-Cola, PepsiCo, Kraft Foods, Nestlé, Procter & Gamble, Johnson & Johnson, Unilever, Mars, Kellogg’s, General Mills — в конечном счете все ваши зарплаты уходят им.
5. Закончен территориальный раздел земли крупнейшими капиталистическими державами, начат передел. Вы не понаслышке знаете, что процесс изменения границ сейчас актуальнее, чем когда-либо за последние 70 лет.
Встает вопрос — как получилось, что все признаки высшей стадии капитализма Ленин усматривал уже в 1916 году, но актуальными они остались и по сей день? А дело в том, что эволюция политико-экономической системы — дело небыстрое. Ленин писал о завершении формирования нового, империалистического мира — Катасонов через 100 лет констатирует начало его распада. Век — это совсем не много, когда речь идет о финансовых эпохах. Тем более что за это время к определению ситуации добавились два новых слова — «финансовый» и «последняя».
Фото: NIKLAS HALLE'N / AFP
Империализм окончательно стал финансовым, миром правит доллар и только доллар, реальное производство и обыденные услуги мало волнуют «серьезных людей». Нет, деньги подавляли людей буквально с момента своего возникновения, но именно сейчас они стали абсолютом.
Но в реальной жизни нет места абсолюту, и в книге Валентин Катасонов убедительно показывает хрупкость современной системы, демонстрирует разбегающиеся по ней трещины. Основной тезис: «Да, наша экономика больна, тяжело больна. Но западная — мертва».
Дело в том, подчеркивает Катасонов, что «золотой миллиард» существует исключительно за счет займов, внешний долг «развитых стран» огромен и очевидным образом никогда не будет возвращен. На любой «экономический рост» США в размере, скажем, 2% за год приходится увеличение национального долга на 5%, то есть на деле никакого экономического роста нет, страна откровенно проедает мировые ресурсы, просто не думая о завтрашнем дне. Пока у Соединенных Штатов есть возможность рефинансировать свой долг, просто печатая новые деньги, но это мина не слишком замедленного действия. Если все доллары мира одновременно отнести в магазины, большинство «покупателей» уйдет ни с чем: долларов в мире намного больше, чем обеспечивающих их ценностей.
В своей книге Валентин Катасонов показывает, как устроена система управления миром через крупнейшие банки (ключевым из которых, как ни странно, является английский Barclays), раскрывает систему их реальных владельцев, называет корпорации, реально владеющие основными активами этих банков, а по совместительству, видимо, и Федеральной резервной системой США. Это не конспирология и не «теория заговора», а факты, подтвержденные финансовыми документами: мировой экономикой рулит весьма ограниченное число лиц, и никакого отношения к «представительной демократии» и политическим силам они не имеют. Да и вообще не любят публичности.
Но живут они в долг, и долг этот, повторимся, отдавать не собираются. А значит, впереди серьезнейшие потрясения, которые целиком изменят лицо мира. И они уже начались.
В книге Валентин Катасонов подробно разбирает греческий и украинский финансовые кризисы, называя их лишь первыми признаками будущего экономического краха. Жизнь в долг исчерпала себя, а бесконечно печатать валюту — значит окончательно подорвать всю денежную систему мира, спровоцировав возвращение доисторической бартерной экономики.
Монополистический империализм собрал все активы мира в руках немногих людей. Но как бы сильны они ни были, против шести «незолотых» миллиардов им не устоять.
На вопрос, как же будет выглядеть мир после этого кризиса, Валентин Катасонов ответа не дает. Слишком большие силы будут задействованы, слишком страшные потрясения нас ожидают. Сейчас можно только строить прогнозы с той или иной степенью вероятности. Победителя в будущей схватке предсказать невозможно — только угадать. А вот проигравшие уже известны — это в первую очередь «золотой миллиард», которому впервые за сто с лишним лет придется жить по средствам.
Впрочем, Валентин Юрьевич уверен, что мы увидим этот новый мир своими глазами, и на фоне мрачных предсказаний это внушает осторожный оптимизм. Хотя понятно, что за свое исключительное положение и право паразитировать Соединенные Штаты будут биться до последней капли чужой крови.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости