Новости – Общество
Общество
Прокуратура отодвинула ФАС
Во время форума-выставки «Госзаказ» в «Крокус Экспо». Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Россия мучительно, с сомнениями и оговорками, пытается прекратить воровство бюджетных денег через систему госзакупок
1 августа, 2016 17:00
5 мин
Любопытный документ подписал генеральный прокурор Юрий Чайка — приказ о борьбе с коррупцией (вернее было бы сказать — «казнокрадством») и откатами при исполнении государственных заказов.
Черные дыры закона
«Русская Планета» многократно писала о механизмах присвоения бюджетных средств через систему госзаказа. О том, что деньги выводятся за границу. О том, что честной борьбой на тендерах и не пахнет. Понятно, что без вмешательства компетентных органов остановить этот мутный поток было невозможно. И, хотя компетентность означенных органов вызывает все больше сомнений (в исполнении нашего генпрокурора такой приказ выглядит в стиле «чайки против рыбы»), работать над очищением системы госзаказа все равно нужно.
В это трудно поверить, но у нас до сих пор нет уголовной ответственности за нарушения при госзакупках — она может наступить только при доказанном присвоении средств, а вот даже самая наглая аффилированность подрядчика с заказчиком повлечет максимум крупный (на деле символический) штраф. Нет всерьез прописанного понятия «конфликта интересов» (скажем, когда мэрия делает крупный заказ на плитку, которую производит завод жены или дочери мэра — ведь сам мэр не входит в закупочную комиссию). Подрядчик имеет право не раскрывать своих субподрядчиков — а ведь крупные заказы чаще всего исполняются через механизм субподряда, а победитель тендера — по сути, сидящая на проценте прокладка. Понятно, что все эти и другие особенности законодательства — результат активного лоббирования депутатов и министерских чиновников, которые сами активно используют подобные схемы дополнительного заработка.
Однако современная ситуация в российской экономике настолько плоха (по сути, мы проедаем резервы), что политическая воля экономии бюджетных средств постепенно становится сильнее казнокрадского лобби. Ведь через черные дыры законодательного вакуума в системе госзаказа ежегодно утекают такие средства, на которые можно было бы содержать вполне благополучное небольшое государство. Собственно, именно это и происходит — на закупках у нас уже сидит «государство в государстве», представители «золотого миллиона».
Система госзаказа вызывала сомнения всегда, но в последнее время все больше тревожных симптомов: постоянно растет число закрытых аукционов и конкурсов, закупок в особом порядке, закупок у единственного поставщика (чем крупнее заказ, тем выше вероятность, что поставщик окажется единственным). То есть используются все способы обхода самих идей законов 44-ФЗ и 223-ФЗ, а законодательство при этом ощутимо отстает. Худшему в истории России шестому созыву Госдумы почему-то было важнее запрещать кружевные трусы и вводить возрастную маркировку всего, что написано. Заниматься госзакупками придется уже седьмому созыву.
Забытые преступления
Список других (кроме внесения изменений в законодательство) конкретных мер борьбы с казнокрадством в приказе Чайки стандартен: проверки, расследования, особенно в милых сердцу и карману силовиков сфере закупок Минобороны и МВД. Возможны также ограничения срока участия конкретных лиц в закупочных комиссиях, резкий удар по субподряду (не более 30% от общего объема заказа), проверка аффилированности членов комиссии и местного руководства со всей цепочкой субподрядчиков, а также — очень важный, уникальный для России пункт — введение ответственности госзаказчика за отсутствие претензий к подрядчику, если тот нарушает условия. Господа, если мы всерьез начнем штрафовать и сажать чиновников за бездействие, у нас за два-три месяца полностью сменится управляющий аппарат государства — что, скорее всего, пойдет государству на пользу.
Россия находится в большой беде. Долгие годы неадекватного управления экономикой привели только к созданию небольшой подушки безопасности, которой в лучшем случае хватит на 2–2,5 года. В противостояние с Западом страна вступила, не рассчитав собственных сил: те самые государственные деятели, которые первыми радовались внешнеполитическим событиям и «Русской весне», не забывали постоянно пополнять свои счета через подконтрольную им систему тендеров и откатов. Как результат — казна пуста, кредитов ждать неоткуда, государственные деньги стали виллами в Испании, Эмиратах и Флориде, и возвращать их никто не будет. Нет сомнений, что казнокрадство 2000-х заиграют за давностью лет, как приватизацию 1990-х.
Но нам необходимо уберечь хотя бы то, что осталось, суметь перейти от проедания запасов к самоокупаемости. Государственные компании, потенциально локомотивы экономического роста, одна за другой декларируют крупные убытки, одновременно совершенно не стесняясь тратить неадекватные средства на закупках. Про госучреждения и говорить нечего: они по определению планово-убыточны, но их траты, которые постоянно выявляет Счетная палата, никак не укладываются в рамки здравого смысла.
По сути, Генпрокуратура занялась тем, что на днях пыталась сделать ФАС: решила поставить контролера при каждой крупной сделке. При хорошем управлении такой ход позволит уменьшить государственные расходы, при плохом — увеличит их на сумму реальных доходов такого контролера.
***
Чего хочет Генпрокуратура — пресечь казнокрадство или получить с него свою долю? С кем вы, товарищ Чайка? Ответ мы узнаем примерно через год — по исполнении государственного бюджета на первую половину 2017 года.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости