Новости – Люди
Люди
Тендер для Бендеров
Фото: Артем Коротаев/ ТАСС
Механизм госзаказа позволяет своровать даже на покупке половых тряпок
13 августа, 2015 09:00
11 мин
Какой сайт самый интересный в российском интернете? Исключая, конечно, тот, статью на котором вы только что начали читать. Соцсети? Объявления? Анекдоты и торренты? Ресурсы для взрослых, для меломанов или для либералов? Все это полная ерунда. Самый интересный сайт — портал госзакупок zakupki.gov.ru. Здесь кипят такие страсти, крутятся такие деньги, проворачиваются такие дела, что все остальное потом кажется мышиной возней, не стоящей внимания солидного человека.
Главное — цена
От одной строчки на «закупках» порой зависит перемещение сумм, на которые с легкостью можно было бы приобрести все остальные русскоязычные сайты. Три самых дорогих лота — все они поданы «Роснефтью» и посвящены закупке сырой нефти — суммарно оценены в 543 млрд рублей. Это примерно годовой ВВП Армении. А лотов на сайте — мама не горюй… Не удивительно, что даже профессия отдельная есть — читать сайт госзакупок. Именно на этом в свое время сделал себе имя Алексей Навальный, ранее занимавшийся лишь троллингом крупных корпораций, небольшими пакетами акций которых он владел.
Регулируют же эту впечатляющую сферу всего два закона: 44-ФЗ (с начала 2014 года заменивший знаменитый 94-ФЗ) и 223-ФЗ. Общий смысл всей процедуры «открытого аукциона» — а именно в такой форме закон предписывает проводить большинство закупок для государственных нужд — красочно сформулировал писатель Юрий Бригадир:
«К примеру, есть госзаказ на софт. Тут вроде как набегают разные конторы со своими предложениями... <…> Потом собирается авторитетная комиссия, с представителями Госимущества и обязательно еще там с каким-нибудь надзорным органом. В атмосфере особой торжественности открываются запечатанные конверты. И оцениваются предложения. По ряду параметров. Насколько серьезная фирма (сколько там специалистов с высшим образованием, со степенями, то-се)... Как софт будут писать... Ну, и самое главное, –— цена. Смета. Почем. За какое бабло. Вот это самое главное, потому что, как правило, тендер выигрывает самое дешевое предложение». (Из повести «Дневники тестировщика», 2012 г.)
После этого автор переходит к описанию способов обойти данный закон — и закономерно сбивается на совершенно нецензурную речь. Потому что в сфере расходования бюджетных денег у нас творится полнейший беспредел и не счесть формально законных способов отдать подряд нужной фирме за нужные деньги.
Золоченые кровати и бельевые прищепки
Самым знаменитым лотом всех времен стал, пожалуй, заказ Министерства внутренних дел, в 2009 году пожелавшего прикупить «кровать из вишни, декорированную ручной резьбой, покрытой у изголовья и изножья тонким слоем золота — 24 карата 999-й пробы». Позже выяснилось, что ничего жуткого в заказе нет: роскошное ложе требовалось для небольшой гостиницы, где останавливаются высшие чины из зарубежных силовых ведомств, но свою долю негатива ведомство Рашида Нургалиева получило, а сам министр еще на шаг приблизился к отставке.
Фото: «Русская Планета»
Фото: «Русская планета»
Но основная масса публикаций не о нефти и роскоши. Учреждения закупают канцтовары, ищут ремонтников, то есть живут повседневной жизнью. Нет, кажется, той мелочи, которую нельзя найти среди бюджетных тендеров. Вот кому-то в Иркутской области нужны были 35 расчесок и 10 веников, половые тряпки и бельевые прищепки. Быстрее и проще было бы сбегать в ближайший магазин или на рынок и купить все там. Так ведь нет: надо было опубликовать объявление, вычитывать поступающие заявки, проверять документы каждого претендента (мало ли, вдруг гендиректор не соответствует строгим «Требованиям к поставщикам половых тряпок и прищепок»!), наконец, подписывать многостраничные договоры по 44-ФЗ и выкладывать все документы на сайт…
Стоимость сей бюрократической возни явно превышает 5500 рублей, выделенных на саму закупку. И это при том, что для мелких приобретений предусмотрены законные процедуры, позволяющие обойтись и без аукциона.
Всегда дороже рынка
Существует мнение, что для государства все покупается намного дороже рыночной цены, в стоимость закладывается «откат». Мы решили проверить это на всем знакомых 19-литровых бутылках с водой — самой обыкновенной, чистой природной. Скажем, в аппарате по обеспечению деятельности Якутской городской думы готовы платить по 192 рубля за каждую такую бутылку, а в центре реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Омский» — всего лишь 130 рублей. Оно, конечно, и понятно: Якутск — город отдаленный, вода туда дольше течет… Но как быть с муниципальным центром реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся» в Новосибирске? Там платят за подобную бутылку целых 200 рублей: все лучшее — детям! Кстати, контракт заключен по максимальной стоимости. Тендеры эти, правда, проводились не одновременно, но уложились в полгода, так что особых оснований для радикального подорожания питьевой воды не было.
Посмотрев находящиеся в открытом доступе прайсы продавцов бутилированной воды, мы с легкостью нашли предложения по 110–120 рублей за бутылку при условии самовывоза в Москве; в Якутске она подешевле — примерно по 100 рублей, в Новосибирске подороже —130–150 рублей. То есть перебор по цене, безусловно, есть. Вроде бы мелочь, а денежка из наших налогов капает подрядчикам ни за что.
Подчеркнем, что это отнюдь не российское ноу-хау, все уже придумали за нас. Так, в США в свое время прославилась корпорация «Сперри», ухитрившаяся поставить военному флоту диоды по сто десять долларов за штуку при нормальной оптовой цене четыре цента. Чтобы доказать нелепость цены, разоблачивший сделку бывший моряк просто принес в министерство пакетик с этими диодами из ближайшего магазина.
Кушать хочется всегда
Есть немало сведений и о роскоши, которую заказывают чиновники для своих банкетов, в том числе, кстати, санкционные товары. Например, московская мэрия прямо сейчас очень хочет кушать сыры бри, рокфор, грюйер и дор-блю и готова платить из нашего кармана более 2000 рублей за килограмм данных продуктов. Но простым поиском такие лоты не найти: мало кто выносит название деликатесов в заголовок лотов. Конкретный список продуктов сообразительные заказчики обычно прячут «вглубь» документов, приложенных к объявлениям. Формально они опубликованы, но фактически невидимы для поисковых систем и нечитаемы абсолютным большинством посетителей портала госзакупок.
Таким образом, например, закупают черную икру, но почти исключительно для развода осетровых. Единственное найденное нами исключение за последние годы — училище олимпийского резерва №1 Свердловской области, которое в 2011 году потратило 1,6 млн рублей на 50 кг черной икры (хотя готово было заплатить и больше — 2,15 млн рублей). Что ж, икра и впрямь положительно сказывается на здоровье спортсменов, если, конечно, она до них доходит.
А вот икру лососевых (красную) закупают все кому не лень, например казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Берегиня"». Правда, ему потребовалось всего полтора килограмма: если трудные подростки не перехватили товар, руководство наверняка провело неплохой банкет.
Должен остаться только один
Однако самые большие государственные деньги уходят, конечно, не на воду с расческами, и даже не на икру. Если посмотреть в «элиту» госзакупок — проекты стоимостью свыше 10 млрд рублей, мы увидим, что никакой конкуренции тут нет: итог аукциону практически всегда подводит строчка «Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)» или «Закупка у единственного источника». При этом далеко не всегда очевидно, почему по тому или иному проекту поставщик может быть только один. Приведем пару примеров.
Техническое обслуживание объектов электросетевого хозяйства Министерства обороны РФ в ближайшие годы обойдется нам с вами в 17,7 млрд рублей. Понятно, что ведомство, столь плотно связанное с государственной тайной, просто не может отбирать исполнителей на открытом конкурсе. Обязательному общественному обсуждению заказ тоже не подлежит — все строго секретно.
А вот государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» заказала научно-исследовательскую работу на тему «Исследование состава проб окружающей среды на предприятиях госкорпорации "Росатом" в целях обеспечения защиты информации». Вроде бы тоже тайна, тоже логично отсутствие открытого конкурса. Но каким вообще образом проба дерна может повлиять на «защиту информации»? Тема исследования выглядит полным бредом, но «Закупка у единственного поставщика» была проведена успешно, 10 миллионов бюджетных рублей освоено.
Научно-исследовательская работа
Научно-исследовательская работа. Фото: Сергей Венявский / РИА Новости
Наука прежде всего
Вообще, покупка «воздуха», интеллектуального труда — едва ли не самое занятное на портале госзакупок. С той же ценой бутилированной воды особо не пошутишь: любой начальник, любой горлопан может сравнить стоимость с рыночной и задать логичные и неудобные вопросы. Но когда речь идет о «научной работе», начинается беспредел. Так, на излете лужковского правления правительство Москвы потратило несколько десятков миллионов рублей на анализ причин колейности на дорогах. Исследование убедительно доказало, что причиной возникновения колей является следование большого количества автомобилей по одной и той же траектории (спасибо, Капитан Очевидность!), а кто-то построил себе новый домик в Барвихе.
Эта схема, вероятно, не умрет никогда. Вот, например, решило правительство поддержать малый бизнес, спустило эту задачу в ведомства. И федеральное государственное бюджетное учреждение «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» уже заказывает «Исследование практики, методов, процедур, технологий и механизмов оказания услуг, предоставляемых Европейской сетью поддержки предпринимательства российским малым инновационным предприятиям в сфере установления международного делового сотрудничества, разработка предложений по повышению эффективности использования возможностей, методов, процедур, технологий и механизмов этой сети в интересах увеличения количества российских малых инновационных предприятий, успешно работающих в странах полноправных членах сети EEN». Вообще говоря, это работа для дюжины усердных студентов — можно хороший диплом написать по этой теме. Но бюджету данное удовольствие будет стоить 18 013 333 рубля, а длинный список требований к будущему победителю однозначно намекает на то, что бенефициар сделки кому-то известен заранее. При этом пункта «Обоснование цены» в пакете конкурсных документов не обнаружено.
Подобных проектов на портале сотни. Знаменитые 750 тысяч долларов, выплаченные из бюджета Сколково депутату Госдумы Илье Пономареву за «выполнение научно-исследовательских работ», — лишь фрагмент общей системы безудержного «распила» бюджета под видом интеллектуальной работы. Очевидно, что здесь надо чистить в первую очередь: жестко и без церемоний, ибо назрело.
* * *
Так и живет самый интересный российский сайт, место, где ответственные граждане тратят деньги электората — кто-то аккуратно и с умом, кто-то, как несчастная нищая «Роснефть», с лихостью неимоверной. Кто-то по совести, кто-то по наглости. Зеркало современной России, средоточие ее проблем. Госзакупки, без которых все равно никак и никогда не обойтись.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости