Новости – Общество
Общество
ФАС качает мышцу
Здание ФАС России. Фото: Михаил Фомичев/РИА Новости
Антимонопольная служба ищет особого статуса, но не может добиться элементарного уважения
29 июля, 2016 16:00
7 мин
21 июля замглавы ФАС Сергей Пузыревский разослал пулу бизнес-сообществ проект указа президента «Об основных направлениях государственной антимонопольной политики». До 1 августа деловое сообщество может прислать Пузыревскому свои соображения и комментарии.
Помимо отдельных пунктов, очерчивающих базовые направления деятельности службы, указ утверждает Национальный план развития конкуренции на 2017–2018 годы.
Новые полномочия
Документ обсуждался и дорабатывался на совещаниях с участием помощника президента Андрея Белоусова и загадочного министра без портфеля Михаила Абызова, отвечающего за взаимодействие с «открытым правительством». Вероятно, ведомство Игоря Артемьева заранее ищет себе союзников, так как предполагает, что многие его идеи вызовут споры.
Очерчивая основные направления деятельности ФАС — антимонопольное регулирование, тарифное регулирование, контроль госзаказа, контроль гособоронзаказа, контроль за иностранными инвестициями и контроль за рекламой и недобросовестной конкуренцией, — пояснительная записка к проекту указа говорит о необходимости «разработки единого программного документа, содержащего целостные системные поручения, направленные на активное содействие развитию конкуренции».
Сам факт утверждения нового ведомственного плана президентским указом, а не, скажем, распоряжением правительства должен поставить ФАС в исключительное положение. Как известно, в кабинете министров развитием конкуренции ведает Министерство экономразвития, и теперь ФАС явно вторгается на его территорию. Ведомство ищет новых полномочий, особенно в области взаимосвязей с Генпрокуратурой и силовиками. Если идти по этому пути дальше, часть службы может превратиться в своего рода «антимонопольную полицию». В конце концов, было же анонсировано создание в стране своего рода «финансовой гвардии». Почему бы не создать точно так же и «антимонопольную гвардию», а с ней множество других гвардий — как минимум по одной на каждую сферу жизни?
Измерять и властвовать
В документе ФАС содержится несколько принципиально новых идей.
- Служба предполагает выявить критерии и разработать специальные шкалы, по которым можно будет фиксировать уровни монополизации и наличия конкуренции, а также измерять степень административного давления и по отраслям, и по регионам. Такие шкалы должны быть приняты и введены в оборот к 1 февраля 2017 года.
- Специальные критерии должны быть разработаны и для изучения импортозамещения и степени его влияния на конкуренцию в том или ином регионе, в той или иной отрасли.
- Также «антимонопольный план» на 2017–2018 годы предусматривает и новые шаги в законодательной сфере: ведомство готовит шестой антимонопольный пакет законов. Согласно пояснительной записке к проекту указа, антимонопольное законодательство в целом работает, но нуждается в постоянном обновлении.
Кроме того, ФАС стремится оказывать влияние на законодательную деятельность в целом. Служба претендует на то, чтобы специально проверять каждый проект закона на предмет соответствия «антимонопольному праву». Эта благородная роль — надзор за всей законотворческой работой в стране — выглядит достаточно амбициозно. Очевидно, что ведомство и его руководитель Игорь Артемьев стремятся к новым высотам.
Однако стоит помнить и о законе Паркинсона, который касается не только отдельных людей, но и учреждений. Сколь бы эффективно вы ни развивались, всегда и во всех случаях существует граница, за которой наступает предел вашей компетенции…
Новая глава в истории
Напомним, что на сегодняшний день полномочия ФАС и так достаточно велики. Служба «является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы», а также осуществляет «контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и контролирует иностранные инвестиции.
ФАС имеет отделения в каждом регионе РФ.
Служба сформирована президентским указом в 2004 году, и с тех пор ее деятельность регулировалась законами, постановлениями правительства и документами внутреннего оборота. Этот факт еще раз подчеркивает значение потенциального президентского указа. Им ведомство собирается открыть очередную главу своей истории.
ФАС: итоги работы
В сфере антимонопольной борьбы в России сложилась уникальная ситуация. ФАС сосредоточила в своих руках небывалые полномочия — нигде в мире антимонопольная служба не занимается контролем госзаказов, тем более гособоронзаказов, иностранными инвестициями и даже торговлей. В итоге ФАС возбуждает дел едва ли не больше, чем все аналогичные службы мира, вместе взятые (в среднем в год по 55 тысяч дел, из них только 10 тысяч относится собственно к антимонопольному законодательству). При этом любопытно, что если в США 90% антимонопольных дел возбуждено против иностранцев, составляющих конкуренцию американскому бизнесу, то у нас ровным счетом наоборот: только 10% направлено на поддержку отечественного предпринимателя. При этом около половины дел, дошедших до суда, возбуждено против малого или среднего бизнеса (среди дел, не оспоренных в суде, таких 80%).
При этом практические результаты деятельности ФАС налицо: конкуренции практически нет, монополизация кругом. Так, ведомство в свое время обещало борьбу среди нефтяников и, как следствие, бензин по 20 рублей за литр. Хочется спросить, где находится АЗС, на которой его можно купить по этой цене?
Курьезные случаи случаются и со штрафами, налагаемыми службой. Иногда кажется, что чем значительнее бизнес, попавший в поле зрения антимонополистов, тем меньше штрафные санкции. Если не брать в расчет ОАО «РЖД», с которым ФАС бодается на протяжении почти всей истории, и дело дошло даже до Конституционного суда, эти штрафы бывают просто смехотворными. Так, в 2015 году ФАС оштрафовала Мурманский морской рыбный порт за применение повышающих коэффициентов к установленным тарифам по разгрузке-погрузке судов, проводке буксиров и пр. на 2 млн рублей. Примерно те же деньги, если включать налоги, порт тратит на годовую зарплату двум докерам. Комариный укус.
Вся история ФАС свидетельствует о том, что борьба с монополизмом чисто административными методами — занятие почти бесполезное. Нынешний руководитель службы Игорь Артемьев пытается делать свою работу, но аппаратный вес этого «яблочника» ничтожно мал, а значит, и управляемая им «антимонопольная полиция» вряд ли вызовет особое уважение, скажем, у службы охраны «Газпрома» — эта частная армия просто на порог не пустит артемьевцев. В первую очередь необходимо создавать в стране условия, развивающие конкуренцию, и для этого нужен не столько контроль ФАС, сколько политическая воля реального руководства страны. А учитывая экономическую близость этого руководства как раз к предприятиям-монополистам, ждать особого прорыва в текущих условиях не приходится. Не ФАС нам надо реформировать, не ФАС...
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости