Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Есть билет на тот свет. На трамвай билета нет

Упавший самолет
Фото: Соцсети
50 лет назад четверо лётчиков-инструкторов угробили семерых курсантов в ходе учебного полёта
Андрей Карелин
16 мая, 2020 11:32
11 мин

Если в порядке бреда предположить, что пандемия коронавируса однажды закончится, и мир, всё-таки, будет прежним, нельзя исключить, что в один прекрасный день границы откроют. Что будет? Люди вновь начнут покупать билеты на самолёты.

Сведущие пассажиры, налетавшие не одну сотню тысяч километров, стараются минимизировать риски. Кто-то не летает «Аэрофлотом», кто-то не садится в Sukhoi Superjet 100

Специальной статистики, рассказывающей о том, сколько жизней унесла гражданская авиация за всю историю своего существования, нет.

Известно, что в 1970-е годы в ходе авиакатастроф погибло 15 689 человек. «Катастрофа-рекордсмен» по количеству смертей с участием одного поднявшегося в воздух самолёта произошла в 1985-м. И показатель мирового числа погибших в тот год резко подскочил до 2000 человек. На борту японского Boeing-а летели 524 человека, из которых в ходе крушения лайнера удалось выжить лишь четверым

Причиной самой крупной в истории гражданской авиации трагедии стала техническая неисправность (всё списали на плохо сделанный японцами ремонт лайнера).

Но Bureau of Aircraft Accidents Archives — организация, которая, начиная с 1990 года, ведёт статистику авиапроисшествий, утверждает, что в большинстве случаев причиной бед и несчастий пассажиров и экипажа, является лицо, находившееся за штурвалом (забегая вперёд, скажем: в России это не всегда пилот).

Проанализировав 26375 трагических инцидентов, историк авиакатастроф Ронан Хуберт, пришёл к выводу:

36% катастроф произошли по вине человека

В 24% от числа аварий зловещую роль сыграла техническая неисправность. Всего в 6% случаев виновата была погода. 5% аварий случились по вине террористов либо по причине саботажа (не к ночи пусть будет помянут Андреас Лубиц, направивший самолёт в гору и погубивший 150 пассажиров). И — главное! – 27% авиакатастроф произошли… один Бог знает, почему.

Статистика крушений
Графика: Bureau of Aircraft Accidents Archives

Тем не менее, главным убийцей пассажиров является пилот. Не всегда лётчики ставят под угрозу жизнь пассажиров случайно, по неосторожности, неопытности, в виду накопившейся усталости или в силу стечения не зависящих от них обстоятельств. История отечественной авиации изобилует примерами, когда причиной аварий становились откровенное разгильдяйство, беспечность и даже пьянство «российских соколов».

«Русская планета» писала про катастрофу, которая произошла на стыке эпох и буквально обесславила «Аэрофлот» в 1994 году. Тогда за штурвалом авиалайнера оказался сын командира корабля Эльдар, манипуляции которого привели к отключению автопилота и сваливанию самолёта в штопор. До того, как самолётом управлял сын, в кресле КВС посидела его дочь. Граничащая с идиотизмом опрометчивость пилота стоила жизни всем находившимся на борту 63-м пассажирам и 12-ти членам экипажа.

В сентябре 2008 года в Перми произошла катастрофа Boeing 737, которая унесла жизни 82-х пассажиров и 6-ти членов экипажа. Этот самолёт был поднят в воздух 34-летним Родионом Медведевым, опытным, квалифицированным пилотом. Он имел безупречную «лётную» репутацию, но, как установила посмертная экспертиза, в момент пилотирования был пьян.

Весной 2018 года в Казани разразился скандал: вылет в Москву был задержан на 6 часов. Как сообщала «Россия-24», КВС был, опять-таки, не совсем трезв и пытался «договориться с медиками» в ходе предполётного осмотра «полюбовно».

А что там с давшими пару лет назад БДСМ-концерткурсантами Ульяновского института гражданской авиации? Прокуратура, разумеется, не нашла криминала в действиях молодых парней, которые в лётных фуражках и трусах явили миру свою задорную версию клипа «Satisfaction». Общественное порицание поступка ограничилось потоком мыслей россиян, который можно свести к единому знаменателю: «Кто ж не был молодым?!».

Информация об отчислении «авиастриптизёров» мы не располагаем. Прошли годы. Возможно, кто-то из этих славных парней в данный момент поднимает в воздух авиалайнер, прикладывая ко рту прихваченную на борт фляжку или усаживая за штурвал подругу/родственницу/случайную пассажирку, на которую надо бы произвести впечатление?

Сегодня ровно 50 лет с того момента, как произошла малоизвестная, но очень показательная авиакатастрофа. Группа маститых лётчиков-инструкторов, пилотировавших самолёт в нарушение действующих норм и правил, отправила на тот свет обучавшихся у них курсантов

Всё случилось 15 мая 1970 года, в Кишинёве. По странному стечению обстоятельств инцидент произошёл с учебным Ан-10 всё того же Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева.

Ан-10
Фото: Архив

На этом крылатом красавце, который был выпущен в 1959 году и провёл в воздухе 4641 час налёта, взлетели сразу 4 инструктора и 7 слушателей ульяновской лётной «альма-матер». Когда лайнер оторвался от земли, на часах было 5 часов 4 минуты утра.

Учителям и ученикам предстояло выполнить несколько полётных тренировочных заданий. Заданием № 1 были семь полётов по прямоугольной траектории. И здесь всё прошло «без сучка».

В 9.00, после небольшого перерыва, самолёт вновь подняли в воздух, чтобы отработать «вывозные полёты по прямоугольной схеме». Третье задание было сложным – полёты по показаниям пилотно-навигационных приборов имитируют ситуацию, когда пилот «летит вслепую» и обязан руководствовать исключительно показателями находящегося в его распоряжении оборудования. Но здесь тоже всё прошло удачно.

А вот число «4» было в то утро явно несчастливым. Японский иероглиф «4», кстати, поразительно похож на тот, что обозначает слово «смерть». Нужно было отработать заход на посадку в предлагаемых обстоятельствах последовательного выключения двух двигателей.

По правилам, которые инструкторы обязаны были соблюсти, для выполнения этого задания нужно было лететь в Одессу. В аэропорте этого города совершенно другая взлётно-посадочная полоса. Более длинная (2500 м), чем кишинёвская (2000 м), на которой проводить такого рода полётный тренинг было строго запрещено. Но стоило ли, спрашивается, тратить время, если за рулём было сразу 4 инструктора, и каждый был в своём деле «дока»?

Диспетчер тоже был «профи». Экипаж запросил у «Земли» разрешение на полёт и отработку элементов лётного мастерства, и незамедлительно получил добро

Когда сделали четвёртый разворот, обнаружили, что самолёт оказался на 5 км дальше взлётно-посадочной полосы. Оба правых двигателя самолёта оказались «зафлюгированы». Диспетчера огорчать этим фактом не решились, увеличив мощность двух левых. Возник крен. Попытавшись исправить ситуацию, КВС неожиданно решил прекратить снижение и заход на посадку.

На чрезмерно низкой высоте – прямо у земли и всего лишь на двух работающих двигателях! — делать этого было категорически нельзя

— Ушли на 2-й круг! – поставил диспетчера в известность командир.

— Что-то страшновато у вас там, - флегматично отреагировал тот, видимо, даже позабыв на какой-то момент привычные слова для радиообмена.

— Полёт нормальный! – бодро отрапортовали из поднебесья.

Диспетчер попытался было продолжить диалог, объяснив командиру, что он уходит в набор на запредельно маленькой высоте. Но через считанные мгновения командир и сам понял, что тандем предательски малой скорости и малой высоты вызвал асимметрию: правый крен усиливался и подбирался к отметке 90 градусов. Разворачивающий момент нарастал.

Что говорили учителя ученикам в тот момент, когда и те, и другие поняли: переоценка своих возможностей и откровенное шапкозакидательство подвели их к гибельной черте? Ведь смерть была совсем рядом. И стало понятно, что это «тренировка» на предмет того, как надо умирать. Как умереть, если понимаешь, что «вырулить» уже невозможно? А где-то там, внизу, люди с их семьями, детьми, многие из которых мечтают о небе

Инструкторы показали своим подопечным, как героически могут умирать в воздухе русские пилоты: они успели увести падающую машину от молдавского посёлка Ревака. Но… если бы не их пустое «геройство» и попытка сэкономить пару часов, возможно, такой урок был бы преподан намного позже или вовсе отменён судьбой.

В 11 часов 49 минут Ан-10 рухнул в 2-х км от ВПП. При падении борт разрушился полностью. Ни ученики, ни учителя не имели ни малейшего шанса выжить. Расследование показало, что накануне, здесь же, отрабатывал посадку на двух выключенных двигателях другой самолёт этого же лётного учебного заведения. Тренинг, опять-таки, прошёл на ВПП, которая категорически для этого не подходила. Но всё обошлось. Почему? Просто повезло.

15 мая можно смело записывать Днём катастроф

Прошло 6 лет с момента кишинёвской трагедии и – день в день! – 15 мая 1976 года произошла ещё одна трагедия. На сей раз в Украине. Полёт вылетевшего из Винницы в Москву рейса SU-1802 был прерван на 42-й минуте и оборвал жизни 52-х человек, 46 из которых были пассажирами.

Приплести к этому инциденту, при желании, можно и погоду: ливень, облачность – не самые благоприятные условия полёта. Проходил он до какого-то момента штатно. Но вдруг руль направления — резко! — менее чем за секунду отклонился вправо, вызвав более чем серьёзный крен самолёта и приведя к отклонению от курса. Пилоты отреагировали на это ещё более резкой попыткой выровнять самолёт. В результате лайнер вышел за запредельные углы атаки, ушёл в штопор и врезался в землю.

Расследование показало: ни с того, ни с сего высунулся шток триммерного механизма, как следствие произошла резкая перенастройка руля управления. Почему? Вполне возможно кто-то из лётчиков задел переключатель триммерного механизма в момент, когда самолёт пилотировался в автоматическом режиме. Или что-то где-то замкнуло. А тут ещё – резкий рывок штурвала. Ну и… погода нелётная. Куда ж без неё?

Вот закончится Covid-19. И снова побредём, как овцы на заклание. По трапу. Надеясь, что пилот не успел заложить за воротник. И в славном русском КБ собирали самолёт в хорошем настроении. Наши судьбы зависят от технического состояния самолётов, от пилотов и конструкторов с очень разным уровнем мастерства и знаний. А в целом? От воли случая. Взлёт и посадка – отчасти лотерея. И стоят в ушах слова кишинёвского диспетчера: «Что-то страшновато у вас там!».

Да. У нас страшновато. Почему?

У нашей гражданской авиации такая история.

Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ