Новости – Люди
Люди
Цена извинений Эрдогана
Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Emmanuel DUNAND / AFP
О предпосылках и последствиях неожиданного восстановления российско-турецких отношений
28 июня, 2016 15:45
8 мин
27 июня случилось событие, которого никто уже не ждал: упрямый турецкий президент Реджеп Эрдоган написал Владимиру Путину письмо, где принес извинения за сбитый в ноябре 2015 года российский Су-24.
Само послание вызвало жесточайшие споры тюркологов относительно того, был ли корректным перевод, были ли это на самом деле извинения или лишь информационные манипуляции турецкой стороны. Пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову, тоже тюркологу, даже потребовалось еще раз подтвердить, что Эрдоган извинился. Песков подчеркнул: письмо стало важным шагом, но проблему нормализации отношений не решить за несколько дней.
Чего ожидать, станет ясно после телефонного разговора Владимира Путина и Тайипа Эрдогана, который состоится в среду. По высказываниям некоторых членов правительства и министров можно понять, что взят курс на примирение. Новой русско-турецкой войны, которую предрекали эксперты, так и не случилось.
Российские санкции в отношении Турции оказались куда более действенным средством давления, нежели силовые меры, хотя ущерб, конечно, не мог быть исключительно односторонним. Именно экономические потери, в первую очередь в туристической сфере, вынудили турецкого президента выдавить из себя «извините», прозвучавшее как раз в разгар сезона отпусков. И у этих извинений есть своя вполне рыночная цена.
Языком цифр
Российский Су-24 был сбит турецким истребителем 24 ноября 2015 года. Уже 28 ноября был издан указ президента «О применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики». С того момента до примирительного письма Эрдогана прошло ровно семь месяцев — недостаточно, чтобы санкции нанесли непоправимый вред турецкой экономике, но довольно, чтобы ощутить их тяжесть.
Еще в середине декабря 2015 года американская брокерская компания BGC Partners оценила убытки Турции от российских санкций 12 млрд долларов. Сами власти Турции рассчитывали на $9 млрд. Обе суммы ощутимы — около или более 1% ВВП Турции, который в 2014 году составил 806 млрд долларов. В BGC Partners подсчитали, что на сокращении потока российских туристов Турция потеряет 3 млрд долларов, на эмбарго турецких товаров — еще 3 млрд, оставшиеся 6 млрд составят убытки в других сферах торговли.
На сегодняшний день потери в турбизнесе Турции оцениваются как 4,5 млрд долларов, что в 1,5 раза превышает расчеты американских брокеров. В то же время проблемы турецкой туриндустрии связывают не только с санкциями, но и с кризисом в нашей экономике, что усложняет расчеты. Тем не менее надо признать, что Турция сейчас оказалась в одном из худших кризисов — политическом, экономическом, с точки зрения террористической угрозы, и российские ограничительные меры усугубили ситуацию еще больше.
«Худший июнь в истории»
В соответствии с президентским указом были запрещены чартерные перевозки между РФ и Турцией и отменен безвизовый режим. Кроме того, Ростуризм исключил из федерального реестра 19 туристических компаний, связанных с турецким бизнесом.
Извинениям Эрдогана предшествовало немало жалобных публикаций в турецкой прессе о состоянии туристического бизнеса. Экономическая газета Dünya в статье от 20 июня пришла к выводу, что туризм переживает «худший июнь в истории». По данным издания, число российских туристов, посетивших Анталью с 1 по 16 июня 2016 года, уменьшилось на 98,5% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.
В свою очередь, газета Zaman пишет, что в Турции на продажу выставлено более 1300 гостиниц, в основном в Анталье, традиционно ориентированной на российских клиентов. Общая стоимость выставленных на продажу отелей составляет более 10 млрд долларов. В ассоциации туристических предприятий и гостиниц региона Эгейского моря считают, что «Россия не отправит около 4,5 млн туристов — это означает около 4,5 млрд долларов потерь».
Теперь с потеплением в отношениях у наших граждан больше не будет препятствий для того, чтобы попасть на турецкие пляжи. Наши СМИ сегодня пишут о туристическом буме в Крыму, стимулом для которого стали российские ограничения в отношении Турции. Если они будут сняты, моральный выбор останется за российскими гражданами — тратить ли накопления на отпуск в стране, власти которой вероломно убили нашего летчика и принесли не самые искренние извинения, или предпочесть отечественные пляжи.
Церемония передачи тела Героя Российской Федерации, командира экипажа Су-24 Олега Пешкова, сбитого турецким истребителем в небе над Сирией, в аэропорту Эсенбога перед вылетом в Москву.
Церемония передачи тела Героя Российской Федерации, командира экипажа Су-24 Олега Пешкова, сбитого турецким истребителем в небе над Сирией, в аэропорту Эсенбога перед вылетом в Москву. Фото: Abaca Press/ТАСС
Не туризмом единым
Не хотелось бы сводить экономику российско-турецких отношений исключительно к туризму. По данным Росстата, в I квартале 2016 года торговый оборот между РФ и Турцией сократился почти наполовину — с 8,8 млрд долларов до 4,8 млрд. С 1 января в РФ действует запрет на ввоз некоторых продовольственных товаров из Турции: это клубника, апельсины, мандарины, виноград, яблоки, груши, абрикосы, персики и нектарины, сливы и некоторые овощи; весной прибавились перец, гранаты, баклажаны, кабачки, тыквы и салат. Как пишут турецкие СМИ, особенно ощутимый удар нанесен производителям цитрусовых. В результате стоимость перечисленных продуктов на российском рынке выросла, что вызвало недовольство рядовых потребителей.
В РФ могут снова появиться турецкие фрукты и овощи, что означает: дополнительного стимула для замещения импортной сельскохозяйственной продукции у нас нет будет. А имелась даже слабая надежда на восстановление текстильной промышленности ввиду негласного запрета на ввоз в Россию тканей и текстильной продукции из Турции.
Что касается многострадального «Турецкого потока», замороженного из-за политических проблем с Турцией, то глава Минэнерго Александр Новак уже заявил, что РФ готова развивать газовую инфраструктуру в Европу, в случае если европейские страны проявят к этому интерес. «Если будет соответствующий интерес со стороны потребителей по развитию инфраструктуры через Черное море, через европейские страны, прилегающие к нему, в Европу, мы, безусловно, обеспечим все необходимые поставки и будем сотрудничать», — сказал Новак. Но, как и указал министр, дело не в российско-турецких отношениях, а в Европе, традиционно политизирующей и блокирующей все наши газовые проекты на своей территории. Так что извинения Эрдогана в «Турецкий поток» жизнь не вдохнут.
Вице-премьер Дмитрий Козак, помимо возобновления турпотока между странами, не исключил также возвращения турецких строителей. Впрочем, ряду компаний из Турции, в частности занятых на строительстве стадионов к чемпионату мира 2018 года, удалось избежать запретов и продолжить работу.
Наконец, даже после восстановления отношений следует пересмотреть гуманитарное сотрудничество с Турцией. Благодаря известным событиям в России удалось купировать турецкое влияние, которое носит исламистский и пантюркистский характер. После ноября 2015 года четыре республики из шести — Башкирия, Тыва, Алтай и Хакасия — вышли из международной организации тюркской культуры (ТюрКСОЙ), а в Казанском федеральном университете был закрыт Центр изучения Турции. Об опасности турецкого влияния на примере Татарстана, где поднимает голову агрессивный национализм, ранее писала РП.
То, что экономика идет впереди политики, старая истина, которую непросто оспорить. Но у России к Турции накопилось немало вопросов, требующих решения. Прежде всего, Анкара обязана выплатить компенсацию за сбитый Су-24, на которую во вторник сначала согласилась, а потом передумала, и наказать виновных. Перефразируя нашего президента, одними помидорами и извинениями турки не отделаются. Очевидно, что как прежде уже не будет и Турция для нас останется партнером, способным на «удар в спину».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости