Новости – Общество
Общество
Русофобская бомба в Татарстане
Публичная акция в Татарстане. Фото: vk.com/club41094377
Местные правоохранительные органы попустительствуют татарским националистам
17 июня, 2016 12:00
9 мин
Новость о том, что полиция Татарстана отказалась применить меры к человеку, который угрожал пистолетом всем «ватникам», привлекла сначала внимание пользователей социальных сетей, а затем и средств массовой информации.
Эпизод произошел 3 июня, но стал достоянием широкой общественности лишь спустя несколько дней. Первым об эпизоде сообщил паблик «ВКонтакте» Казанского технического университета (КНИТУ-КАИ), также его активно обсуждали в группах «Казань социальная группа» и «Типичная Казань». Некий пьяный мужчина, вооруженный пистолетом, два часа находился у входа в учебный корпус, куда его отказались пускать. Увидев на одном из преподавателей георгиевскую ленту, нарушитель спокойствия назвал его «ватником» и заявил окружающим: «Всех вас ватников перестрелять надо!» К моменту прибытия полиции мужчины у здания университета уже не было, а полицейские отказались его разыскивать.
Данный эпизод вряд ли мог выйти за пределы вуза или максимум местной криминальной хроники, если бы не тот факт, что подобное отношение правоохранителей к актам русофобии в Татарстане уже становится нормой, и происходит это на фоне сообщений о росте националистических и антироссийских настроений и активной деятельности различных сепаратистских организаций. С учетом всех этих факторов Татарстан может стать первым регионом, который изъявит желание выйти из состава России.
«Татарстан — не Россия»
История получила развитие в материале Ильшата Абдуллина из города Зеленодольска (Татарстан) на сайте информационного агентства «Новороссия», где он подтвердил случившееся и заметил, что «уже не первый раз поступают сигналы о том, что местная полиция игнорирует деятельность нациствующих молодчиков, не скрывающих своей ненависти к “ватникам”».
Так, например, правоохранительные органы обходят вниманием деятельность группы в «ВКонтакте» татарского патриотического фронта «Алтын Урда», который призывает татар к бойкоту Дня Победы, приветствует сожжение людей в доме профсоюзов в Одессе и предлагает присоединиться к украинскому добровольческому батальону крымских татар «Крым».
Деятельность другой татарской сепаратистской организации — «Азатлык», активисты которой под лозунгами «Татарстан — не Россия» на центральных улицах Казани проводят пикеты за принудительное обучение татарскому языку (20 сентября 2012 года) и празднуют Год Батыя (2013 год), прославляя сожжение Батыем русских городов Козельска и Рязани, — вместо противодействия полиции получает лишь ее одобрение.
Более того, татарские правоохранители направляют свои усилия против сторонников Новороссии и русских патриотов. 19 июля 2014 года автопробегу в поддержку ополченцев Донбасса, организованному казанскими отделениями НОД и Партии Великое Отечество без объективных на то причин воспрепятствовали сотрудники ГИБДД. Ранее, 4 ноября 2012 года, в Казани были арестованы русские активисты, мирным шествием отмечавшие День народного единства.
Публичная акция в Татарстане
Публичная акция в Татарстане. Фото: Общество русской культуры Республики Татарстан
Эхо 90-х
Что касается бездействия полиции, не секрет, что в регионах правоохранительные органы ориентируются в первую очередь на местные власти и местную повестку, используя при этом российское законодательство. Правоохранительные органы нередко используются местными националистами для нейтрализации пророссийских оппонентов: они могут писать заявления, доносы, давать ложные свидетельские показания, чтобы их идейных противников привлекли к административной или уголовной ответственности.
В то же время «Алтын Урда» (в переводе с татарского — «Золотая Орда») — один из нескольких открыто существующих в сети пабликов подобного рода, а государство сейчас активно противодействует проявлениям подобного экстремизма. Татарская «Юлия Тимошенко» Фаузия Байрамова, председатель татарской партии национальной независимости «Иттифак», была дважды осуждена по 282-й статье (оба раза условные наказания). Один из лидеров Татарского общественного центра Рафис Кашапов получил три года за материалы против воссоединения Крыма с Россией и сейчас отбывает наказание в колонии в Республике Коми, а главу союза татарской молодежи «Азатлык» Наиля Набиуллина подозревают в даче ложных показаний по идеологическим мотивам.
Татарский общественный центр (ТОЦ) — старейшая по времени возникновения националистическая организация, созданная в 1988 году с ведома Татарского обкома КПСС. Когда началась перестройка, пошли центробежные настроения в республиках, стал ощущаться процесс развала СССР, в союзных и автономных национальных республиках местными властями создавались так называемые народные фронты. Были они и в Прибалтике, и в Закавказье, появились они и в советской Татарии. Их аналогом стали националистические организации: ТОЦ, созданные в 1990 году Союз татарской молодежи «Азатлык» и татарская партия национальной независимости «Иттифак». Их также создавали с ведома местных властей для того, чтобы, играя на противоречиях с федеральным центром, пугать ими и их уличной протестной активностью Москву, попутно выбивая для себя максимальные политические и экономические преференции. Не секрет, что власти в Татарстане оказывали административную поддержку и помогали с организацией массовок на митингах.
Активно помогала и Турция, в частности фонд исследований тюркского мира «Туран», глава которого — профессор Стамбульского университета Туран Язган, приехавший в 1990 году в момент разгула уличной протестной активности местных сепаратистов в Казани, — предложил идею перевести татарский язык на латиницу, чтобы оторвать его от русской культуры. Язган способствовал открытию турецких лицеев в Татарстане и приглашал татарских сепаратистов на международные конгрессы тюркских народов в Турции.
Основы для современного татарского национал-сепаратизма были заложены в 1990-е годы. В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Татарстана, в 1992-м состоялся Референдум о государственном суверенитете Татарстана, который поддержали 61,4% проголосовавших. Конституция Татарстана от 1992 года закрепила статус республики как суверенного государства. Результаты референдума Москва не признала, но их охотно использовали в политических торгах. Действия первого президента РФ Бориса Ельцина, поначалу обещавшего автономиям «суверенитета, сколько они смогут проглотить», создали сложную юридическую коллизию, последствия которой ощущаются до сих пор.
В 2000 году с приходом к власти Владимира Путина начался обратный процесс, из Конституции Татарстана убрали формулировку «суверенное государство», оставив лишь «государство», сепаратистские организации перестали быть нужны политической элите Татарстана для запугивания Москвы для политического торга, но тем не менее они сохранились, пусть уже и не имея такой массовой поддержки. Сегодня самый крупный митинг, который ежегодно организуют татарские националисты, в честь «Дня Памяти» — дня взятия Казани Иваном Грозным — собирает максимум 150 человек. На фоне многотысячных уличных акций конца 1980-х – начала 1990-х годов это выглядит очень скромно. К концу 2000-х и в начале 2010-х годов стало заметно усиление исламистского фактора в среде сепаратистов. В то же время активность татарских националистов перешла в интернет.
Важно подчеркнуть, что среди проживающих в республике татар немало истинных патриотов России. На фоне событий в Крыму и Новороссии в Казани проходили митинги, на которых были замечены лозунги вроде «Татары — это часть русского мира», а часть татар из Поволжья поехали в ряды ополчения на Донбасс в качестве добровольцев, в сборе же гуманитарной помощи для Новороссии охотно и активно принимали участие в Казани, в том числе и светские татары, и мусульманское духовенство. В то же время между «русским вопросом» на Донбассе, который и стал прологом к гражданской войне, и сегодняшним положением русского языка в Татарстане нередко проводят печальные параллели.
Сегодня власти Татарстана предпочитают занимать выжидательную позицию, сохраняя атрибуты эпохи «парада суверенитетов» 1990-х годов, в частности должность президента вразрез с федеральным законодательством. Сохраняющаяся региональная самостийность в будущем, если произойдет ослабление федерального центра, может привести к новому «параду суверенитетов» уже внутри России. Самая большая опасность в том, что все эти сепаратистские организации хоть и находятся сейчас в маргинальном положении, не ликвидируются и могут быть снова наполнены нужным содержанием при резком изменении политической ситуации в стране.
Добавим, что отношение к фактам проявления русофобии в Татарстане требует взвешенного подхода без лишней истерии, которая может лишь навредить межнациональному согласию в России. В то же время нужно понимать, что в случае с Татарстаном мы уже имеем дело с заложенной бомбой отложенного действия, которая может взорваться в «удобный» момент.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости