Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Зарубежка
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Жесткий контроль по-южнокорейски

Фото: indrastra.com
История экономического развития Южной Кореи может оказаться полезной для России
Александр Запольскис
22 января, 2016 11:00
6 мин
В некотором смысле южнокорейская модель государственного планирования похожа на японскую. Основой экономики страны являются широкопрофильные финансово-промышленные группы, по-корейски называемые «чеболь». Сегодня их насчитывается около 850, из них выделяются 50 крупнейших. Элиту составляют 30 групп, совокупная стоимость активов которых превышает 300 млрд долларов. Общее число дочерних компаний элиты — более 620. Но при этом, несмотря на впечатляющие масштабы, чеболи представляют собой семейные предприятия, в которых семьи-основатели владеют более чем 60% акций.
Кнут и пряник для чеболей
Чеболи в основном работают в передовых отраслях производства, производят изделия с высокой капитало- и наукоемкостью, в то время как мелкие и средние корейские компании специализируются на потребительских товарах и изделиях, больших капиталовложений не требующих.
Однако, в отличие от Японии, в Южной Корее финансово-промышленные группы значительно отдалены от государства, жестко контролирующего финансовую систему, конвертацию валюты и налогообложение. В ключевых отраслях экономики (электроэнергетика, шоссейное сообщение и сельское хозяйство) доминирующее положение занимают государственные корпорации. Государство строго следит за распределением финансовых ресурсов, предоставлением налоговых или кредитных льгот, объемом и характером внешних заимствований и исполнением государственных планов развития национальной экономики.
Не менее принципиально государство ограничивает влияние чеболей в банковской сфере и категорически пресекает любые их попытки конвертировать финансовую мощь в политическое влияние. Руководство страны пристально следит за деятельностью ФПГ, оценивая степень их пользы для развития страны в целом. «Полезные» компании получают льготы, участвуют в госзакупках, им открывается доступ к долгосрочному государственному кредитованию. Однако ни размер, ни накопленный капитал не являются гарантией вседозволенности. Все предприятия, включая входящие в чеболи, официально делятся на сильные и слабые. На слабые налагается ряд существенных ограничений: например, им запрещено получать гарантии под иностранные кредиты, открывать новые сферы деловой активности, вкладывать деньги в ценные бумаги, приобретать непроизводственное имущество. Правительство может запретить фирмам и банкам финансировать корпорации, определенные государством как неэффективные и убыточные. В 1973 году под такие санкции, к примеру, попала и была ликвидирована корпорация «Самхо», еще недавно занимавшая вторую строчку в рейтинге крупнейших чеболей страны. Хотя после конца 90-х порядки в стране несколько смягчились, большинство этих норм и правил продолжают действовать по сей день.
В результате стратегическое планирование экономики в Южной Корее сегодня является одним из самых эффективных в мире. Оно основывается на пятилетних планах, реализация которых началась с 1962 года, и десятилетних планах стратегического прогнозирования, тесно увязанных между собой. Помимо этого, реализуются отдельные долгосрочные целевые программы. Прогнозирование осуществляется на базе определяемых правительством целевых приоритетов, а также методов прогностического моделирования; нередко страна обращается к помощи специалистов из США. На основе прогнозов уже составляются пятилетние планы, часто содержащие достаточно детальные производственные задания со строгой системой мониторинга и контроля хозяйственной деятельности. Контроль государства распространяется в числе прочего на внутрифирменные издержки, качество продукции и иностранный капитал. Нарушители безжалостно выбраковываются административно-командными методами.
Об эффективности системы можно судить уже по тому, что Южная Корея, практически лишенная собственных природных ресурсов и в начале 1960-х годов по показателю ВВП на душу населения находившаяся ниже Нигерии и Папуа — Новой Гвинеи, по данным за 2014 год занимает 13-е место в мире по размеру национального ВВП (по паритету покупательной способности, ППС), обогнав Саудовскую Аравию, Канаду, Тайвань и приблизившись к Италии. А в ряде областей, например в кораблестроении, Республика Корея стала безоговорочным мировым лидером.
Как быть России
Из сравнения существующих ныне систем стратегического планирования можно сделать ряд ключевых выводов. Мировой опыт показывает, что сколько-нибудь всерьез рассчитывать на успешное экономическое развитие может лишь та страна, которая опирается на масштабное стратегическое планирование. Невидимая рука рынка в долгосрочных масштабах не работает: в том числе потому, что все ведущие экономически развитые страны такое планирование в своем развитии используют и тем самым влияют на рынки.
Пример Франции и ЕС свидетельствует о том, что планирование должно формировать рынок, а не следовать за ним. План, точное исполнение которого является необязательным, в сущности является не более чем декларацией о намерениях и своей основной задачи не исполняет, потому является бесполезной тратой времени и ресурсов. Тем более недопустимо, да и невозможно поступательное развитие национальной экономики при полном отсутствии четких стратегических ориентиров и единого представления у руководства страны и крупного бизнеса о ближайшей перспективе на 10–15 лет. Как показал прошедший VII Гайдаровский форум, путем бесконечных компромиссов сформировать такое представление невозможно.
России необходимо создание и внедрение централизованной системы долгосрочного стратегического планирования экономики, охватывающей все отрасли и формы собственности, включая частную. Ее конкретный механизм должен отражать уникальные особенности и культурную специфику России, а также учитывать накопленный международный опыт. И не в последнюю очередь южнокорейский.
Читайте также:
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
6 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ