Турция закрывает Босфор
Пролив Босфор. Фото: AP

Пролив Босфор. Фото: AP

Анкара ведет опасную игру, которая фактически означает объявление России войны

Турецкие власти препятствуют проходу российских судов через Босфор. СМИ сообщают о том, что на проходе через пролив скопились десятки кораблей, идущих под флагом РФ. Российские суда вынуждены перемещаться зигзагами и кругами, ожидая разрешения зайти в пролив. Однако, по неподтвержденной информации, корабли ВМФ РФ Турция пока пропускает без задержек.

На данный момент официальные комментарии сложившейся ситуации отсутствуют. После инцидента с Су-24 турецкие СМИ писали, что Анкара может закрыть для России Босфор. За несколько дней до начала фактической блокады береговая охрана Турции начала учения в Мраморном море, которое связано через Босфор с Черным морем и через Дарданеллы с Эгейским морем.

26 ноября пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков выразил надежду, что, несмотря на охлаждение отношений, Анкара не станет чинить препятствий российским кораблям. «Мы, конечно, рассчитываем на незыблемость норм свободы судоходства через черноморские проливы», — сказал представитель Кремля.

Мечта российских императоров

Босфор и Дарданеллы с момента становления Российской империи имеют огромное значение для нашего государства. Постоянные войны с Османской империей, присоединение в XVIII веке черноморских земель и поддержка национально-освободительного движения на Балканах преследовали, по сути, одну цель: получение контроля над проливами.

Мечта российских императоров могла бы воплотиться в реальность, если бы не противодействие Великобритании и Франции. Лондон и Париж оказывали Великой Порте серьезную военную помощь и не гнушались открыто воевать против наших армии и флота. Расстановка сил изменилась после перехода Турции в стан союзниц Германии в начале XX века. Петербург заключил союзническое соглашение с Парижем и Лондоном, а в 1914 году включился в борьбу за Босфор и Дарданеллы.

Октябрьская революция 1917 года и односторонний выход России из Первой мировой войны похоронили надежду на проливы. Последняя попытка получить контроль над Босфором и Дарданеллами была предпринята советским руководством на финальном этапе Второй мировой войны и в послевоенный период. Сталинские дипломаты требовали отмены Конвенции Монтре 1936 года и предоставления СССР военно-морской базы в проливах.

Решить вопрос в пользу Советского Союза на волне эйфории от победы над нацистской Германией и ее сателлитами не удалось. Планы Москвы окончательно похоронило вступление Турции в НАТО в феврале 1952 года. Вместо советских военных баз на турецкой территории появились американские. Находясь под колпаком США, Турция получила возможность игнорировать любые претензии Москвы.

Пролив Босфор. Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Обходной маневр

Спустя 300 лет вопрос проливов и покровительства Турции со стороны иностранных держав вновь становится головной болью для руководства нашего государства. Единственное, на что сейчас может уповать Россия при защите своих интересов, помимо военной силы, — это уже упомянутая Конвенция Монтре 1936 года, которая гарантирует особые права черноморским государствам.

Документ признает право свободного прохода торговых судов всех стран через проливы. При условии предварительного уведомления турецких властей черноморская страна также может проводить через Босфор и Дарданеллы любые военные корабли. Ограничения действуют только для флотов нечерноморских государств.

Анкара не может запретить проход военных кораблей воюющей державы даже в условиях военного времени. Совсем другие правила действуют, если Турция участвует в войне или считает себя «находящейся под угрозой непосредственной военной опасности». В такой ситуации Турция обладает правом закрыть проливы для любых судов.

Как поясняют юристы, закрытие Босфора для военных судов возможно лишь в случае официального объявления войны или прямой военной угрозы. На первый взгляд, Конвенция Монтре кажется справедливой и удовлетворяет интересы всех заинтересованных сторон. Документ обеспечивает свободу судоходства, предоставляет гарантии черноморским странам и одновременно не затрагивает суверенитет Турции.

Однако турецкие власти предусмотрели в национальном законодательстве ряд норм, позволяющих не выполнять отдельные пункты конвенции. В 1994 году Турция в одностороннем порядке закрепила Регламент судоходства в проливах. Документ позволяет ограничивать передвижение иностранных судов через проливы в мирное время под предлогом различных мероприятий, например технических работ или силовых операций.

Таким образом, на практике турецкое руководство вольно делать все, что ему вздумается. Прикрывать провокации члена НАТО будет Вашингтон. Накануне постоянный представитель США при НАТО Дуглас Льют заявил, что не видит никаких проблем с проливами. По его словам, Турция не намерена ограничивать судоходство через Босфор и серьезно относится к своим международным обязательствам.

С Москвой шутки плохи

Ограничение на проход российских торговых судов и военных кораблей будет вполне логичной контрмерой Анкары в ответ на экономические санкции, которые 28 ноября ввел президент РФ Владимир Путин. Препятствуя прохождению российских кораблей, Турция нанесет урон отечественному бизнесу и осложнит проведение военной операции в Сирии.

Через Босфор и Дарданеллы идут не только торговые караваны, но и корабли ВМФ, которые занимаются снабжением и прикрытием российской авиагруппы. Летом 2015 года Москва начала наращивать военное присутствие в Средиземном море: сейчас боевое дежурство несет ракетный крейсер «Москва», за которым наблюдают турецкие подводные лодки «Долунай» и «Буракреис».

Действия Анкары могут сорвать плановую ротацию группировки ВМФ и ухудшить положение российских ВКС, которым придется рассчитывать только на ресурсы транспортной авиации. Самый негативный сценарий для нашей страны — это военная провокация против российских кораблей в Средиземном море. Как писала «Русская планета», турецкий флот значительно мощнее российского ЧМФ.

В данной ситуации противник России обладает тактическим преимуществом, но Москва ввела в действие 51-ю статью Устава ООН, гарантирующую право на самооборону. С этой целью РФ может применить имеющийся у нее арсенал ударных средств, перед которым будут бессильны турецкие вооруженные силы. Эрдоган и его заокеанские покровители должны понимать последствия возможного закрытия Босфора. Поведение, идущее вразрез конвенции Монтре, будет означать объявление войны России. 

Россия без турок Далее в рубрике Россия без турокТурецкий бизнес в России затрагивает далеко не только туристическую и строительную отрасли Читайте в рубрике «Оборона» Будет ли шоу продолжаться?Пламенные борцы с коррупцией получили отрезвляющий окрик из Кремля Будет ли шоу продолжаться?

Комментарии

01 декабря 2015, 16:28
Объявление войны России - как раз то, к чему стремится США. Вся надежда на дипломатов в разрешении текущего конфликта.
01 декабря 2015, 16:43
Чушь. США были бы рады, если бы Путин, сломя голову, начал мочить турок. А Путин не дурак, он избрал другой путь - задавить Эрдогана морально и чужими руками - руками самих турок. И он совершенно прав. А если Турция, после того, как сбила русский самолет, еще и объявит России войну, то тут уже другой разговор. Но я не думаю, что у них есть шансы. улыбка Не доросли еще османы до Мастера Бровей
01 декабря 2015, 17:20
Зато турки будут троллить наши сухогрузы и военные корабли, заставлять их простаивать в несуществующих очередях и т.д.Возможно, потопив пару кораблей хваленого турецкого флота, мы и потушим дурака-реджепа
01 декабря 2015, 20:38
Чем топить будете, и в таком случае почему только "пару"? Да и вообще - понимаете ли вы чем это может обернуться!?? Это ведь не шутки...!
01 декабря 2015, 22:52
И чем же это может обернуться, пугливый вы наш? Что там случилось, Путинвсехслил или что похуже?
02 декабря 2015, 11:25
Дурак не Эрдоган. Статью-то читал? Турецкий флот сильней российского
02 декабря 2015, 11:43
При чем тут флот вообще? Как будто кто-то собирается с турками морские битвы устраивать. Не смеши людей, воен диванный. Россия уже продемонстрировала, какие подарки она может рассылать на тысячи километров. И все ваши плавающие корыта никому не интересны.
02 декабря 2015, 14:26
Да, СССР оставил мощную оборонку и хорошее оружие. Но даже производить его теперь проблематично, когда "бизнесом" развалены смежные отрасли начиная со станкостроения.
И вообще - сумасшествия какое-то. Страну ставят на грань войны ради интересов газпрёмских владельцев, а люди счстливы!
02 декабря 2015, 11:54
это ты статью внимательно перечитай,написано,что турецкий флот сильнее черноморского РФ,а всего российского.так кто дурак?
02 декабря 2015, 14:30
Тот кто не понимает. что "весь российский" не сможет добраться до черного моря. И вообще, развалив Россию, позвовлив приватизаторам развалить ее экономику и оборонку, в частности, надо прежде подумать как все это вернуть стране, восстановить. А уж потом собачиться со всем миром изображая велику дыржаву
05 декабря 2015, 18:05
Реджеп не дурак, он прекрасно понимает, что пока Турция член НАДО, она может себе позволить и самолет сбить и корабли не пускать.
02 декабря 2015, 11:28
Не надо было соваться со своими еще советскими самолетами куда не просили.
Стучать кулаком по столу может только тот у кого реальная сила. И реальные экономические интересы в области реальной экономики. А гордо отказавшись от турецких помидор и строительства наших самых высоких башен в Европе в стране с самыми нищими в Европе пенсионерами никого не напугаешь... Кроме своего населения.
02 декабря 2015, 11:47
И у кого же реальная сила? У турок что ли?
Давай-давай, расскажи нам какие турки великие воены, что ни одной войны в жизни не выигрывали))
02 декабря 2015, 14:22
Да при чем тут война, вы в своем уме? Воевать за прибыли акционеров газпрёма...
Мощь у того, у кого мощная экономика. Это турки поставляют нам продукты,строят у нас... А наши пугают весь мир остатками советского оружия и "контрсанкциями" - прекращением закупок того чем живут простые люди
02 декабря 2015, 14:59
Остатками советского оружия? Ну тут ты, мягко говоря, не прав. Та же ракета Х-101 разрабатывалась уже в современной России и используется всего пару лет. И вообще, в сфере тактического ядерного оружия на планете Земля у нас нет конкурентов. Вообще нет. Никто не добился хоть каких-то результатов в создании подобного оружия. А мы добились. И если возникнет нужда - то применим. Не сомневайся.
03 декабря 2015, 11:04
а вы понимаете, что применение такого оружия - это мировая война.кроме того, это зацепит и Россию...
03 декабря 2015, 14:06
Не вы примените, не прикидывайся балшим началником! Таких никто и не спросит. Это хозяева - "бизнесы" доведут ради своей корысти страну до конца света...
А байки про ракету на букву х оставь для слабоумных. Достаточно в магазин радиотоваров сходить, чтобы убедиться, что "у нас" теперь даже резисторы китайские. Вон кабель в Крым опять же китайцы тянут, потому что никто больше не захотел с расплевавшейся со всеми страной связываться. А своих технологий и строителей нет. Мало придумать ракету на импортных микросхемах, ее ведь еще и производить надо в достаточных количествах...
02 декабря 2015, 11:56
опять у тебя осечка....как раз таки и просили,и пиндосы,и законный президент Сирии,ты что-троль?
05 декабря 2015, 07:25
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
01 декабря 2015, 16:53
Турции надо определиться - либо они будут действовать в правовом поле и не чинить препятствий при проходе наших кораблей из Черного в Средиземное море и обратно, либо же продолжают поддерживать ИГИЛ в ущерб нормальным деловым взаимоотношениям. Но тогда это может спровоцировать такую ситуацию, что жалеть придется очень долго..!
01 декабря 2015, 17:21
Подозреваю, что в таких ситуациях что Турция, что Украина и прочие шестерки США начинют спрашивать разрешения у американских паханов...
01 декабря 2015, 20:43
Вот и давайте подумаем вместе - что же будет, если США (ну или же натовской руководство) даст Турции добро на закрытие Босфора и Дарданеллы для российских кораблей и судов...!?
Дело пахнет керосином...!
01 декабря 2015, 22:54
Ничего не будет. А если Босфор станет для нас слишком тесным, мы легко можем его немного углубить и расширить. Что бы никому тесно не было.
02 декабря 2015, 11:49
Мальчик, не неси чепухи. Турция может перекрыть Босфор только в том случае, если затопит в этом проливе весь свой флот. Чисто физически, так сказать. Ты хоть в курсе, сколько судов различных государств ежедневно проходят этот пролив?
02 декабря 2015, 17:09
Провокации будут, это как пить дать, подлец эрдоган не успокоится
02 декабря 2015, 11:32
В "правовом поле" надо держаться воздерживаясь от обвинений президенту чужой страны, которые не можешь доказать. А если байки эти для "внутреннего употребления", так и повторять их надо друг другу шепотом. Иначе - клевета получается
02 декабря 2015, 11:51
Факты доказывать нет смысла. Тем более на международной арене. Пусть тот, кто виноват, доказывает свою непричастность. А мы сказали свое слово
02 декабря 2015, 14:47
Точно! незачем доказывать присутствие российских военных в Донбассе
05 декабря 2015, 07:28
А из там и нету. Вы съездите и сами посмотрите, с дивана оно плохо видно
01 декабря 2015, 20:41
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
02 декабря 2015, 12:53
надо уважительно называть турка-Эрдоган ДОН
02 декабря 2015, 15:04
Да вранье это все про Босфор. Кто-то соврал, остальные подхватили. И вообще, всем сухопутным крысам, нагнетающим обстановку, на заметку - торгового флота у России практически нет, и уже довольно давно. А под флагом РФ ходят только буксиры и ледоколы (военные корабли - под Андреевским флагом), а экспортные и импортные российские грузы перевозят иностранные суда, под чужими флагами. И в настоящий момент у пролива Босфор нет ни одного судна под российским флагом.
02 декабря 2015, 15:22
А что так скупо автор статьи упомянул Николая2, который позорно отдал Константинополь, испугавшись англичан? Вот где собака зарыта.
02 декабря 2015, 18:38
Русских военных похоронили... Когда будет ОТВЕТКА!!?
03 декабря 2015, 00:50
Последнее время складывается впечатление, что РФ настойчиво нарывается на конфликты, при каждом удобном случае не упускает возможность побряцать оружием. А может это только мне так кажется?
03 декабря 2015, 10:29
Бряцают оружием как раз остальные. Не Россия сбила турецкий самолет, а наоборот вообще-то. А Россия сейчас делает все, что бы завтра в твою, Саша, дверь не постучался бородатый бармалей с автоматом в руках и джихадом в голове.
03 декабря 2015, 14:13
Не турки летали возле наших границ на бомбардировщиках и бомбили этнических русских.
До того, как влезли в этот чужой огород никакие бородатые с джихадом в РФ не собирались! Они разбирались со своими исламскими делами и, отчасти, со своими колонизаторами в прошлом. Самолет взорвали только из-за бомбежек, об этом даже наши СМИ писали.
А бряцают оружием у нас не просто так, а, начиная с Крыма, лезут в мест связанные с углеводородами и их транспортировкой. По заказу тех, кто эти отрасли приватизировал, надо думать
04 декабря 2015, 12:59
Окк
03 декабря 2015, 17:43
Ок
04 декабря 2015, 10:34
Ок...
05 декабря 2015, 04:23
Были Аргонавты , что на себе Арго несли , теперь Москвонавты появиться должны , ибо крейсер Москву надобно как-то через Сирию протащить на себе из Тартуса.
07 декабря 2015, 18:39
Как сказал бы мой сосед - не писай в компот. Пройдем без проблем. Ну а понадобится тягловая сила, запряжем и тебя.
06 декабря 2015, 12:30
Спекуляции вокруг прохода кораблей через пролив очень опасны. Впрочем, это еще раз доказывает, что такая страна как Турция может закрывать на глаза на мировые законы , имея в арсенале американское ядерное оружие и полную поддержку действий со стороны госдепа.
08 декабря 2015, 19:17
может я чего не понимаю, тут говорят у России нет ни оружия ни денег, да и вообще она ничего не сделала после СССР, но назовите мне хоть один случай в истории , где были использованы ракеты типа Калибр? да и про РЭБ я раньше не слышал
11 декабря 2015, 09:03
Господин Эрдоган, как и большинство политиков, не является самостоятельной фигурой. Помимо США и НАТО есть еще ближнее окружение, которое привело его к власти и "держит" нефтяной бизнес. И когда начали бомбить их караваны, их родственников и друзей, их гнев и отчаяние оказались сильнее других авторитетов и здравого рассудка.
Эрдоган сидит на бочке, порохом в которой являются курды. Было бы совсем неплохо поддержать их освободительный порыв.
19 декабря 2015, 12:27
Когда войска НАТО сконцентрируются на границах бывшего СССР можно будет спокойно уходить, но это еще не скоро произойдет.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»