Новости – Люди
Люди
Где «завалялись» бюджетные миллиарды
Фото: Сергей Коньков/ТАСС
Деньги на покрытие дефицита казны наконец-то догадались поискать в госкорпорациях
2 февраля, 2016 11:30
8 мин
Свои пять копеек в дело латания бюджетных дыр решила внести Счетная палата. Ведомство Татьяны Голиковой проверило, насколько хорошо государство управляло своими долями в госкомпаниях в последние три года. Выводы оказались весьма предсказуемыми. Все-таки аудиторы под руководством экс-министра здравоохранения всегда отличались умением находить соринку в том глазу, в котором давно застряло целое бревно.
Удивительное рядом
Итак, что же в итоге накопали?
- Просроченная задолженность компаний по выплате дивидендов в пользу государства за 2014 год составила 397 млн рублей.
- Всего за 2014–2015 годы 7,5 млрд рублей так и не было распределено между акционерами госкомпаний без каких-либо причин.
- Более 400 организаций, живущих за госсчет, в последние два года вообще не распределяли прибыль — не утверждали годовые отчеты или бухгалтерскую отчетность.
- В 2015 году дочерние и зависимые общества госкомпаний перечислили им впятеро (!) больше дивидендов, чем госкомпании — государству. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Получается, что управленческие издержки госкомпаний (во всех видах, от оплаты труда до закупки машин «представительского класса») съедают 80% прибыли, которую те получают от подчиненных структур, то есть от предприятий, которые, в отличие от этих самых компаний, реально что-то производят и при этом живут практически с нулевой рентабельностью (спасибо банкам, дающим кредиты в лучшем случае под 25% годовых).
А в заключение аудиторы сделали еще одно феноменальное открытие: оказывается, не распределенная и неэффективно потраченная прибыль госкомпаний — это реальные деньги, которые могли бы попасть, но так и не попали в федеральный бюджет. Видимо, раньше как-то само собой подразумевалось, что госкомпании — это прежде всего место работы многочисленных родственников «важных людей» и уж в последнюю очередь — государственная собственность.
Секрет высоких зарплат
Вообще, судя по отчету, подчиненные Голиковой открыли для себя уйму удивительного.
Например, то, что только у 1/4 госкомпаний разработаны стратегии развития и показатели эффективности. (К слову, там, в этих компаниях, вообще плохо понимают, зачем нужны какие-то показатели и зачем отчитываться за расходование бюджетных денег, но, скрепя сердце, пишут тонны отписок.)
Или то, что директора госкомпаний завышают себе зарплаты (хотя, казалось бы, не надо быть аудитором, чтобы прийти к такому выводу). Так, упомянутая в отчете компания «Дальморнефтегеофизика» в 2015 году выплатила совету директоров в десять с лишним раз (!) больше, чем заработала за весь 2014-й. Хотя справедливости ради надо сказать, что в абсолютных цифрах все выглядит не так страшно: общая сумма директорских окладов за год составила «всего» 4,2 млн рублей. На фоне зарплат в крупнейших госкомпаниях вроде «Роснефти», «Газпрома» и РЖД, где оклады топ-менеджеров измеряются сотнями миллионов в месяц, это сущая мелочь. Но эффективность распределения прибыли в «Газпроме» аудиторов СП почему-то не беспокоит.
Нарушение госкомпаниями законодательства о закупках, которое давно вошло в их повседневную практику, тоже оказалось в новинку для проверяющих. В качестве примера не вполне честной, по их заключению, схемы распределения госконтрактов аудиторы привели отношения между «Роснедрами» и «Росгеологией»: последняя, как выяснилось, отдала 98% всех тендеров, полученных от первой (на общую сумму 14,2 млрд рублей), на субподряд своим же «дочкам» и другим коммерческим организациям, но заплатила за их услуги примерно на 2 млрд рублей меньше. Проще говоря, эти деньги не пошли на те работы, под которые были выделены, а осели где-то в «Росгеологии», компании с одними из самых высоких зарплат по стране.
Впрочем, там уже объяснили, что «застрявшие» 2 миллиарда на самом деле потрачены на некую инвестпрограмму, а также на финансирование той части работ, которые компания все-таки выполняла своими силами.
ОАО «Росгеология» на экономическом форуме. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Все продать и поделить?
Неудачи в управлении госимуществом натолкнули чиновников на простую, до боли знакомую и понятную им мысль: нужно срочно распродать остатки того, чем еще владеет страна в лице правительства, дабы не утруждать себя необходимостью всем этим управлять.
Но беда в том, что это тоже не работает. План приватизации не выполнялся еще до введения антироссийских санкций и обвала рубля. Так, план на 2014 год предусматривал, что государство избавится от 15% всех своих долей в компаниях, а на деле оно сократило их лишь на 4%. В 2015 году план лишь формально перевыполнен (14% за 9 месяцев, тогда как план на год — 12%). При этом из 616 компаний, в которых государство лишилось долей в 2013–2015 годах, 38% было ликвидировано, в том числе в результате банкротства. Очередное подтверждение высокого «качества» управления госактивами.
Понятное дело, что, с точки зрения чиновников, сегодня самое время распродать все, что еще стоит каких-нибудь денег, и хоть немного подлатать бюджетный дефицит, чтобы, отчитавшись перед президентом об успешно реализованных антикризисных мерах, спокойно вздохнуть и улететь на виллу за границу. Но господа чиновники, кажется, забывают о том, что госактивы всегда продавались и будут продаваться по заниженным ценам; не говоря уже о том, что страна окончательно потеряет часть доходов от их эксплуатации. Взять ту же «Роснефть»: речь ведь идет не только о самой компании, но и о недрах, которые государство передаст ей на льготных условиях. Получается, инвестор купит не только сильно подешевевшего в долларовом выражении нефтегазового монстра, но еще и льготный доступ к недрам, от которых в будущем государство получит гораздо меньше доходов, чем могло бы.
Простые истины
Что же, кроме распродажи госактивов, предлагает Счетная палата?
- Разработать единый порядок принятия решений о распределении чистой прибыли госкомпаний.
- Тщательнее отбирать кандидатов в их органы управления и контроля.
- Привязать размер вознаграждений независимых директоров и профессиональных поверенных к плановым показателям эффективности компаний.
- Ограничить выплаты членам советов директоров и ревизионных комиссий.
- Сделать госпредставителей в органах управления персонально ответственными за качество решений.
Иными словами, речь идет о мерах, которые должны были априори быть приняты еще много лет назад. Но у нас к этому пришли почему-то только сейчас. Куда раньше смотрела Счетная палата, вопрос риторический.
***
Будем справедливыми: с одной стороны, нынешних аудиторов нельзя не похвалить. Проверки Счетной палаты становятся все смелее и если не результативнее, то все больше похожими на правду. Но, с другой, очень жаль, что проявилась эта позитивная тенденция лишь тогда, когда возникла острая необходимость выскрести деньги отовсюду, откуда можно. При сегодняшних темпах реагирования правительства есть неслабый шанс, что к тому времени, как рекомендации ведомства Голиковой будут воплощены в жизнь и даже помогут вернуть в казну нерастраченную прибыль госкомпаний, казне это уже будет не нужно. Потому что дыры в ней залатают за счет пусть и нищего, но зато очень многочисленного населения. Как показывает недавняя практика, гораздо проще обложить каким-нибудь нелепым побором десяток-другой миллионов человек, чем уволить одного, получающего сотни миллионов в качестве зарплаты.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости