Новости – Люди
Люди
Узаконенное казнокрадство
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС
Газпром «освоит» еще 156 миллиардов не по закону, а по собственному хотению
14 декабря, 2015 14:30
5 мин
ФАС выступила с резкой критикой деятельности «Газпрома» в части осуществления госзакупок. Недовольству антимонопольщиков нет предела: мало того что монополист допустил грубейшие нарушения при проведении самого дорогостоящего конкурса в своей истории, он еще и не постеснялся сделать это практически в открытую. Впрочем, нарушение «всего законодательства, которое только можно представить», как отозвался о действиях корпорации глава ФАС Игорь Артемьев, давно стало вполне позволительной роскошью для «Газпрома» в частности и обычным делом для всей системы госзакупок вообще. Цена вопроса столь велика, что риск обрушить на себя гнев ФАС — а уж тем более засветиться в каком-нибудь рейтинге коррупционеров — ничуть не пугает чиновников и госменеджеров.
Все смешали в одну кучу
На этот раз речь идет о строительстве 822 км газопровода с начальной ценой 156 млрд руб. Основная претензия ведомства Артемьева заключается в том, что «Газпром» объединяет в одном заказе работы, требующие различных допусков СРО, которые, соответственно, могли бы выполнить по отдельности несколько разных подрядчиков — и тогда итоговая цена могла бы быть существенно ниже, считают в ФАС. Но объединенный тендер удобен тем, что бороться за него смогут лишь несколько очень крупных компаний, а при определенной ловкости заказчика — и вовсе только одна. Достаточно просто установить такие требования к участникам конкурса, которым лишь эта компания и сможет соответствовать.
Есть и другие способы обеспечить победу конкретному участнику. На момент написания этого материала (когда на подачу заявок у желающих поучаствовать оставалось всего семь дней) полной проектной и рабочей документации по тендеру в публичном доступе так и не было. Не исключено, что кто-то уже успел ознакомиться с ней в неофициальном порядке и тем самым получил почти 100-процентное преимущество перед конкурентами.
Знаем, видим, но ничего не сделаем?
Вообще, вся эта история является идеальной иллюстрацией к теме «Коррупционные схемы в тендерной документации». По словам координатора проектов электронной торговой площадки «ТендерПро» Ольги Горчицыной, тут и ограничение конкуренции за счет укрупнения лота, и отсутствие проектной и рабочей документации, и избыточные требования, и отсутствие конкретики, а также недостаточный срок для подготовки предложения и подачи заявок. Намудрил «Газпром» и с банками, почему-то сократив их число до 23.
Но даже при столь очевидных и многочисленных нарушениях шансов на отмену конкурса практически нет. Вряд ли антимонопольщики успеют что-либо предпринять к 18 декабря, когда будут подведены итоги тендера. Возможен, правда, вариант, при котором кто-то из участников конкурса пожалуется в ФАС — и тогда служба сможет отменить торги по ускоренной процедуре. Однако такой сценарий маловероятен: кто же захочет портить отношения с таким важным заказчиком, как «Газпром»?
Это только Игорю Артемьеву, предложившему разделить монополию на газовую и транспортную составляющие, терять абсолютного нечего. Ведь реальной финансовой ответственности за свои решения или их отсутствие его ведомство не несет, равно как и все другие российские министерства, службы, агентства и т.д. В итоге, пока генподрядчик (место которого прочат «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко, ведущему строительство первого участка «Силы Сибири») будет «оптимизировать» расходы и получать основную прибыль от строительства, закупочное подразделение «Газпрома» в полном объеме получит квартальную, годовую, а возможно, еще и специальную премию за проведение крупнейшего тендера в истории компании.
Доходный газопровод
Надо понимать, что в данной ситуации ФАС отнюдь не геройствует, а всего лишь зарабатывает себе очки: тот факт, что служба пожурила газового монополиста, создает видимость, будто контроль над корпорацией усилен — а это одинаково выгодно и антимонопольщикам, и самому «Газпрому». Все в выигрыше, кроме нас с вами, рядовых налогоплательщиков, которые вынуждены:
- оплачивать неэффективную деятельность сотрудников «Газпрома»;
- обеспечивать высокий доход для крупнейших подрядчиков — строителей газопроводов, экономическая эффективность которых находится под большим вопросом;
- мириться с ежегодным ростом тарифов на газ, притом понимая, что получаемые излишки газовая монополия расходует отнюдь не на газификацию регионов страны, а, скорее, на продолжение создания видимости бурной деятельности по решению задач национального масштаба;
- довольствоваться «информационными вбросами», создающими видимость заботы государственных ведомств об отечественной экономике.
Как показала практика, попытки исправить эту ситуацию что проверками, что открытыми аукционами, что рейтингами самых нечестных госзакупщиков одинаково бесполезны. Чтобы в выигрыше оказались все граждане России, «Газпром» нужно не проверять и ругать — после чего со спокойной совестью закрывать глаза на очередной эпизод казнокрадства, — а национализировать. Конечно, нынешние менеджеры и в статусе госслужащих будут воровать не меньше, а может, даже и больше. Но, по крайней мере, государство наконец-то начнет получать ту часть прибыли от продажи «национального достояния», которая сейчас — на совершенно законных основаниях — оседает в карманах частных акционеров.
Национализация — процедура сравнительно несложная, а главное, быстрая. Не в пример быстрее, чем кампания по ликвидации коррупции, это точно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости