Новости – Люди
Люди
Красиво жить не запретим?
Фото: imago stock&people / Imago / TASS
Необходимо ввести уголовную ответственность чиновников и менеджеров госкорпораций за нецелевые закупки
20 октября, 2015 16:14
11 мин
Активисты Общероссийского народного фронта второй раз составили «Индекс расточительности», основанный на данных сайта госзакупок.
Первый рейтинг растратчиков проект ОНФ «За честные закупки» разместил на своей странице в интернете в июле 2015 года. Сегодня в индексе шесть разделов, и в дополнение к летним дорогим автомобилям, сувенирам и предметам мебели в документ на этот раз вошли данные о чартерных перелетах региональных чиновников, полисах ДМС и корпоративных мероприятиях.
Не быть лохом
Что в июле, что сейчас лидером раздела «Закупка автомобилей» остается ОАО «Росгеология» (генеральный директор Роман Панов, 100% капитала находится в собственности государства). Компании понадобился лимузин за 8,85 млн руб., и отменять заявку чиновники не спешат. Совсем недавно мы защищали интересы «Росгеологии» как государственного разведчика недр, но, к сожалению, не все геологи одинаково полезны.
А вот ОАО «РЖД» (новый глава Олег Белозеров, тоже 100-процентная «дочка» государства) после публикации ОНФ первого индекса оперативно отменило закупку автомобиля за 8,17 млн руб. Правда, спустя всего месяц, в августе, железнодорожники разместили сразу четыре «нескромные» заявки: на авто стоимостью 7,2 млн, 6,5 млн, 4,9 млн и 3,5 млн руб. Получилось еще дороже — на общую сумму 22,1 млн руб.
И на третьем месте оказалась компания с госучастием, при этом сама занимающаяся организацией и контролем проведения торгов. ОАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега"» (гендиректор Валерий Данченко), 100% акций которого принадлежит администрации Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений, указало конкретную марку и модель желаемого автомобиля: Mercedes-Вenz S500 4Matiс за 7,67 млн руб. Причем такую же машину хочет и «дочка» «Газпрома» — ООО «Газпром Трансгаз Саратов» (гендиректор Леонид Чернощеков).
Занятно, что в условиях городского вождения нет никакой разницы между премиальными автомобилями, которых требуют топ-менеджеры, и вполне бюджетными моделями «Лады». Есть лишь глубокое личное убеждение господ Панова, Белозерова, Данченко, Чернощекова и их присных в том, что на российских автомобилях ездят только лохи, а у авторитетных мужиков должна быть крутая немецкая или японская тачка.
Рассмотрим эти тачки повнимательнее. ОАО «Северо-Кавказский научно-исследовательский проектный институт природных газов» (ОАО «СевКавНИПИгаз», гендиректор Олег Андреев) заказал просто хороший «Мерседес» за 7,1 млн руб. А вот руководству АО «Олимп» (гендиректор Анатолий Фомочкин) очень понравился Audi А8 за 6,64 млн руб., как и АО «Особое конструкторское бюро кабельной промышленности» (гендиректор Рустам Исмайлов), но поскромнее — за 4,99 млн руб.
Автомобили со спецсигналами. Фото: Игорь Табаков / Fotoimedia / ТАСС
Одним из самых популярных автомобилей, в котором хотят разъезжать топ-менеджеры госкомпаний, оказался Lexus LX570. За сумму от 4,65 до 5,6 млн руб. его хотят в ОАО «Концерн ПВО "Алмаз-Антей"» (гендиректор Ян Новиков), ОАО «Научно-исследовательский институт полимерных материалов» (генеральный директор Андрей Голубев), АО «ГРЦ Макеева» (гендиректор Владимир Дегтярь) и ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского» (гендиректор Олег Петров).
Не менее популярен у госкомпаний «крузак», то есть Toyota Land Cruiser 200, стоимостью от 3,8 до 4,3 млн руб. ООО «Транспортная компания Русгидро» (гендиректор Сергей Большаков), АО «Транснефть-Терминал» (гендиректор Сергей Киреев), ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» (гендиректор Сергей Донченко), ФГБУ «Администрация морского порта Мурманск» (руководитель Сергей Диденко), АО «ОБОРОНСТРОЙ» (гендиректор Тимур Иванов), ООО «Газпром трансгаз Волгоград» (гендиректор Гасан Набиев), ОАО «Агрофирма Мценская» (гендиректор Николай Жернов) — все хотят этот автомобиль. Интересно, что министерства и ведомства ведут себя гораздо скромнее.
Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов объясняет этот феномен: «В последнее время, несмотря на оптимизацию госрасходов, госкомпании, особенно в регионах, в меньшей степени сокращают расходы на автомобили. В отличие от госструктур, которые достаточно активно пересаживаются на "Тойоты Камри" и даже "Форды Фокусы". С экономической точки зрения это не очень серьезно: даже для регионального бюджета 8 миллионов — капля в море. Но такого рода новости реально бьют по престижу власти. Люди, которые вынуждены экономить, видят, как губернатор или депутат позволяет себе такие автомобили. Как ни парадоксально, в сторону сокращения госрасходов госструктуры толкает увеличение публичности власти. Губернаторы и депутаты, которые идут во власть, понимают, что все их имущество будут рассматривать под лупой и им все эти автомобили припомнят. А централизовавший госрасходы сайт госзакупок уже не позволит чиновнику в Приморье потратить средства незаметно».
Полный улет
Как пояснил «Русской планете» руководитель дирекции спецпроекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта, ситуация все-таки меняется к лучшему. Год назад гораздо чаще приходилось вступать в диалог с госкомпаниями, пытавшимися запретить «фронтовикам» совать нос в их, как им кажется, деньги. «Еще тогда мы доходчиво объяснили, что госкомпания — это не частный бизнес, а управление той функцией, которая доверена государством, — объясняет Антон Гетта. — Будь то добыча полезных ископаемых или техника и оборудование. И к деньгам, которые заработаны таким образом, необходимо относиться так же рачительно, как и к государственным деньгам, а не покупать мерседесы фактически для личного пользования».
Заработанные госкомпанией деньги — это тоже бюджет, достояние граждан страны. И в отчете ОНФ прекрасно видно, как государственные мужи тратят народные средства. СМИ ранее уже предали гласности информацию о чартерных перелетах региональных чиновников. Так, слуги народа из Нижегородской области зачастили в Японию (10 млн руб.), Минск (3,8 млн руб.), Симферополь (2,6 млн руб.) и т.д., налетав более чем на 20 млн руб. Однако Управделами нижегородского областного правительства оказалось наивным — как отмечают в ОНФ, более продвинутые аппаратчики научились прятать реальные цифры в летных часах. И по стоимости летного часа лидер — Тюменская область (230 тыс. руб./ч), вторая строчка — у Иркутской области (210,4 тыс. руб./ч), третья — у Хабаровского края (196,1 тыс. руб./ч). При этом, как отмечается на сайте Народного фронта, за 230 тыс. руб. можно купить девять билетов первого класса на регулярный маршрут Москва — Тюмень (2:40 в воздухе).
Кушать подано!
Не менее любопытны суммы, потраченные чиновниками и компаниями с госучастием на организацию банкетов и праздников. Главные обжоры работают в ПАО АНК «Башнефть» (президент и председатель правления — весьма стройный Александр Корсик). Банкет в честь подведения итогов 2015 года на 1500 персон обошелся компании в 33 млн руб. — по 22 тыс. руб. на нос. Решив не останавливаться на достигнутом, в «Башнефти» с размахом отметили и свой профессиональный праздник — День нефтяника. Но скромнее — по 13,7 тыс. руб. на человека, и обошлось торжественное заседание «по случаю» в 11,8 млн руб.
Фото: Владимир Богатырев / РИА Новости
Самые веселые жизнелюбы-чиновники, судя по информации ОНФ, собрались в правительстве Хабаровского края (председатель Вячеслав Шпорт), потому как следующие за «Башнефтью» шесть мест подряд в топ-10 «Индекса расточительности» в разделе корпоративных мероприятий и банкетов занимают заказы от хабаровских краевых властей. Ужин с полным обслуживанием официантами на 172 гостя — 1,4 млн, еще один ужин на 1,1 млн руб., и еще ужины, и обед, и банкет — всего на 8,4 млн руб.
В ОНФ констатируют, что аппетиты у упомянутых и других участников индекса, мягко говоря, нескромные. Было выявлено несколько контрактов с такими экзотическими блюдами, как кокосовый суп, пти-шу с муссом из лосося и вяленый палтус. «Пытаются прятать расходы, особенно на корпоративы, — отметил Антон Гетта. — Чаще всего они собираются не погулять за бюджетный счет, а "подвести итоги года" или "провести конференцию", иное мероприятие. Например, учителя пытались полететь на обучающую конференцию на острова. Но наших активистов уже не перехитрить».
Да и какой государственной необходимостью можно объяснить покупку федеральным казенным учреждением «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» переговорных столов на 10 с лишним миллионов рублей и в довесок — барной стойки за 300 тыс. руб.? И как, наверное, приятно будет спать отдыхающим в сочинском санатории «Радуга» Федеральной налоговой службы на кровати за 696 тыс. руб.
Где посадки?
Однако, по мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, общественный контроль не всегда действует отрезвляюще на чиновников и сотрудников государственных компаний. «Многие госкомпании используют систему аренды тех же дорогих автомобилей, что в итоге обходится бюджету еще дороже», — прокомментировал эксперт. Гораздо эффективнее было бы не журить растратчиков, а привлекать их к служебной, а возможно, и к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
В свою очередь, Антон Гетта считает, что сегодня чиновники поумерили свои аппетиты. «Но все равно, на наш взгляд, недостаточно. Хотя многие понимают, что мы все равно обратим внимание на их траты, пусть даже с помощью общественного контроля, порицания. И даже не дадим провести закупку. Мы намерены продолжать выявлять такие растраты и призывать к рачительному отношению к бюджетным деньгам», — заключил «фронтовик».
Траты госструктур сегодня действительно начинают ограничивать на законодательном уровне и нормировать их траты. К примеру, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о том, что с 1 января 2016 года федеральный министр не сможет купить автомашину дороже 2,5 млн руб. Но — только министр. Помощник может. Более того, ограничения нужно и должно распространить и на аппетиты госкомпаний. Мало объявить их расточителями, необходимо не только жестко ограничить расходы, но и начать наказывать за расточительство. И тогда уже вряд ли у того же ООО «Газпром трансгаз Сургут» поднимется рука на покупку подсвечника «Элегия» за 64,9 тыс. руб. или часов «Искушение» за 51,9 тыс. руб.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости