Новости – Люди
Люди
Кто изучает российские недра?
Фото: Петров Александр/ТАСС
Компании и министерства не могут договориться, кто должен искать новые месторождения
18 октября, 2015 10:00
8 мин
26 октября Федеральная антимонопольная служба рассмотрит дело против Минприроды, возбужденное по заявлению «Роснефти». Причиной послужил приказ министерства, давший «Росгеологии» монопольный доступ к геологоразведке на неизученных участках недр.
В настоящее время частные или условно частные российские компании, такие как «Роснефть» или «Лукойл», могут разведывать недра при условии, что они победили в соответствующем аукционе, проведенном Минприроды.
Однако своим приказом ведомство Сергея Донского наделило «Росгеологию» правом получать участки для геологоразведки без тендера. На первый взгляд это логичная мера. Ведь та же «Росгеология» уже сегодня является исполнителем двухлетнего госзаказа на геологоразведку. Но «Роснефть» опасается, что таким образом данные по наиболее привлекательным неизученным участкам недр окажутся в распоряжении одной компании. В том числе это касается шельфовых участков недр, к которым сегодня имеют доступ лишь госкомпании.
Советский стандарт качества
В плане работы на суше российский нефтесервис имеет полный спектр собственных технологий. Советские геологи считались одними из лидеров в отрасли. Они не только создали оригинальную, не имеющую аналогов субкультуру, но и наработали опыт и технологии, сейчас активно применяющиеся по всему миру.
В частности, именно советским геологам принадлежит мировой рекорд глубины бурения (12 262 м). Это скважина Кольская СГ-3, пробуренная предприятием НПЦ «Недра» (входит в «Росгеологию»). Также предприятию принадлежит мировой рекорд бурения в осадочных породах — Ен-Яхинская сверхглубокая скважина (8250 м).
Сейчас в отрасли тоже много интересных разработок, но необходимо финансирование для их ввода в промышленную эксплуатацию. При этом у России есть определенное отставание в части работ на шельфе, но при грамотном подходе к решению проблемы, выделении финансирования под эти цели, стимулировании развития технологий со стороны государства его можно будет устранить.
Все пробурим сами
В 2012 году петербургское геологическое морское предприятие «Севморгео» (входит в холдинг «Росгеология») проводило комплексные геолого-геофизические исследования по обоснованию континентальной природы хребта Менделеева и установлению внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в центральной части Арктического бассейна. Была организована знаменитая экспедиция «Арктика-2012». В рамках работ нужно было решить труднейшую задачу по проведению глубоководного бурения в регионе. До этого наши специалисты в условиях Арктики ничего подобного не делали.
«Когда мы озвучили, что обойдемся собственными силами, без помощи специализированной иностранной техники, в наш успех мало кто верил, — рассказывает главный инженер «Севморгео» Юрий Кузьмин. — Говорили, что унесет мгновенно, накроет льдами и ничего не получится. Но мы все же пошли на этот риск, опробовав собственные технологии в таких условиях».
Буровое судно «Валентин Шашин»
Буровое судно «Валентин Шашин». Фото: Игорь Михалев/РИА Новости
Бурение с поверхности воды в условиях Арктики считалось чем-то нереальным. Но именно такой способ исследования предложили петербуржцы. И он был успешно реализован. Это дает основания надеяться, что и с другими сложными задачами россияне вполне способны справиться собственными силами, без помощи иностранцев.
Вкусный пирог
Геологоразведка в нашей стране на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных направлений бизнеса. Ведь проекты в РФ наиболее высокодоходные, а общая ресурсная база российских энергоносителей только на арктическом шельфе превышает 40 млрд тонн. Это в три раза больше, чем все запасы нефти у Саудовской Аравии на сегодняшний день.
Без достоверной геологической информации невозможны эффективные инвестиции в развитие добывающего сектора. Цена ошибочных решений, принятых на основе неполных или некачественных исследований, может исчисляться сотнями миллиардов рублей. Понимая это, США и Китай фактически закрыли внутренние рынки для иностранных геофизических компаний.
В России же активно работают американские Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes, Weatherford и др. Год от года они расширяют свое присутствие путем поглощения профильных российских или создания совместных предприятий. Если доля зарубежных игроков на внутреннем рынке в 2000 году составляла всего 5%, то в 2012-м — уже 27%. При продолжении сформировавшегося тренда рост иностранного присутствия мог бы привести к 2020 году к потере контроля над 50–60% рынка геологоразведочных работ. Возникает вопрос. Нужно ли противодействовать этой, пусть даже поутихшей в свете санкций тенденции? В «Росгеологии» считают, что нужно, но и там признают, что на создание альтернативы потребуется время.
Проблемы геологов
На добывающий комплекс приходится бóльшая часть ВВП России, а геологоразведка обеспечивает возможности для его нормального функционирования. Важно вывести отрасль в стране на новый уровень. Именно поэтому по задумке Минприроды «Росгеология» может стать центром развития геологоразведки и сопутствующих технологий в нашей стране.
Риски для геологоразведки несет не только зависимость от зарубежных компаний, но и внутренняя несогласованность фискальной политики, не дающая нефтяникам стимулов вкладываться в разведку.
С 2002 г. на смену отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы пришел сугубо оборотный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). И сегодня у бизнеса нет экономических стимулов развивать геологоразведку, один из самых затратных и при этом рискованных видов недропользования. Для перелома ситуации необходимо реформирование налоговой системы. На первом этапе сильно помогло бы сочетание вычетов расходов на геологоразведку из НДПИ с отсрочкой, а лучше — с отменой разового платежа за открытие месторождений. А в идеале — замена НДПИ налогом с финансового результата, который поощряет расходы на развитие бизнеса, в том числе и на геологоразведку.
Под единым началом
Господдержка отечественных нефтесервисных компаний и поставщиков технологий и оборудования для отрасли позволит создать отраслевые стандарты оборудования для геологоразведки и нефтесервиса и подготовить план НИОКР по созданию отечественной техники, технологий и программного обеспечения, а также разработать план мероприятий по локализации производства необходимого оборудования и разработки технологий. Кроме того, развитию отраслевого машиностроения помог бы доступ к отдельным разработкам военно-промышленного комплекса.
«Росгеология» предлагает проанализировать целесообразность запуска программы утилизации буровой техники, аналогичной реализуемой и успешно зарекомендовавшей себя программе утилизации старых автомобилей. Теоретически это позволило бы существенным образом снизить износ техники у сервисных компаний и недропользователей и обеспечило бы гарантированный спрос для предприятий машиностроительной отрасли.
Однако все эти здравые шаги невозможно сделать за год–два. На то, чтобы изменить положение вещей в целой отрасли, как показывает практика, требуется значительно больше времени. Поэтому не нужно отменять решения, направленные на консолидацию позиций государства в такой стратегически значимой отрасли, как геологоразведка.
Не стоит забывать о том, что недостоверные результаты разведки могут привести к прямым потерям российского бюджета в пользу сверхдоходов частных нефтяных компаний.
Недра принадлежат всем гражданам России, и потому их разведка должна быть понятна и сосредоточена в едином центре, коим вполне может стать «Росгеология» или любая иная компания, наделенная необходимыми компетенциями.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости