Месяц с «Платоном»
4 мин чтения
Автомашина контроля оплаты проезда пользователей, зарегистрированных в реестре государственной системы взимания платы «Платон». Фото: РИА Новости

Автомашина контроля оплаты проезда пользователей, зарегистрированных в реестре государственной системы взимания платы «Платон». Фото: РИА Новости

Какой ущерб нанесла России система покилометровой оплаты проезда грузовых фур

15 декабря исполнился месяц с того дня, как в России официально заработал «Платон» — система покилометрового дорожного сбора для владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн. Ее запуск сопровождался беспрецедентной акцией протеста перевозчиков, к которой присоединились 40 регионов страны. Весь последующий месяц дальнобойщики тоже прожили неспокойно. Тем не менее в середине декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев четко дал понять, что отменять «Платон» никто в правительстве не планирует.

Единственная преференция, которой до сих пор удалось добиться протестующим, — это снижение штрафов за неуплату сборов: вместо чудовищной вилки от 5 до 450 тысяч рублей в кабмине решили остановиться просто на 5–10 тысячах. С таким решением согласился президент РФ Владимир Путин; соответствующий документ был подписан им как раз через месяц после того, как «Платон» был введен в действие.

Чья правда правее

Данные о числе дальнобойщиков, успевших к настоящему времени зарегистрироваться в системе, в правительственных кабинетах разнятся. Медведев, например, утверждает, что таких дальнобойщиков большинство и что в систему уже включились перевозчики, выполняющие 85–90% рейсов по стране. А в Росавтодоре тем временем говорят, что специальными бортовыми устройствами для контроля маршрута и подсчета километража пока обзавелись владельцы только 650 тысяч транспортных средств; а это — если верить данным Минтранса, согласно которым по России колесит около полутора миллионов большегрузных фур — менее 44% от общего числа подпадающих под действие закона большегрузов. На большинство эта цифра явно не тянет.

Впрочем, чьи подсчеты вернее, роли уже не играет. Компания РТИТС (на 50% принадлежит бизнесмену Игорю Ротенбергу) отхватила правительственный контракт на обслуживание системы «Платон» сроком на 13 лет и уже получила добро на выпуск 1,5 млн контролирующих устройств. И значит, деньги она получит — а не получит, так отобьет тем или иным способом (как за 1,5 млн приборов). И никого не волнует, будут они востребованы на 85, 44 или 4%.

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

Хитрость «Платона»

Сведения о качестве упомянутых бортовых приборчиков, поступающие из многочисленных официальных и не очень источников, разнятся не меньше.

РТИТС, например, с гордостью заявляет, что бортовые устройства производятся в России, на предприятиях Ленинградской области, исключительно на основе российских технологий. И вполне возможно, что так оно и есть, вот только дальнобойщики, уже имевшие дело с этими приборами, говорят, что собраны они из китайских комплектующих.

В компании также уверяют, что процедура получения прибора учета занимает всего 5–10 минут при личном обращении и еще меньше времени — при оформлении заявки через сайт. Водители в ответ сетуют, что общение с операторами «Платона» нередко затягивается и на полчаса.

Сами приборы, по их словам, работают с перебоями, некоторые выходят из строя, а те, что не выходят, ведут себя, как мошенники. Сразу после запуска «Платон» проявил такое рвение в собирании денег в пользу своих хозяев — ну и государственного бюджета, конечно, — что бойко списывал плату за одну и ту же поездку по несколько раз; кроме того, система, как заправский таксист, мухлюет при прокладке маршрутов, отдавая приоритет именно федеральным трассам и тем самым вынуждая водителей проезжать как можно больше «платных» километров. Как говорят водители, маршрут, проложенный «Платоном», может оказаться на четверть дороже, чем вариант, составленный с помощью бесплатного сервиса вроде «Яндекс-карт».

Еда еще дороже, жилье еще недоступнее

Впрочем, все перечисленные технические нюансы — лишь часть беды. Они, конечно, прибавляют неудобств и волнений дальнобойщикам, работу которых и без того не назовешь оплотом безмятежности и комфорта. Но эти проблемы касаются конкретно грузоперевозчиков. Куда хуже те последствия «Платона», что отражаются на состоянии российской торговли, а значит, и на наших с вами кошельках.

Транспортные компании, как и обещали (впрочем, и выбора особого у них в этом плане не было), начали поднимать тарифы, стремясь компенсировать рост своих издержек. Например, стоимость заказных контейнерных перевозок грузов с обратной доставкой порожних контейнеров из Санкт-Петербурга в Москву выросла на 2,5–3 тыс. рублей. Пока. А ведь практически весь маршрут между двумя столицами проходит как раз по федеральным трассам.

Часть предприятий, связанных с торговлей, также сообщает, что после введения «Платона» их затраты на сотрудничество с грузоперевозчиками возросли на 20–30%. А отдельные направления, по неофициальной информации, подорожали на все 80–90%.

И вот здесь-то как раз очень кстати придутся официальные подсчеты Росавтодора, согласно которым 83% всех грузов, перевозимых по территории России посредством автотранспорта, — это стройматериалы, а еще 8,5% — продукты питания. Нетрудно догадаться, что именно эти важнейшие для большинства российских домохозяйств товары сильнее всего подорожают благодаря запуску «Платона».

Аналитики уже предупредили, что средний рост затрат на строительство может достичь 4%, а, к примеру, в подмосковном регионе, по данным президента Ассоциации застройщиков Московской области Андрея Пучкова, себестоимость строительных работ увеличится не менее чем на 7–8%. Что касается еды, то «Платон» даст продуктовой инфляции как минимум 1–2% дополнительного роста.

«Корежим всю систему экономических отношений ради маленького выигрыша»

Однако в правительстве продолжают упорно отрицать закон экономических причин и следствий и заявляют, что «Платон» не окажет серьезного влияния на удорожание важнейших видов товаров. Так, замминистра финансов Максим Орешкин заявил, что вклад нового дорожного сбора в рост потребительских цен в 2016 году составит максимум 0,1%. Прикидка Росавтодора оказалась более значительной, но и там чиновники не ожидают скачков выше, чем на 1%.

В общий фон бодрых заявлений не вписались лишь заявления руководства Минэкономразвития о том, что «Платон» влечет за собой «избыточные административные и иные ограничения и обязанности» для бизнеса и способствует возникновению необоснованных расходов для бюджетов всех уровней.

«Каждый раз мы стремимся получить маленький выигрыш, покорежив систему экономических отношений, — посетовал глава ведомства Алексей Улюкаев. — Мы опять изменяем условия для очень широкого круга бизнеса. Это ведь не только перевозчики, это грузоотправители, торговые сети — все вместе. И они должны подстраиваться под то, что мы хотим собрать 30 млрд рублей для дорожного фонда. Это несоизмеримо, — подчеркнул министр. — И тем более во время экономической стагнации».

В Минэкономразвития предупредили, что тариф на грузоперевозки нельзя делать выше 97 копеек за километр вплоть до 2019 года. Однако сообщения Улюкаева и его коллег благополучно потонули в потоке кабминовского оптимизма.

Между тем остается всего два месяца до вступления в силу второй очереди повышения расценок за грузоперевозки. До марта 2016 года проезд по федеральным трассам будет обходиться в 1,53 руб. за километр, а с началом весны расценки «Платона» поднимутся до 3,06 руб. А значит, основные подсчеты убытков еще впереди. И не только российского бизнеса — грузоперевозчиков, строителей, сельхозпроизводителей, ритейлеров, — но и большинства из нас.

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Индия претендует на С-400 Далее в рубрике Индия претендует на С-400Предполагается, что вопрос будет решен во время поездки премьер-министра Индии в Россию Читайте в рубрике «Бизнес» Во что инвестировать в России. И во что ― не стоитКак избежать ошибок с размещением средств на рынке Во что инвестировать в России. И во что ― не стоит
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
20 декабря 2015, 12:55
Я думаю, хорошего от этого будет больше чем плогохо. Перевозки - это огромный рынок и он нуждается в регулировании. Тем более с нашими дорогами и снашей аварийностью.
18 декабря 2015, 21:49
Путин потребовал снизить акциз для машин, оборудованных системой Платон. А взимаемые средства, до копейки уходят в строительство дорог в регионах. Это очень важно для развития рынков по всей стране. Ведь главная задача импортозамещения не может быть выполнена без спроса на продукцию и развитой логистики. Мы не импортируем, а значит надо продавать больше внутри страны, а новые дороги обеспечат доставку товаров в самые глухие поселения. Кроме того, с развитием логистики поднимается уровень сельского хозяйства. И эти же поселки отплатят стране вдвое больше своим трудом. Этим и призван окупить себя Платон. А Ротенберг как бизнесмен отобьет свое несомненно, в рамках контракта. На его месте мог быть и Прохоров , и кто-либо еще. Те, кто говорит об этом, только отвлекают от сути, а нужно общаться с дальнобойщиками и прислушиваться к их мнению, не душить драконовскими тарифами.
Дороги это хорошо. Но, есть неоспоримые негативные стороны: 1) Что Вы скажете если у Вашей семьи на эти дороги отнимут до половины заработка? 2) ВВП не соврал когда заявил, что 100% сбора идет в бюджет. Вот только он почему-то забыл сказать, что Платон не задаром эту систему создал и несет расходы на её обслуживание и поддержку. Поэтому часть собранных средств потом (т.е. не сразу после сбора) направляется из бюджета на счет Платону (а это без малого до 25 % от собранного, даже гуманитарные фонды только 20 % забирают от пожертвований). 3) Система по любому ударит по частному извозу, поскольку делает обслуживание и работу на одной фуре не выгодным. Выживают крупные транспортные предприятия. Как ни крути это очередной удар по малому бизнесу. А как же слова о его поддержке? По словам самого ВВП на предыдущем открытом сообщении более 80% (не помню точную цифру) предприятий малого и среднего бизнеса в стране было разорено в процессе судопроизводства - не потому, что виноваты, а потому, что им не давали работать в этот момент. А это миллионы рабочих мест. 4) Еще одна капелька в повышение инфляции на товары.
Этот перечень можно продолжить и по прочим пунктам уже косвенного влияния на экономику. Не знак как у Вас уважаемый в семье. Наверное там все в порядке с деньгами, и дай Бог, чтобы было все нормально, а моя семья объективно еле концы вяжет и сделать ничего нельзя. Налоги, инфляция, ЖКХ и т.п. съедают 90 % доходов семьи, на еду немного остается, как в Африке (интернет одно удовольствие и развлечение), и если они и дальше будут расти, а они будут расти (уж поверьте и очень быстро. Англосаксонская спекулятивная экономическая система работает нормально и патологическую жадность олигархов и чиновников никто не отменял, и они при любом кризисе с нас свою прибыль получат) такими благими намерениями путь выстлан в ад всем кто небогат. Для меня экономическая безопасность семьи важнее, а не прихоти зажравшихся.
18 декабря 2015, 20:34
Грузоперевозки дорожают, продукты дорожают, водители озлоблены, народ в шоке...
Какой идиот пхвсе это придумал?!?
Ведь как ни крути, а получается, что выгоду от всего этого извлекает исключительно компания Ротенберга и кремлевские лоббисты. А в целом для страны это просто засада какая-то...!!!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Сравни удобство чтения
статьи на новой версии
 
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!