Новости – Люди
Люди
Месяц с «Платоном»
Автомашина контроля оплаты проезда пользователей, зарегистрированных в реестре государственной системы взимания платы «Платон». Фото: РИА Новости
Какой ущерб нанесла России система покилометровой оплаты проезда грузовых фур
18 декабря, 2015 14:45
7 мин
15 декабря исполнился месяц с того дня, как в России официально заработал «Платон» — система покилометрового дорожного сбора для владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн. Ее запуск сопровождался беспрецедентной акцией протеста перевозчиков, к которой присоединились 40 регионов страны. Весь последующий месяц дальнобойщики тоже прожили неспокойно. Тем не менее в середине декабря премьер-министр РФ Дмитрий Медведев четко дал понять, что отменять «Платон» никто в правительстве не планирует.
Единственная преференция, которой до сих пор удалось добиться протестующим, — это снижение штрафов за неуплату сборов: вместо чудовищной вилки от 5 до 450 тысяч рублей в кабмине решили остановиться просто на 5–10 тысячах. С таким решением согласился президент РФ Владимир Путин; соответствующий документ был подписан им как раз через месяц после того, как «Платон» был введен в действие.
Чья правда правее
Данные о числе дальнобойщиков, успевших к настоящему времени зарегистрироваться в системе, в правительственных кабинетах разнятся. Медведев, например, утверждает, что таких дальнобойщиков большинство и что в систему уже включились перевозчики, выполняющие 85–90% рейсов по стране. А в Росавтодоре тем временем говорят, что специальными бортовыми устройствами для контроля маршрута и подсчета километража пока обзавелись владельцы только 650 тысяч транспортных средств; а это — если верить данным Минтранса, согласно которым по России колесит около полутора миллионов большегрузных фур — менее 44% от общего числа подпадающих под действие закона большегрузов. На большинство эта цифра явно не тянет.
Впрочем, чьи подсчеты вернее, роли уже не играет. Компания РТИТС (на 50% принадлежит бизнесмену Игорю Ротенбергу) отхватила правительственный контракт на обслуживание системы «Платон» сроком на 13 лет и уже получила добро на выпуск 1,5 млн контролирующих устройств. И значит, деньги она получит — а не получит, так отобьет тем или иным способом (как за 1,5 млн приборов). И никого не волнует, будут они востребованы на 85, 44 или 4%.
Фото: Илья Питалев/РИА Новости
Хитрость «Платона»
Сведения о качестве упомянутых бортовых приборчиков, поступающие из многочисленных официальных и не очень источников, разнятся не меньше.
РТИТС, например, с гордостью заявляет, что бортовые устройства производятся в России, на предприятиях Ленинградской области, исключительно на основе российских технологий. И вполне возможно, что так оно и есть, вот только дальнобойщики, уже имевшие дело с этими приборами, говорят, что собраны они из китайских комплектующих.
В компании также уверяют, что процедура получения прибора учета занимает всего 5–10 минут при личном обращении и еще меньше времени — при оформлении заявки через сайт. Водители в ответ сетуют, что общение с операторами «Платона» нередко затягивается и на полчаса.
Сами приборы, по их словам, работают с перебоями, некоторые выходят из строя, а те, что не выходят, ведут себя, как мошенники. Сразу после запуска «Платон» проявил такое рвение в собирании денег в пользу своих хозяев — ну и государственного бюджета, конечно, — что бойко списывал плату за одну и ту же поездку по несколько раз; кроме того, система, как заправский таксист, мухлюет при прокладке маршрутов, отдавая приоритет именно федеральным трассам и тем самым вынуждая водителей проезжать как можно больше «платных» километров. Как говорят водители, маршрут, проложенный «Платоном», может оказаться на четверть дороже, чем вариант, составленный с помощью бесплатного сервиса вроде «Яндекс-карт».
Еда еще дороже, жилье еще недоступнее
Впрочем, все перечисленные технические нюансы — лишь часть беды. Они, конечно, прибавляют неудобств и волнений дальнобойщикам, работу которых и без того не назовешь оплотом безмятежности и комфорта. Но эти проблемы касаются конкретно грузоперевозчиков. Куда хуже те последствия «Платона», что отражаются на состоянии российской торговли, а значит, и на наших с вами кошельках.
Транспортные компании, как и обещали (впрочем, и выбора особого у них в этом плане не было), начали поднимать тарифы, стремясь компенсировать рост своих издержек. Например, стоимость заказных контейнерных перевозок грузов с обратной доставкой порожних контейнеров из Санкт-Петербурга в Москву выросла на 2,5–3 тыс. рублей. Пока. А ведь практически весь маршрут между двумя столицами проходит как раз по федеральным трассам.
Часть предприятий, связанных с торговлей, также сообщает, что после введения «Платона» их затраты на сотрудничество с грузоперевозчиками возросли на 20–30%. А отдельные направления, по неофициальной информации, подорожали на все 80–90%.
И вот здесь-то как раз очень кстати придутся официальные подсчеты Росавтодора, согласно которым 83% всех грузов, перевозимых по территории России посредством автотранспорта, — это стройматериалы, а еще 8,5% — продукты питания. Нетрудно догадаться, что именно эти важнейшие для большинства российских домохозяйств товары сильнее всего подорожают благодаря запуску «Платона».
Аналитики уже предупредили, что средний рост затрат на строительство может достичь 4%, а, к примеру, в подмосковном регионе, по данным президента Ассоциации застройщиков Московской области Андрея Пучкова, себестоимость строительных работ увеличится не менее чем на 7–8%. Что касается еды, то «Платон» даст продуктовой инфляции как минимум 1–2% дополнительного роста.
«Корежим всю систему экономических отношений ради маленького выигрыша»
Однако в правительстве продолжают упорно отрицать закон экономических причин и следствий и заявляют, что «Платон» не окажет серьезного влияния на удорожание важнейших видов товаров. Так, замминистра финансов Максим Орешкин заявил, что вклад нового дорожного сбора в рост потребительских цен в 2016 году составит максимум 0,1%. Прикидка Росавтодора оказалась более значительной, но и там чиновники не ожидают скачков выше, чем на 1%.
В общий фон бодрых заявлений не вписались лишь заявления руководства Минэкономразвития о том, что «Платон» влечет за собой «избыточные административные и иные ограничения и обязанности» для бизнеса и способствует возникновению необоснованных расходов для бюджетов всех уровней.
«Каждый раз мы стремимся получить маленький выигрыш, покорежив систему экономических отношений, — посетовал глава ведомства Алексей Улюкаев. — Мы опять изменяем условия для очень широкого круга бизнеса. Это ведь не только перевозчики, это грузоотправители, торговые сети — все вместе. И они должны подстраиваться под то, что мы хотим собрать 30 млрд рублей для дорожного фонда. Это несоизмеримо, — подчеркнул министр. — И тем более во время экономической стагнации».
В Минэкономразвития предупредили, что тариф на грузоперевозки нельзя делать выше 97 копеек за километр вплоть до 2019 года. Однако сообщения Улюкаева и его коллег благополучно потонули в потоке кабминовского оптимизма.
Между тем остается всего два месяца до вступления в силу второй очереди повышения расценок за грузоперевозки. До марта 2016 года проезд по федеральным трассам будет обходиться в 1,53 руб. за километр, а с началом весны расценки «Платона» поднимутся до 3,06 руб. А значит, основные подсчеты убытков еще впереди. И не только российского бизнеса — грузоперевозчиков, строителей, сельхозпроизводителей, ритейлеров, — но и большинства из нас.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости