Новости – Люди
Люди
Дорожный сбор: кто заработает на развале страны?
Фото: ТАСС/ Интерпресс
Введение километрового тарифа для грузовиков станет экономическим шоком похлеще санкций
13 ноября, 2015 10:00
10 мин
В России прошла крупнейшая акция протеста грузоперевозчиков. Причиной стало введение покилометрового дорожного сбора для грузовиков, масса которых превышает 12 тонн. Уже в ближайший понедельник, 15 ноября, дороги для дальнобойщиков станут платными, что увеличит стоимость перевозимых товаров и сильно ударит по многим транспортным компаниям и, конечно, водителям.
В правительстве и Росавтодоре решение считают верным и своевременным. И кивают на Европу, где подобное практикуется уже десятки лет. Аналогичные сборы существуют и в соседней Белоруссии, и ничего, мол, никто не жалуется. Правда, там эти меры вводились не во время острого экономического кризиса, о чем господа чиновники, видимо, забывают (с их точки зрения мы находимся всего лишь в «трудной экономической ситуации»), равно как и о том, что наша страна почти в два раза больше, чем все европейские государства, вместе взятые.
Справедливая схема с двойным дном
Установленный размер сбора для грузовиков составляет 3,73 рубля за км, однако в первое время будет действовать понижающий коэффициент: с ноября по февраль владельцам большегрузов придется платить по 1,53 руб./км, а с марта тариф увеличится до 3,06 руб./км.
Основной посыл нововведения прост и в целом весьма справедлив: кто сильнее всех портит дороги, тот и платит за их восстановление. По подсчетам Росавтодора, вред, который всего за одну поездку причиняет дороге 12-тонный грузовик, равен нагрузке примерно от 40 тысяч проездов легковушек. Дороги же в России ремонтируются в основном за счет транспортного налога; вот и получается, что до сих пор за восстановление трасс платили по преимуществу владельцы легковых авто.
И с этим трудно не согласиться, только вот непонятно, почему сия простая и, казалось бы, очевидная истина озарила наших государственных мужей именно сейчас, когда бизнес и население и так вынуждены бороться с постоянным ростом цен и тарифов и одновременным снижением доходов? Ведь закон, позволяющий ввести новый сбор, принят еще в 2011 году (!), а постановление «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» подписано Дмитрием Медведевым в июне 2013-го. Чего же ждали, господа?
Экономический штопор
Не нужно быть передовым экономистом, чтобы понять: рост стоимости грузовых перевозок неминуемо вызовет повышение цен, причем абсолютно на все товары: продукты питания, бытовую химию, строительные материалы, мебель — на все, что доставляется и развозится автотранспортом по необъятным просторам нашей страны. Недаром грузоперевозки считаются кровью любой экономики: всякое изменение условий транспортировки неизбежно отражается на состоянии торговли в целом.
Фото: Марина Лысцева/ ТАСС
Фото: Марина Лысцева/ ТАСС
Размышления кабинетных экспертов о том, что при росте транспортных расходов производители и ритейлеры могут и не повышать цены на товары, а снизить собственную маржинальность, так и останутся размышлениями. Хотя бы в силу того, что цель любого бизнеса — получение прибыли, а потому предприниматели без зазрения совести перекладывают издержки на покупателя.
Разработчики дорожного сбора подсчитали, что нововведение повысит цену товаров всего на 1%. Однако эта цифра получена при расчете транспортировки лишь на 100 км. В России же на такие расстояния почти ничего не возят. Реальная средняя дистанция перевозок составляет 300–500 км, а это уже дает рост цен для ритейлеров на 4%, а значит, ведет к 6–8-процентному ценовому скачку в розничной торговле.
Фактически новый дорожный сбор провоцирует всплеск неэмиссионной инфляции. А ведь именно ради удержания низких инфляционных показателей Центробанк уже более десяти лет душит отечественную экономику непомерно дорогими кредитами. Занятно получается: чиновники инфляцию создают и сами же с ней и борются! А что, все при деле. Еще пара лет таких «дел», и никаких экономических трудностей у нас не будет, потому что не станет экономики.
Прощай, производство
Многие отрасли реальных секторов экономики уже сейчас балансируют на грани рентабельности. Дальнейший рост издержек просто убьет их.
Простой пример. Дорожный сбор в 3,5 рубля за км приведет к росту цен на молоко на 10%. При ограниченной покупательной способности граждан это означает, что ритейлеры не смогут продать каждую десятую упаковку. Молоко будет скисать на прилавках магазинов. Производитель получит 10-процентный убыток, после чего снизит производство на «лишние» 10%. Снижение производства приведет к уменьшению отчисляемых налогов и постепенному росту безработицы. Это, в свою очередь, повлечет очередной виток проседания покупательной способности населения, и далее по кругу. Падение реальных доходов граждан уже обвалило спрос на специализированное детское молоко на 30%. Более того, уменьшение объемов производства повышает себестоимость продукции, а потому, как бы предприятия ни пытались сдержать рост цен, запаса их прочности надолго не хватит.
Меньше всего новый сбор отразится на стоимости дорогих товаров — люксовых иномарок, элитного алкоголя, а хуже всего придется производителям недорогой массовой продукции. Перевозка песка и щебня по цене в 500 рублей за тонну станет попросту нерентабельной. Меж тем важность этих материалов для строительной отрасли вряд ли кому-то нужно объяснять.
Наконец, серьезный ущерб будет нанесен и самим автоперевозчикам. Расчеты показывают, что доходность перевозок фурами с нынешних 8 рублей за км упадет до 5 рублей. Понимая, что повышение цен увеличит расходы, в том числе и на содержание грузовиков, некоторые автоперевозчики уже заявили, что поднимут цены на услуги на 30%.
Сторонники введения сбора отмечают, что он уже в 2016 году даст бюджету около 40 млрд рублей. Допустим, что эти деньги до последней копейки будут вложены в ремонт дорог, ни одного рубля не будет «освоено» и «распилено». Но даже при таком, весьма сказочном раскладе очевидно, что эти 40 млрд будут изъяты с внутреннего рынка. На эту величину уменьшатся оборотные средства десятков тысяч предприятий мелкого и среднего бизнеса. Возможно, на выходе Россия и получит прекрасные дороги, однако возить по ним будет нечего и некому.
Чья выгода?
Новый транспортный сбор превращает главное богатство страны — ее необъятные просторы — в ее же беду. Чем дальше везти товар, тем больше транспортная наценка; в результате довольно скоро одним регионам станет невыгодно торговать с другими. Пока только областям Дальнего Востока и Калининграду проще и дешевле закупаться у иностранных соседей; но что будет, когда краснодарским и волгоградским сельхозпроизводителям станет выгоднее грузить овощи на корабли и отправлять их в Данию на корм скоту, чем везти в Москву или Санкт-Петербург?
По подсчетам логистических компаний, доставка каждой фуры овощей из Тулы в столицу с уплатой дорожного сбора обойдется на 700 рублей дороже, чем раньше. Для такой же фуры из Орла переплата составит уже 1400 рублей.
Фото: Алексей Филиппов /ТАСС
Фото: Алексей Филиппов /ТАСС
А ведь ухудшение транспортной связанности страны — прямой путь к подрыву экономического единства, базиса любого государства. С его потерей страна распадется на самодостаточные регионы, каждый из которых в будущем пойдет своим путем.
Самое время задуматься, кому складывающаяся ситуация сулит выгоду. Собирать дорожный сбор получила право компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), с которой правительство заключило концессионное соглашение на 13 лет. На 50% она принадлежит сыну известного бизнесмена Аркадия Ротенберга, Игорю; другой половиной владеют предприниматель Андрей Шипелов и структуры «Ростеха». За свои услуги РТИТС будет получать скромные комиссионные в размере 10,6 млрд рублей в год.
При этом в кабмине до странности тщательно блюдут интересы РТИТС. В начале недели бизнес-омбудсмен Борис Титов обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой ввести мораторий на сбор до 1 июля 2016 года и рассмотреть возможность сокращения тарифа до одного рубля за километр. Однако правительство сочло введение моратория невозможным, поскольку он влечет финансовые потери концессионера — РТИТС.
Бездонные дыры тришкина кафтана
Немецкие автобаны и американские хайвеи спокойно переносят вес куда более тяжелых фур, чем федеральные трассы РФ. В России же магистрали приходится ремонтировать каждый год: по выражению одного из специалистов, «этот тришкин кафтан можно латать до бесконечности». По факту это значит, что какие бы сборы ни ввело правительство, без изменения технологии дорожного строительства хороших трасс как не было, так и не будет. Хуже того: водители фур, экономя на перевозках, «переедут» с федеральных дорог на областные. Последствия более чем предсказуемы.
Есть ли более разумный выход из ситуации? Есть. Вместо того чтобы «сушить» внутренний рынок и кормить ручных олигархов, российские монетарные власти могли бы санкционировать выпуск 40 млрд рублей и выдать их в виде целевых кредитов отечественным дорожно-строительным компаниям, обязав строить дороги пусть и по немецким технологиям, но на российской технике, нанимая для работы исключительно российских граждан. Миллиардные заказы оживили бы полумертвое машиностроение, а средства, выделенные на зарплаты, обеспечили бы платежеспособный спрос со стороны населения, без которого задыхается малый и средний бизнес. Живительная волна докатилась бы и до предприятий металлургии, и до автопрома, и до фермеров…
Однако пока такая картинка рисуется лишь в мечтах. В реальности же до введения дорожного сбора остаются считанные дни, после чего дальнобойщики обещают устроить уже полноценную забастовку.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости