Титан русской музыки Модест Мусоргский
3 мин чтения
Единственный прижизненный портрет Модеста Мусоргского. Его написал Илья Репин за несколько дней до смерти композитора. Мусоргский находился тогда в госпитале

Единственный прижизненный портрет Модеста Мусоргского. Его написал Илья Репин за несколько дней до смерти композитора. Мусоргский находился тогда в госпитале

Философом, знатоком душ человеческих и даже проповедником в музыке называют композитора Модеста Мусоргского

 «Мусоргский – титан, настоящий философ не только в русской, но и мировой музыке. Он равный среди таких титанов в литературе, как Толстой и Достоевский. Глубже его никто не заглянул из музыкантов в душу человеческую. Никто, ни один из композиторов всех времен и народов», скажет композитор Георгий Свиридов.

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в маленькой деревеньке Карево на Псковщине. Он принадлежал к древнему роду, который свое родство вел от легендарного Рюрика.

О детстве Модеста Петровича сохранилось мало биографический сведений, но представления о нем отчасти дают музыкальные произведения «Няня и я», «Первое наказание» «Воспоминания детства» и «Детские игры», написанные композитором уже в юности.

Известно, что первые уроки музыке Модиньке давала мать. Занятия он продолжит позже, в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков. Здесь благодаря учителю Закона Божиего, о. Кириллу Крупскому он «глубоко проник в самую суть» церковной музыки. По окончании школы Модест Петрович получил назначение в Преображенский полк.

Интересно, что подобным образом складывалась судьба у других выдающихся композиторов: Николай Римский-Корсаков окончил Морской кадетский корпус и служил моряком; Милий Балакирев учился на математика, Александр Бородин был химиком, Цезарь Кюи – военным инженером. Все они потихоньку собрались в Петербурге, кто откуда. И с легкой руки сочувствующего молодым музыкантам критика Владимира Стасова за этой пятеркой закрепилось всем известное название «Могучая кучка».

Бородин, который тогда состоял врачом в военном госпитале, сохранил воспоминание о первой встрече с Модестом Петровичем:

«Мусоргский был в то время совсем мальчонком, очень изящным, точно нарисованным офицериком; мундирчик с иголочки, в обтяжку; ножки вывороченные, волосы приглажены, припомажены, ногти точно выточенные, руки выхоленные, совсем барские. Манеры изящные, аристократические; разговор такой же, немножко сквозь зубы, пересыпанный французскими фразами, несколько вычурными. Некоторый оттенок фатоватости, но очень умеренной. Вежливость и благовоспитанность – необычайное».

Балакирев, который оказал решающее воздействие на Римского-Корсакова, подобным образом повлиял на Мусоргского, в чине подпоручика он оставил службу ради занятий музыкой.

Модест Петрович обладал потрясающей музыкальной памятью, с ходу запоминал оперы Вагнера, музыку новую и очень сложную. Как пианиста его сравнивали с Рубинштейном, тягаться с ним мог только сам Балакирев.

Первой большой работой стала музыка к трагедии Софокла «Эдип», ее он не окончил, также как и оперы по роману Флобера «Саламбо» и на сюжет «Женитьбы» Гоголя.

Наконец, в 1874 году Мариинский театр представил публике новую оперу Модеста Мусоргского по трагедии Пушкина «Борис Годунов». Критики заголосили о безвкусице, грубости и, естественно, о сломе традиций. А молодежи понравилось. За оперой закрепился ярлык легкого жанра, где певцы вовсе не обязаны были «играть».

Вскоре после премьеры свое веское слово произнесли коллеги по цеху, Балакирев: «Слабы мозги». Стасов: «У него ничего нет внутри». Кюи: «В его работу, конечно, я не верю».

Разрыв с «Могучей кучкой» в этой ситуации был неизбежен. Это стало настоящей трагедией для композитора. Но «беда не приходит одна», и Мусоргский на себе испытал всю жестокость этой народной мудрости. После разрыва с «Кучкой» последовала целая серия смертей близких и любимых людей.

Отрицательные отзывы не способствовали аншлагам и новым заказам, и вскоре композитору уже не на что было снимать комнату, Мусоргский был вынужден скитаться по разным адресам.

В это время написано выдающееся произведение для фортепиано — цикл пьес «Картинки с выставки». Русская тема открывает композицию, и она же ее заканчивает, преображаясь в гимн России и ее православной вере.

Но не все произведения были такими жизнеутверждающими: «Без солнца», «Песни и пляски смерти»...

В феврале 1881 года с Модестом Петровичем случился сердечный приступ. Композитора положили в госпиталь, но ему не суждено было пролежать там и месяца... Мусоргскому было всего сорок два года.

Остались неоконченными многие произведения. И среди них — гениальная опера «Хованщина». За доработку и оркестровку взялся Римский-Корсаков, которому достался весь архив покойного. Долгое время музыка Мусоргского была мало известна, другим композиторам она продолжала казаться варварской и грубой... И только Частная опера Саввы Мамонтова упорно доказывала зрителю, что ничего глубже и серьезнее «Годунова» не написано, и это потрясающе показал Шаляпин, для которого партия Бориса стала действительно «звездной». Затем Досифей в «Хованщине».

В партии Юродивого еще ярче засиял талант Ивана Козловского. А в начале XX века оперы Мусоргского узнала Европа — в «Русских сезонах» Дягилева они буквально потрясли весь мир. Это была своего рода проповедь.

«Мусоргский – религиозный композитор, скажет Георгий Свиридов. Это нужно осознать. «Хованщина» – это прямое общение с Богом, прямая молитва, но через театр».

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Поэт-художник Аполлон Майков Далее в рубрике Поэт-художник Аполлон МайковЧитать Майкова рекомендовал Достоевский: «Читайте Майкова, глубже вчитывайтесь в него... Это истинный поэт, и каждое слово его дорого» Читайте в рубрике Российские ученые смогут прогнозировать движение айсберговНа грант Минобрнауки эксперты создали 7 аппаратно-программных комплексов, способных отслеживать движение айсбергов и дрейфующих льдов. Российские ученые смогут прогнозировать движение айсбергов

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»