Новости – Общество
Общество
«Все равно мы пить не бросим»
Николай Симаков / ИТАР-ТАСС
Сегодня водка в России доступнее в три раза, чем в 1980-е; но эксперты опасаются, что постоянное повышение акцизов вызовет новую волну самогоноварения и потребления суррогатов
28 марта, 2014 09:35
19 мин
В России с 11 марта вступил в силу закон о повышении акцизов на крепкий алкоголь. В розничной продаже пол-литровая бутылка водки теперь стоит минимум 199 рублей, а не 170, как было до этого. После 1 августа цена самой дешевой пол-литровки вырастет до 220 рублей за тот же объем. Одновременно во многих городах местные власти решили слепо выполнять антиалкогольный закон, согласно которому продавать алкоголь запрещено в радиусе 54 метров от детских организаций, 85 метров от образовательных и 77 метров от медицинских, спортивных учреждений, а также от вокзалов и рынков. Это привело к почти полному закрытию в этих городах магазинов и точек общепита, торгующих спиртным.
«Русская планета» решила провести небольшой исторический экскурс по русскому пьянству за последние 30 лет, чтобы понять, насколько успешной была антиалкогольная политика государства в разные годы и как люди реагировали на попытки правительства их «оздоровить».
Выяснить, как россияне пили в разные времена, помогут усредненные статистические данные о зарплате в стране и цене за пол-литра водки. Эксперты отмечают, что это довольно грубые данные, потому что бутылка водки имела разную стоимость и относительно основных товаров и услуг в те или иные годы, и сама по себе. Так, в 1985 году средняя зарплата в СССР составляла 190,1 рубля, бутылка водки стоила 5,44 рубля — соответственно, россиянин на свою зарплату мог купить примерно 35 бутылок водки. В 1995 году россиянин мог позволить приобрести на среднюю зарплату по России уже 61 бутылку водки, в 2005 году — 119 бутылок, а в 2014 году — 145 бутылок по недавно установленной минимальной цене 199 рублей.
В 1980-е годы общая социально-экономическая обстановка в СССР способствовала депрессии и алкоголизации граждан. Падали производственные показатели, рождаемость, ухудшалось здоровье советских людей. Поэтому правительство страны всерьез озаботилось пьянством среди населения. Генсек КПСС Михаил Горбачев взял тогда курс на перестройку, в рамках которой планировалось решить проблему алкоголизма в стране. В народе ту эпоху называют «горбачевский сухой закон».
В 1985 году ЦК КПСС принял постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Одновременно были приняты: постановление Совета министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», указы Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством». Предполагалось, что эти меры позволят полностью искоренить пьянство в стране и употребление даже минимальных доз алкоголя.
Правительство планировало ежегодно сокращать объемы производства ликеро-водочной продукции, а с 1988 года — прекратить выпуск плодово-ягодных вин. Усиливалась антиалкогольная пропаганда, выпускался журнал «Трезвость и культура», запрещалось изображать всевозможные застолья и питейные ритуалы в привлекательном виде на телевидении, в кино и книгах. При этом нельзя было продавать алкоголь лицам, не достигшим 21 года, усиливалась ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, вводилось принудительное лечение лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, строго каралось употребление алкоголя на производстве и в общественных местах. Заботясь о здоровье населения, правительство создавало условия для досуга, развивало сеть чайных, закусочных, а также кафе и баров по продаже безалкогольных напитков.
Егор Лигачев. Фото: Валентин Кузьмин / ИТАР-ТАСС
Егор Лигачев. Фото: Валентин Кузьмин / ИТАР-ТАСС
Но инициативы государства выполнялись с значительными перегибами и применением откровенно недальновидных мер, объясняет в разговоре с «Русской планетой» главный редактор портала «Алкоголь.Ру» Михаил Смирнов.
«Горбачев не говорил о сухом законе в том виде, в котором он осуществлялся. Его искаженную реализацию начали Лигачев (Егор Лигачев в 1985–1988 года — секретарь ЦК КПСС по идеологии, фактически второй человек в партии. — РП) и прочие. Он выполнял решение партии, как идиот. Изначально говорилось о снижении производства водки и расширении производства вина. Но было принято решение все уничтожить, поскольку это проще. Начали вырубать виноградники. Когда Лигачев приехал в Массандру, где находилась огромная винотека, он приказал все это разбить и вылить. Только чудом профессионалам удалось все это сохранить, потому что это история», — вспоминает Смирнов.
В итоге, по словам Смирнова,
грубая антиалкогольная политика государства привела лишь к длинным очередям, скандалам, производству самогона, который гнали чуть ли не в каждой квартире.
Тем не менее правительство СССР отчиталось о положительном эффекте введения сухого закона. «За 1986–1987 годы, когда в стране почти вдвое сократилось потребление спиртных изделий, рождалось на 500–600 тысяч детей больше, чем в каждом из предыдущих 46 лет. В эти годы умирало на 200 тысяч в год меньше, чем в 1984 году, до введения ограничений. Смертность населения в трудоспособном возрасте уменьшилась у мужчин на 37%», — подводил итоги кампании один из главных пропагандистов трезвого образа жизни врач Федор Углов.
«Некоторые считают, что антиалкогольная политика себя оправдала, потому что поднялась рождаемость. Я придерживаюсь точки зрения, что всплеск рождаемости и снижение смертности не были напрямую связаны с антиалкогольной кампанией. Нужно помнить, что демография у нас в стране носит волнообразный характер. Сухой закон просто совпал с очередной волной. На рождаемость повлияла еще и волна энтузиазма, ощущение перспектив, которые давала перестройка, возможность зарабатывать деньги в кооперативах», — констатирует историк водки Руслан Брагин.
Еще одно последствие антиалкогольной кампании, о котором часто забывают, — резкий рост антиправительственных настроений. Даже многие аполитичные люди воспринимали «сухой закон» как посягательство на вековые русские традиции и свой привычный образ жизни.
После распада СССР в России настали времена свободного рынка, чтобы укротить инфляцию, правительство провело денежную реформу и изъяло из оборота советские рубли. Средняя зарплата в стране стала составлять 472 400 рублей, бутылка водки стоила в среднем 7739 рублей, следовательно россиянин мог позволить на свою зарплату 61 бутылку водки.
К 1995 году уже три года как действовали экономические реформы, инициированные Егором Гайдаром, в ходе которых государственный контроль за многими отраслями экономики был минимизирован. Так, реформа цен, проведенная в январе 1992 года, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов, полностью опустевшие в предшествовавшие годы. На рынке стали появляться новые производители, в том числе — алкогольных напитков. После отмены государственной монополии на водку в новой России образовалась масса ликеро-водочных заводов, которые, по большому счету, сформировали сегодняшний алкогольный рынок.
«Относительно свободное производство разрешили, потому что до этого государство вообще ничего не получало от производства алкоголя. За счет такой либерализации, налогов с продажи, правительство планировало немного приподняться в экономическом плане», — вспоминает Смирнов.
«Законодательство, по сути, было подогнано под потребности тогдашних производителей водки. У частных предприятий появилась возможность производить свои бренды. Появился спирт „Рояль“ — сначала настоящий, потом поддельный. Появились коньяки и так далее», — дополняет историк Брагин.
На рынок буквально хлынул поток импортного алкоголя, который до этого был неведом советскому человеку. Появилось пиво в алюминиевых банках, иностранные коньяки и виски.
Спирт «Royal». Фото: mordor.su
Спирт «Royal». Фото: mordor.su
Но особое место в той истории занял один из самых популярных и доступных спиртных суррогатов — спирт Royal, который за рубежом использовался для хозяйственных нужд, к примеру, для розжига каминов. В Россию его привозили в бочках, а потом использовали для производства суррогатной водки или просто употребляли в разведенном на глаз виде.
Отравления спиртом Royal, в том числе и со смертельным исходом, возникали настолько часто, что в 1994 году правительство РФ во главе с премьер-министром Виктором Черномырдиным специальным указом запретило ввоз этого продукта в Россию.
При этом, как полагает Михаил Смирнов, в те годы россияне не стали пить больше. «Дельта, когда народ начинает больше пить, зависит не от наличия алкоголя, а от социальных проблем. Когда у тебя нет работы, когда жена тебе проедает плешь, когда дети смотрят на тебя презрительно, потому что ты не можешь купить шоколадку, когда начинаются в стране проблемы, то потребление возрастает, но не на много», — объясняет Смирнов.
С ним соглашается Руслан Брагин, который говорит, что волна отравлений паленой водкой, широко освещавшаяся СМИ, напугала людей, и они в итоге перешли на употребление более качественного алкоголя из магазинов. «Все устали от водки во времена железного занавеса, поэтому пили другие напитки. Помните, какой экзотикой в Советском Союзе было баночное пиво, которое кто-то привозил из командировки. Увеличился импорт алкоголя, появился выбор между российскими производителями и зарубежными. Появилось различие в цене», — говорит Брагин.
А тем временем все дети России смотрят мультики и не пьют
К середине 2000-х годов в обиходе россиян уже прочно засело выражение «путинская стабильность». В 2004 году на второй президентский срок был переизбран Владимир Путин. В стране наблюдался планомерный экономический рост, который во многом происходил из-за растущих цен на нефть, зарплаты россиян также росли.
В 2005 году средняя зарплата в стране составляла 8555 рублей, бутылка водки стоила около 72 рублей, и россиянин мог позволить купить 119 бутылок водки на свою среднюю зарплату.
В то же время правительство продолжало активно бороться с алкоголизацией населения, перекраивая законы и вводя новые запреты. Сокращалось количество нелегальных производств. Ввели запрет на распитие любых алкогольных напитков, включая пиво, в любых общественных местах для несовершеннолетних. Запретили рекламу алкоголя на транспорте, стадионах и на массовых мероприятиях. Реклама пива на телевидении была разрешена только в ночное время.
Тогда Владимир Путин выступал с резкой критикой системы контроля алкогольной продукции. По его словам, существовавшая система контроля крайне неэффективна и коррумпирована, качество алкогольной продукции низкое. В стране отмечалась очень высокая смертность от пьянства и отравлений алкоголем. Президент высказывал мнение о необходимости введения монополии государства на производство и оборот спирта.
Контролировался и импорт алкоголя. Например, в 2006 году в Россию полностью запретили ввоз алкоголя из Молдавии и Грузии. Распоряжение было подписано главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко. Свое решение Роспотребнадзор объяснил тем, что большой объем ввозимой в Россию алкогольной продукции не отвечает санитарной безопасности. Хотя многие тогда считали и продолжают считать до сих пор, что запрет ввели не столько из соображений о безопасности здоровья россиян, но и по политическим причинам.
Задержание партии водки без акцизных марок. Фото: Виктор Воног / ИТАР-ТАСС, архив
Задержание партии водки без акцизных марок. Фото: Виктор Воног / ИТАР-ТАСС, архив
В силу этих и других причин и несмотря на доступность водки, специалисты говорят о том, что потребление алкоголя в стране к этому времени все же снизилось по сравнению с предыдущими годами. «Как только начался подъем экономики, потребление алкоголя снизилось. Некогда было выпивать, когда появилась возможность заработать. Оставались только праздники. Это очень заметно по статистике. Заметьте, что пить стали меньше не потому что алкоголь исчез, а потому, что появилась работа, цели и перспективы», — подчеркивает Смирнов.
Его поддерживает историк Брагин, который указывает, что продажи водки в это время стали медленно, но верно падать. «Люди стали переключаться на более премиальные напитки, увеличились продажи импортных вин, выросли продажи виски. Помимо этого появились клубы, тусовки, стала развиваться коктейльная культура, выбор стал огромен», — объясняет тенденции десятилетней давности Брагин. Он добавляет, что параллельно с сокращением рекламы алкоголя «пошла пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом, здорового питания, появилась масса фитнес-центров и так далее».
В 2009 году в России была создана Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), которая контролирует сегодня производство, оборот, качество, объемы выпуска и безопасность этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Также ведомство отвечает за выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере алкоголя. Год спустя после своего появления ведомство установило минимальную цену на розничную продажу водки за 0,5 литра в размере 89 рублей.
С тех пор минимальная цена на водку повышалась несколько раз. Последний раз ее стоимость выросла 11 марта 2014 года. Теперь в розничной продаже пол-литровая бутылка водки будет стоить 199 рублей. После 1 августа цена вырастет до 220 рублей за тот же объем. Параллельно увеличились цены на коньяки и бренди до минимальной отметки в 322 рубля за пол-литровую бутылку.
По данным Росстата, в январе текущего года средняя зарплата в России составила почти 29 тысяч рублей, то есть при минимальной стоимости водки россиянин на свою зарплату сегодня может позволить себе купить 145 бутылок.
В разговоре с РП генеральный директор Комитета производителей алкогольной продукции Александр Романов отметил, что подобные действия правительства (постоянное повышение акцизов. — РП) могут усугубить ситуацию. «Теперь пить каждый будет то, что ему позволит карман и личная находчивость. В деревнях увеличится самогоноворарение. В городах будут пить „боярышник“. Это, конечно, очень плохо, но хуже, если начнется гаражное подпольное производство. Иногда люди просто идут и покупают стеклоочиститель. Это грозит серьезным увеличением смертности», — говорит Романов.
С ним соглашается и Михаил Смирнов, который считает, что бороться нужно не с самим алкоголем, а с культурой его потребления. «В Москве думают, что если уменьшить количество точек продаж, то люди будут меньше пить. На самом деле система незаконного распространения алкоголя была отработана еще давно. Таксисты, старушки, самогон, технический спирт, который дает прибыль 1000 процентов, и так далее», — говорит эксперт, добавляя, что производители водки просто будут работать в «третью смену», изготавливая продукцию вообще в обход всяких акцизов.
В качестве примера он приводит недавний случай, когда жители поселка Красный Великан Забайкальского края массово отравились суррогатным алкоголем, который продавался как водка «Олень». Тогда скончалось 14 человек, еще 30 попали в реанимацию. «То есть люди мрут не потому, что они алкаши, а потому, что у них нет возможности купить бутылку нормальной водки, чтобы выпить после бани. По сути, мы сейчас попадаем в ловушку идеологии, в которую попал Горбачев. Опять наступаем на те же грабли. Это будет продолжаться до тех пор, пока государство будет бороться с алкоголем. Чего с ним бороться, если он очень легко получается даже в домашних условиях», — констатирует собеседник РП.
Идею о том, как развить культуру употребления алкоголя в России, озвучивает Руслан Брагин, который тоже считает, что бороться с употреблением водки бесполезно: «Нужно приучать людей к вину. Оно быстрее выводится из организма и причиняет меньше вреда. Для этого нужно развивать российское виноделие, оказывать преференции виноградарям и виноделам, следить за качеством, чтобы вино производили не из виноматериалов каких-нибудь и не делали „бормотуху“, а изготавливали действительно качественный российский продукт».
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости