Партнерство, как «прогиб»
5 мин чтения
Флаги стран — участниц ЕАЭС. Фото: ЕЭК/facebook.com

Флаги стран — участниц ЕАЭС. Фото: ЕЭК/facebook.com

Российские чиновники пускают «китайского дракона» на российский рынок, где он задавит отечественных производителей

Евразийская экономическая комиссия (ЕК) намерена в ближайшее время начать переговоры с Пекином о заключении предварительного  торгово-экономического соглашения.  В понедельник представители правительств стран — участниц ЕАЭС приняли единый документ, в котором сформулированы предварительные условия будущего соглашения.  В частности, речь идет о мерах по облегчению товарооборота между ЕАЭС и КНР, а также мерах по стимулированию инвестиций.  Об этом прессе сообщила министр торговли ЕЭК Вероника Никишина.

Пекин выступает за полную отмену пошлин между сторонами в будущем и создание зоны свободной торговли.

Мотивация китайской стороны понятна: Пекин рассчитывает обрести  в результате рынок сбыта для своих товаров,  интенсифицировать усилия на данном направлении КНР вынуждает спад темпов экономического роста Поднебесной.  Тем более что в последнее время китайская промышленность взяла курс на массовый выпуск высокотехнологичной продукции.  Азия, Европа и США сами могут составить в данной нише конкуренцию китайцам, зато Россия и другие страны ЕАЭС представляют в этом отношении очень удобную площадку сбыта, которую можно заполонить китайскими товарами.

Нефть и лес  в обмен на «дружбу»

Когда чиновники говорят о высоком уровне товарооборота между Россией и Китаем, следует помнить, что большая часть поставляемой в КНР продукции —  это сырье. Древесина, энергоносители, химическое сырье, черные, цветные металлы и т.п. К примеру, около 60% российского экспорта в Китай представлено углеводородами и электроэнергией. В обратном же направлении Китай экспортирует товары высокой степени обработки —  продовольствие, машиностроительную продукцию, изделия легкой промышленности и т.п. В последнее время растет процент электроники и автомобилей в общем объеме китайского экспорта в РФ. В частности, машины и оборудование занимают почти 36% от всех китайских поставок.

Впрочем, в последнее время отмечается снижение товарооборота между странами. На сокращение объемов российского экспорта повлиял спад в китайской экономике, который привел к снижению потребностей в сырье. Китайский импорт в Россию упал на 35% в 2015 году по ряду причин, к одной из основных относится девальвация российской национальной валюты, а кроме того, снижение потребительского спроса со стороны населения нашей страны.

Разумеется, Пекин заинтересован в исправлении данной ситуации, но уже на новых условиях — в том случае если между Китаем и РФ (и другими странами ЕАЭС) будут сняты таможенные ограничения, это компенсирует китайским товаропроизводителям издержки от низкого курса рубля.

Как заявил 16 мая глава МИД РФ Сергей Лавров,  «ЕАЭС не может и не должен отгораживаться от сильной китайской экономики».

«ЕАЭС не идет по пути тех попыток, которые сейчас предпринимают американцы по созданию Транстихоокеанского партнерства и Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства. В обоих случаях речь идет об узком круге стран, внутри которого имеется в виду согласовать правила игры без учета интересов остальных. Только когда эти правила будут в этом узком закрытом коллективе согласованы, только тогда остальные будут приглашаться присоединиться уже на основе этих без них написанных правил», —  заявил Лавров, добавив, что ЕАЭС, напротив, является открытым объединением. 

С точки зрения  политического пиара такая тактика действительно смотрится более выигрышно. Однако не повредит ли откровенно слабым экономикам стран — участниц ЕАЭС подобная открытость перед превосходящим по мощи «партнером»? Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, в который США втягивает Евросоюз, неоднократно подвергался критике, равно как и подписание соглашения об экономической ассоциации между ЕС и Киевом: эксперты  предупреждают о том, что интеграция неравных экономик неизбежно оборачивается поглощением слабейшей стороны. Не повторится ли подобный сценарий и в рамках российско-китайского сотрудничества?

Следует отметить, что совместная деятельность ЕАЭС и Пекина не ограничивается работой по подготовке торгового соглашения. Ранее стало известно о том, что Россия и Китай завершают подготовку документа о сопряжении проектов Евразийского экономического союза и «Шелкового пути». С одной стороны, Москва давно рассчитывала на сотрудничество с КНР в рамках транспортного проекта «Шелковый путь». Но, с другой стороны, Китай может использовать «Шелковый путь» для распространения своего экономического влияния в странах Центральной Азии, такие предположения высказывают эксперты.  А ведь постсоветское пространство, в особенности страны, пользующиеся российской помощью, должны по справедливости  быть вовлечены в орбиту российской, а не китайской экономики.

Работник в одном из цехов завода Dongfeng

Работник в одном из цехов завода Dongfeng. Фото: Li Bin/Zuma/TASS

Мало того, Пекин уже настаивает на создании зоны свободной торговли в рамках Шанхайской организации сотрудничества, в которую входят Россия, Таджикистан,  Казахстан, Узбекистан,  Киргизия и Китай. Мотивы Пекина в данном случае также достаточно очевидны —  это расширение собственного экономического «ареала»,  постепенное поглощение экономик стран-партнеров.

Спасение — импортозамещение 

По мнению заведующего  сектором экономики и политики Китая и сотрудника Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Сергея Луконина, торговая интеграция с Китаем не будет представлять угрозу для российской экономики при условии развития в России конкурентоспособной промышленности.  

 «Разговоры о создании зоны свободной торговли с Китаем ведутся давно, в данном случае Россия тормозит процесс из опасений торговой экспансии китайских производителей на наш рынок. Сейчас основная задача Пекина —  просто начать переговоры на эту тему, переговоры могут тянуться долгие годы, это очень долгий процесс. Очевидно, что китайская сторона будет настаивать на скорейшем заключении договора о ЗСТ, это нужно Китаю для создания определенной зоны влияния своей промышленности. Это альтернатива Транстихоокеанскому партнерству.  Нельзя однозначно говорить о том, что Россия проиграет в результате данных переговоров — если мы ничего не будем предпринимать в течение переговорного процесса для развития собственной промышленности, то, конечно, мы останемся в проигрыше. Если же Москва постарается заключить соглашение на выгодных для себя условиях, то мы можем получить даже преимущества»,  — отметил эксперт в интервью «Русской Планете».

Сергей Луконин добавил, что целью Китая по всем торговым направлениям является увеличение в экспорте доли высокотехнологичной продукции, произведенной в КНР.

«Это и станки, и электроника, и телекоммуникационное оборудование, и любые виды оборудования для строительства высокоскоростных железных дорог. Например, в пятилетнем плане КНР заявлен экспорт технологий по возведению АЭС. Если в России будут предприниматься меры по развитию собственной промышленности, разговоры о том, что Китай задавит нас своими товарами, потеряют актуальность», — подчеркнул эксперт.

Понятно, почему Китай так рвется к созданию зон свободной торговли в рамках ШОС, а также в рамках партнерства ЕАЭС — на это его толкает рост себестоимости китайских  товаров,  последовавший за удорожанием рабочей силы в Поднебесной. Китай уже обогнал по средней заработной плате Россию,  переходя постепенно к постиндустриальной экономической системе.  При этом данный процесс сопровождается экономической рецессией, преодолеть которую КНР может помочь выход на новые рынки. 

Россия могла бы составить сегодня конкуренцию и Китаю, и другим лидерам мирового рынка, если бы отказалась от сырьевой модели экономики.  Однако из-за некомпетентной экономической политики Россия продолжает оставаться в статусе экспортера сырья, позволяя другим странами зарабатывать на его переработке. 

А если будут сняты торговые ограничения на границе с Китаем, надежды на  производственный рост в России вообще придется отложить в долгий ящик — не смогут наши производители конкурировать на равных с китайскими компаниями.  

Почему же решения, способные привести к экономическому ущербу для России, выдаются российским правительством за достижения? Наверное, потому что обсуждать интеграционные проекты с иностранными коллегами гораздо проще, чем заниматься выстраиванием в стране по-настоящему конкурентоспособной экономики.  

Читайте нас в мобильном приложении

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Силы сверхбыстрого поражения Далее в рубрике Силы сверхбыстрого пораженияРоссия не собирается воевать в Восточной Европе, но готова ответить на любую провокацию Читайте в рубрике «Бизнес» «Диплом перестал быть основным документом для работодателей»Итоги года на форуме «Национальная система квалификаций России» «Диплом перестал быть основным документом для работодателей»
Подписывайтесь на канал rusplt.ru в Яндекс.Дзен
Подписывайтесь на канал rusplt в Дзен
Комментарии
25 мая 2016, 14:04
Мне кажется, что нужно повторить опыт англичан. Ведь Англия, как таковая, поднялась экономически только после того, как был издан закон о запрете вывоза необработанной овечьей шерсти в Европу. Только в виде изделий из неё (ткани, фетр, войлок и пр.). Почему бы нам, пусть не одним махом, а постепенно увеличивая процент передела сырья, не ввести такой же закон. Тогда и отношения с Китаем были бы для нас экономически безопаснее.
Например, данное предприятие может экспортировать лес-кругляк, при условии, что одновременно в этом году обязано экспортировать что-то, являющееся предметом переработки этого кругляка (мебель и т.п.), например в количестве 10 %. А в следующем году процент "передела" должен составлять уже 15 %. И т.д. И так по всему сырью.
18 мая 2016, 13:52
Вот именно. Зачем ныть про китайскую экспансию, если можно просто развивать свое производство и сконцентрироваться на выходе на внешние рынки? Тот же самый Китай - это огромный рынок сбыта. Увеличивать импорт можно и нужно, но исключительно с пропорциональным увеличением экспорта.
18 мая 2016, 09:39
Честно говоря, не понимаю для чего все это делается. На мой взгляд, ни каких существенных плюсов для нашей страны в этом нет, скорее наоборот...(
17 мая 2016, 22:10
Не очень понимаю, как можно бороться с китайскими компаниями, особенно в части производства одежды, широпотреба и всей остальной бытовухи, они мастера в этом деле, лучшие в мире, всех забороли
18 мая 2016, 13:54
Бороться не нужно. Но можно составить конкуренцию. Для этого есть потенциал и все условия.
18 мая 2016, 18:04
Верно! Есть потенциал и все условия, но некому организовать. нЕТ АДМИНИСТРАТОРОВ, типа Л.П.Берии. Сегодняшние дилетанты у "РУЛЯ", ни чего не могут.
18 мая 2016, 09:44
"Лучшие"??? Ну, разве что в том, чтобы завалить всю планету низкокачественным ядовитым ширпотребом...(((
18 мая 2016, 08:48
А что с ними бороться? Пересядем с БМВ на лифаны и донфенги, которые по выживаемости в ДТП не выдерживают никакой критики.
17 мая 2016, 18:14
Куда не глянь везде у нас козырей не хватает. Окружили себя ракетами и сидим в нищете. Я так скажу - ВПК мы потянули, теперь надо браться за логистику в большом смысле этого слова, а не заниматься созданием платных парковок и латанием дыр в дорожном покрытии.
18 мая 2016, 08:47
Дыры латать нужно обязательно, иначе логистики никакой не будет).
18 мая 2016, 09:42
Железнодорожную сеть и речной транспорт развивать надо - тогда и дороги разгрузятся. А пока что всё это не более чем бюджетный распил, качественного развития ни какого!!!
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!