Новости – Люди
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
Люди
Импортозамещение тыком
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/52/104/190416_popravka_iportzamewenie_620.jpg)
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Фото: Дмитрий Астахов/пресс-служба правительства РФ/ТАСС
Не дождавшись эффекта от ограничения импорта при госзакупках, правительство хочет попробовать какую-нибудь другую «игрушку»
20 апреля, 2016 07:00
8 мин
Глава российского правительства Дмитрий Медведев поручил нескольким ведомствам обновить список товаров, запрещенных или ограниченных к импорту в рамках госзакупок. Судя по всему, действующий ныне перечень признан недостаточно эффективным, и надо попробовать что-то новое.
Не знаю что
Попробовать! Много лет мы упираемся в одну и ту же проблему: вместо того чтобы грамотно подготовить реформу, рассчитать ее последствия в вычислительных центрах, наше правительство ставит эксперименты на живых людях, причем даже не скрывая этого. Вот цитата из совсем недавних откровений Медведева (по другому поводу, но суть та же), она многое говорит о способах принятия решений в России: «Если же говорить по существу, то я считаю, что действительно нам нужно посмотреть на то, каким образом будет применяться вот эта самая льгота. Если эта льгота все-таки не сможет решить тех задач, которые мы перед собой ставили, я думаю, что мы могли бы вернуться к обсуждению того, чтобы ее исчислять иначе <…>. Хотя это требует верификации. Давайте посмотрим, как это все сработает, и после этого к этому вопросу вернемся».
Автор текста должен признаться в недостаточном профессионализме — в неспособности найти цензурные слова для оценки этого замечательного подхода. Сделаем то, не знаем что, и посмотрим, как оно получится. С импортозамещением через госзаказ получилось, прямо скажем, не очень, раз это заметили даже в правительстве.
Для белорусов и военных
Что такое списки ограничений? Это набор товарных позиций, разделенных на три группы. В первой из них импорт в рамках госзаказа и госзакупок запрещен (например, оборонная промышленность). Во второй импорт разрешен, если в России (или Таможенном союзе) не более одного производителя аналогичного товара; если два или более — закупаться только у них (фармацевтика). В третьей импорт разрешен, но цена у иностранного производителя должна быть ниже не менее чем на 15%, иначе закупаемся дома (разнообразное оборудование гражданского назначения).
В общей сложности в списке 420 видов товаров, большинство из них — жизненно важные лекарства (их государство закупает для больниц, социальных учреждений и т.д.), но по объему закупок доминирует машиностроительная продукция.
Кто же стал бенефициаром этих ограничений? Безусловно, в первую очередь белорусы, казахстанцы, киргизы и армяне, братья наши меньшие по Таможенному союзу. На их продукцию все упомянутые ограничения не распространяются. И если об армянском машиностроении миру мало что известно, то поддержка белорусских заводов оказывается весьма весомой.
В выигрыше оказалась и приватизированная часть нашей оборонки, разом избавившаяся от конкуренции (до недавнего времени РФ активно закупала, к примеру, украинскую продукцию).
Российская фармацевтика, получившая привилегии по большинству пунктов списка (282 наименования), пытается переориентироваться с поставок в аптеки, где торговле мешают определенные законом предельные розничные цены, на госзакупки, то есть поставки в больницы и другие медицинские учреждения. И все же достичь качества и цены лекарств от мировых синдикатов мы пока не можем: слишком малы партии, слишком дороги кредиты.
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles4/!_2016/04_April_2016/190416_popravka_iportzamewenie_600.jpg)
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Фото: Артем Геодакян/ТАСС
В машиностроении же, с которого началась вся эта протекционистская вакханалия, не изменилось практически ничего. Впрочем, там и производственный цикл достаточно долог, два года некоторых преференций — не срок для серьезных подвижек.
Слабые места системы
На данный момент польза от всей этой истории выглядит сомнительно как минимум по трем причинам.
- Во-первых, при всей масштабности госсектора в РФ этот тип ограничений ни к какому импортозамещению не приводит. Да, некоторые российские производители (в основном фармацевты) теперь действительно легче продают свои товары, но никто не станет основывать новое производство в надежде только на госзаказ. А значит, расширения отечественной промышленности эта мера не даст. Зато таким образом некоторым российским компаниям удалось оттеснить западных конкурентов, зачастую производящих более качественное оборудование.
- Во-вторых, ограничение импорта автоматически привело к росту цен как по объективным, так и по коррупционным причинам. При заоблачной стоимости кредитов в России мы зачастую просто не в силах производить аналогичную продукцию по приемлемым ценам. А те, кто ее хоть как-то производит (обычно 2–3 предприятия на позицию, не более), с легкостью задирают цены до предела: альтернативы-то нет.
- В-третьих, при большом желании заказчика купить именно импортный товар (а это желание зачастую присутствует) он без проблем это сделает. Мир производителей оборудования тесен, по описанию заказа все прекрасно понимают, под кого он заточен. Все очень просто: к тендерному списку требований добавляются одна-две характеристики, которых нет у отечественных аналогов, после чего документ выставляется на сайт госзакупок. Россияне подают заявки, они отклоняются за несоответствие, после чего заказчик «вынужден» выходить на зарубежный рынок.
Повторяя Крылова
Таким образом, разработчики списка из 420 видов товаров, ограниченно запрещенных к приобретению государственными структурами, своей цели не достигли. Прямого результата, кроме роста цен, от ограничений не видно. Между тем с инициаторов затеи уже спрашивают — успехи-то нужны здесь и сейчас. Отсюда и стремление пересмотреть список. Только в какую сторону пересматривать, как менять правила игры, какие пункты включать, какие исключать?
Думать над этой задачей будут лебедь, рак и щука в лице, соответственно, Минпромторга, Минэкономразвития и ФАС. Мы сгораем от нетерпения, желая посмотреть на результаты их работы.
- Минпромторг, отвечающий за объемы промышленности, предсказуемо требует расширить список и ужесточить требования к иностранцам.
- Минэкономразвития, отвечающее за показатели ВВП, выступает за сокращение списка и постепенный отказ от преференций для отечественных производителей. Вообще говоря, это странно, ибо обычно ведомство Улюкаева поддерживает развитие отечественного производства. Но в данном конкретном случае в ведомстве сочли, что тепличные условия ведут только к росту цен, и готовы доказывать это с цифрами в руках. То есть МЭР несколько неожиданно выступает в роли экономящего каждую копеечку Минфина.
- Представители ФАС свою точку зрения не сформулировали, но нетрудно догадаться, что они, скорее, поддержат «финансистов», чем «промышленников» — ограничения внезапно сделали монополистами госзакупок многие российские предприятия.
В любом случае договориться ведомства не сумеют.
Логика нетерпения
Логику российской промышленной политики можно проследить примерно следующим образом.
- Есть политический заказ на импортозамещение.
- Нет желания кредитовать промышленность для ее естественного роста (высокие риски невозврата).
- Есть поиск других путей роста, среди которых видимой простотой выделяется протекционизм.
- Принимаются различные протекционистские меры: эмбарго, таможенные барьеры, ограничение доступа к госзакупкам.
- Эти меры не дают мгновенного результата, а кое-где приводят к ухудшению положения (росту цен).
- Правительство пытается методом тыка найти другие способы улучшения ситуации.
Ни терпения, ни планомерного развития, одно только «а давайте нажмем эту кнопочку и посмотрим, что получится». Ограничение доступа иностранцев к нашим госзакупкам — хорошая, правильная идея, но смешно ждать от нее успехов здесь и сейчас. Надо вести последовательную работу, ограничивать новоявленных монополистов, подпитывать деньгами ключевые отрасли (а не топ-менеджеров в этих отраслях). Мы же кидаемся то в одну сторону, то в другую. Киндер-экономика. Безумцы со спичками.
Жаль, что на метод тыка нет лечения втыком. Пока нет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях![](https://rusplt.ru/images/subscriptions/ya_news.svg)
Яндекс.Новости