Новости – Общество
Общество
Тариф «Предвыборный»
Зураб Джавахадзе / ТАСС
Почему низкие тарифы ЖКХ на самом деле окажутся для нас очень высокими
17 ноября, 2015 16:30
5 мин
Правительство России начинает готовиться к парламентским выборам 2016 года — в принимаемых решениях появляется популистский оттенок. После целого ряда агрессивных инициатив, связанных в первую очередь с выбиванием долгов из населения (отъем водительских прав, наложение взысканий на работодателей и т.д.), экономические власти страны внезапно сменили гнев на милость и ограничили рост тарифов на несколько услуг ЖКХ.
Минимальные тарифы на тепло остаются на прежнем уровне, максимальные вырастут всего на 3,4% — конкретные цифры регионам предлагается выбрать самостоятельно. Тарифы на электроэнергию вырастут точно, но в диапазоне 1–7,5% (в ряде регионов — 4,5–7,5%), то есть существенно ниже инфляции. Тарифы на водоснабжение и водоотведение традиционно оставлены на усмотрение регионов, федерального регулирования здесь не будет.
От платежки к ценнику
Мы привыкли не доверять власти. В последнее время «социалка» неуклонно урезалась в явных и скрытых формах, поэтому даже в позитивной новости наш человек чует скрытый подвох. Ценообразование в сфере ЖКХ — классическая темная комната; можно ли найти в ней черную кошку?
Оказывается, да.
Дело в том, что в государственной тарифной политике часто применяется система перекрестного субсидирования. Обычно — и данный случай не исключение — она сводится к тому, что завышенные расценки для корпоративных потребителей позволяют держать относительно низкие цены для населения. «Русская планета» уже писала о том, как это работает с железнодорожными перевозками, примерно та же схема действует и в сфере ЖКХ. Нетрудно догадаться, что если где-то тариф был снижен или даже повышен, но ниже уровня инфляции, выпадающие доходы придется покрывать за счет увеличения цен где-то еще. Мы же не думаем, что «Роснефть» и «Газпром» добровольно согласятся на сокращение доходов?
Кто же оплатит предвыборную «щедрость» правительства на этот раз? Судя по всему, тарифы будут повышены для крупных потребителей — читай, для производства. В масштабах страны предприятиям придется только за одно электричество переплатить около 312 млрд руб. (вместо 228 млрд в 2015-м). Подчеркнем: это не общие расходы компаний на энергию, а лишь та их часть, которая идет на субсидирование относительно низких тарифов для граждан.
А рост расходов компаний неизбежно влечет за собой рост цен на их услуги. То, что мы недоплатим по квитанциям, у нас с лихвой изымут в магазинах. Но виноватыми окажутся уже не власти, а злые, жадные коммерсанты.
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Платежки зальют водой
И это не единственная черная кошка, на которую мы наткнемся в нашей темной комнате: тут их целый выводок.
Есть такое понятие — общий рост тарифов ЖКХ. По неофициальному правилу он не может превышать уровень инфляции (вопреки распространенному заблуждению, такого закона не существует, это просто поручение президента). Но эта общая цифра делится на множество частных, и если мы будем меньше платить за тепло и электроэнергию, появляется возможность поднять планку по другим тарифам — стоимость водоснабжения и водоотведения федеральным законодательством не регулируется.
Власти полагают, что поскольку «тепло» и «свет» составляют порядка 60% в коммунальных платежах граждан — это строчки «отопление», «электроэнергия», «подогрев воды» (либо разница в цене между горячим и холодным водоснабжением), — россияне защищены от серьезного роста расходов. К сожалению, это мнение ошибочно. Учитывая, что уровень инфляции, по мнению специалистов Счетной палаты, составит 13–13,2%, повышение цен на водоснабжение и другие услуги (например, вывоз мусора, уборка помещений общего пользования) теперь может оказаться очень значительным — до 30%: ведь президентское требование все равно будет соблюдено. А виноватыми окажутся местные власти, хотя на фоне постоянного отъема денег у регионов попытка хоть как-то наполнить скудные региональные бюджеты выглядит понятной и в чем-то простительной.
Еще один черный котенок — в правительственной инициативе ограничен нижний уровень роста тарифов, хотя были предложения этого не делать. То есть снизить тарифы нельзя, несмотря на то, что население существенно обеднело (по самым скромным оценкам — на 10% за год); между тем ряд регионов мог бы воспользоваться этой возможностью.
Несмотря на то что в целом новость об ограничении роста тарифов носит позитивный характер, она является очередным звеном длинной цепи правительственных решений, основной принцип которых — «дать рыбу, отнять удочку». Человек, радующийся непривычно скромному увеличению расходов, редко понимает, что недостающую часть тарифа фактически оплачивает его работодатель. И когда ввиду нереальных расходов на электричество и отопление компания будет вынуждена провести сокращение штатов, работник будет винить кого угодно, только не тарифную политику правительства.
А всего-то и надо было — ударить по загребущим рукам естественных монополий и оставить цены на прежнем уровне (вариант — символический рост) как для предприятий, так и для населения. Ни владелец сельмага, ни его покупатели не должны оплачивать очередной дворец или лимузин господина Миллера, который втридорога продает то, что ему даже не принадлежит. К сожалению, сейчас это остается лишь мечтой.
Впрочем, рано или поздно, дорогой «Газпром», мечты сбываются.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости