Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Тупик для электрички

Очередь на платформе пригородных поездов. Фото: Павел Смертин/ТАСС
Почему в России становится все меньше пригородных поездов
Александр Запольскис
8 октября, 2015 14:40
12 мин
Когда в феврале ОАО «РЖД» объявило об отмене более 300 пригородных электричек, не возмущался разве что ленивый. Потом проблему вроде как решили, движение поездов восстановили, но по сути не изменилось ничего.
Пригородная пассажирская убыточность
Чтобы понять, откуда тут растут ноги, необходимо разобраться в самой системе организации железнодорожного транспорта в РФ. Железная дорога — это не только рельсы, шпалы и поезда. В первую очередь это баланс расходов и доходов. Грузовые магистральные перевозки прибыльны, остальное — планово убыточно. Это обычный советский подход. Скажем, то же дешевое для граждан электричество компенсировалось высокими тарифами для промышленности. Население к этому привыкло и не интересовалось происхождением денег. Раз надо ехать, значит, должны быть электрички, а кто за них платит — это пусть у государства голова болит.
В постсоветское время железные дороги остались полностью государственными, принцип их работы не изменился, однако финансовая составляющая потеряла прозрачность: закупки и расходы монополии все чаще рассчитывались в интересах отдельных лиц, а не системы в целом. И в рамках борьбы с злоупотреблениями было принято решение о создании с 1 января 2011 года пригородных пассажирских компаний (ППК), собственниками которых вместе с ОАО «РЖД» (его доля в ППК составляет 49%) являлись местные администрации. Им на баланс передавались подвижной состав (электрички) и право организации графиков движения. Следует признать, что прозрачность процесса повысилась, но вместе с тем расходы и доходы сегмента были вычленены из общего котла РЖД и высветили масштаб финансовой проблемы в целом.
За редчайшим исключением все ППК оказались убыточными. Установленные правительством тарифы много ниже реального уровня расходов на обеспечение функционирования пригородных поездов. Далеко не везде есть достаточный пассажиропоток. Оно, конечно, благородно — для каждой отдаленной деревни требовать по персональному составу, но если им пользуется, условно говоря, десяток человек, то он ходит пустой, а денег расходует, как загруженный.
Почему отменили электрички
Настаивая на получении права самим определять, кому, где и как ездить, местные администрации должны были оптимизировать транспортную инфраструктуру регионов в целом — не только по железнодорожному, но и по другим видам транспорта, в первую очередь автобусам. Оптимизация везде шла по-разному, но практически везде привела к отмене наименее рентабельных электричек. Так что сокращение их количества началось вовсе не вчера. С 2012-го по 2013-й в целом по стране было отменено 326 пригородных поездов. В 2014 году всего в России насчитывалось порядка 5,7 тысячи пригородных поездов, обеспечивающих перевозки пассажиров в 73 регионах (без учета новых территорий).
Поезда на станции
Поезда на станции. Фото: Иван Шаповалов/ТАСС
В изрядной степени сокращению числа электричек способствовал переход на новый механизм функционирования системы пригородного железнодорожного сообщения. Регионы должны были формировать заказ на объем пассажирских перевозок и компенсировать ППК убытки, исходя из разницы между тарифными ставками и фактическими расходами. Например, в Тульской области объем компенсаций составлял 500 млн рублей ежегодно. Это ощутимые деньги, и не удивительно, что из 73 регионов убытки в полном объеме покрыли менее 10, еще 12 компенсировали около 80% необходимой суммы, а в 51 регионе возвращали не более половины убытков либо не платили вообще ничего. В результате суммарный долг по стране набежал на 36 млрд рублей.
Аудиторы Счетной палаты установили: в 2013 году полностью убыточными являлись 19 из 25 действующих компаний-перевозчиков. Наибольшего размера убытки достигли в ППК «Черноземье» (обслуживает 7 регионов, в том числе Воронежскую, Белгородскую и Тамбовскую области) и «Северной ППК» (обслуживает 8 регионов, в том числе Ярославскую, Вологодскую и Архангельскую области). Прибыль имели только Центральная, Московско-Тверская и Северо-Западная ППК.
Ситуация осложнилась в 2014 году, когда пассажирские компании получили право оказывать услуги только на фактически оплаченный объем пассажиропотока. Но на начало 2015 года пригородные перевозки «заказали» всего 47 регионов из 73, причем около трети заключили краткосрочные контракты.
Причина прежняя — отсутствие денег. По оценке РЖД, расчетный размер убытков ППК в 2015 году составит 21,8 млрд рублей, в то время как в региональных бюджетах на их покрытие заложено только 8 млрд.
Окончательно «лавину» отмены электричек стронуло решение правительства повысить с 2015 года плату в бюджет РЖД за инфраструктуру, за пользование путями: с 1 до 25% от розничной цены на билеты. За неимением денег региональные власти в январе–феврале начали массовую ликвидацию маршрутов. В одном только январе их было отменено 300, в феврале — еще около 200. И началось...
Справедливости ради следует отметить, что отменяло электрички отнюдь не ОАО «РЖД». Отказаться от них пытались в первую очередь именно региональные власти, ссылаясь на аппетиты монополиста. Налицо конфликт хозяйствующих субъектов, а если учесть, что и РЖД, и регионы питаются из бюджета страны, то можно говорить о неспособности правительства предвидеть ситуацию даже на несколько месяцев вперед.
Цена сиюминутных решений
Мы помним, как вспыхнуло народное недовольство и как быстро проблема «была решена». Уже к концу февраля большинство из отмененных поездов вернулось в расписание, правда, точное их количество до сих пор неизвестно. В РЖД говорят о «почти 300 поездах», но за кадром остаются два момента. Первый: всего только в этом году пытались отменить 500, а за 2014 год под сокращение попали 10% из 5,7 тысячи поездов. Так что даже после успешного «решения» транспорта стало меньше. Зато везде, где только возможно, стали внедрять экспрессы — поезда повышенной комфортности, принадлежащие сугубо частным компаниям. Проезд в таком поезде, как правило, в два раза дороже, чем в бюджетной электричке, плюс в маленьких населенных пунктах экспрессы не останавливаются.
У каждой из сторон своя правда. Пассажиры по привычке требуют вернуть «все как было». Для многих электричка — единственный способ добраться в город на работу или попасть к врачу. Стоимость билетов тоже поднимать нельзя, она и так «кусается». Стоимость месячного абонемента из города, расположенного в 60–80 км от МКАД, до московского вокзала уже сейчас может быть сопоставима с минимальным размером оплаты труда.
Позиция ППК и особенно местных властей основана на претензиях к расценкам самого ОАО «РЖД». В декабре 2014-го глава Курской области Александр Михайлов сказал, что администрация не готова компенсировать «неэффективные затраты "дочки" РЖД». Признавать тарифы отказываются также в Вологодской области и в ряде других регионов.
Однако зависимость от монополиста победить невозможно. Железная дорога является сложной транспортной системой, столь же ответственной за жизни пассажиров и сохранность грузов, как и авиация. Потому пути, стрелки и управление движением должны находиться в одних руках, если, конечно, мы не хотим роста аварийности и снижения скорости движения в целом. То же касается системы техобслуживания подвижного состава. Как бы кто ни ругал монополиста, но во всей стране больше никто не имеет для выполнения этих функций ни достаточно подготовленного персонала, ни ремонтных парков, ни опыта. А это все в конечном итоге жизни людей.
Пассажиры у пригородных касс
Пассажиры у пригородных касс. Фото: Сергей Дуванов/ТАСС
Что до подвижного состава, то ППК юридически имеют право пользоваться не только арендованными составами, но и приобретать собственные. Однако ни денег, ни желания у них нет.
Таким образом, логика есть у всех, но проблема не решается: пока что ее, как мусор, просто замели под ковер. Электрички вернулись на маршруты, где продолжают генерировать убыток. Даже возврат платы за инфраструктуру к былому 1% по сути ничего принципиально не решит.
Между дырявыми карманами
В части пригородных электричек «раскулачить» РЖД, конечно, можно. Однако даже по максимуму это ограничится изъятием электричек и передачей их ППК. Конечно, такой шаг позволит сократить статью «аренда подвижного состава». Но из справки из бюджета ОАО «СППК» (плановый бюджет на 2015 год) в части расходов по Вологодской области видно: из 702,44 млн рублей расходов на аренду составов приходится всего 39,69 млн, то есть 5,65%. Даже на управление и эксплуатацию этих поездов тратится больше — 145 млн рублей. Так что никакой существенной выгоды «раскулачивание» никому не принесет, хотя бы потому, что ездить поездам все равно придется по путям РЖД, а стоит это 177,88 млн рублей.
Таким образом, простое перераспихивание расходов по разным карманам сути проблемы не меняет. Тарифы РЖД утверждает государство. Тарифы ППК, пусть и руками региональных администраций, устанавливает оно же. И деньги на покрытие плановых убытков выделяет тоже оно. Потому любое перераспределение между теми или иными его составными частями есть простое движение по замкнутому кругу, в котором прибыли взяться просто неоткуда. Более того, каждая операция на круге приносит государству убытки за счет банковских комиссий.
Чтобы круг разорвать, необходимо вывести из системы плановость убытка как такового. Предыдущий руководитель РЖД говорил о наличии в компании некоего плана прибыльности «межгорода», но деталей не привел, а вскоре подал в отставку. Развитие транспортной инфраструктуры регионов должно вестись на основании только долгосрочных (не менее чем на 10–15 лет) планов, устанавливающих ключевые показатели. Это — объем, состав и характер пассажиропотока на каждой территории РФ. Только так возможно выстраивать общую транспортную инфраструктуру, учитывающую местную специфику (демографическую, географическую и транспортную), но оперирующую единым понятным транспортным тарифом. Опираясь на подобный план, можно устанавливать целевые значения тарифов для конкретных видов транспорта, включая автомобильный и железнодорожный, с тем чтобы местные администрации могли привлекать к решению транспортных задач частные компании и устанавливать для них внятные, прозрачные и постоянные правила игры.
Не раздавать, а инвестировать
Далеко не всегда и не везде нужны именно электрички. Практика показывает, что в значительной части случаев автобусы и микроавтобусы оказываются эффективнее и экономически выгоднее: они могут оставаться прибыльными при сохранении приемлемого уровня цены билета. Однако ничуть не меньше есть случаев, где транспортную задачу могут решать только электрички, а автобусы должны обеспечивать лишь доставку пассажиров до железнодорожных станций.
Но системность плана развития транспортной инфраструктуры регионов, а в конечном счете и страны в целом должна основываться на достаточном финансировании. Но не бюджетном, как об этом любят рассуждать «простые потребители», а строго инвестиционном. Возникает закономерный вопрос. Почему Китай имеет Фонд инфраструктурных инвестиций, выступающий нормальным коммерческим инвестором государственных денег, а мы — до сих пор нет? Разница между «бюджет заплатил» и «бюджет инвестировал» заключается в том, что инвестиции с самого начала подразумевают возврат вложенных средств. А разница между государственным и коммерческим кредитом заключается в размере кредитной ставки, а также в целевом выборе объектов для инвестирования. Помочь региональным администрациям создать прибыльные ППК, дать им кредит на закупку собственного парка подвижного состава, вложиться в развитие инфраструктуры его обслуживания — вот это и есть системный подход к решению проблемы. А эмоции в стиле «главное, чтобы электрички ходили, и не важно, за чей счет» ее не решат никогда.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ