Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Великий укоротитель

Пригородный электропоезд у пассажирской платформы на Ярославском железнодорожном вокзале в Москве. Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Короткие электрички и короткая память — новая фишка ОАО «РЖД»
Михаил Мельников
27 июля, 2015 14:00
9 мин
Глава РЖД Владимир Якунин во время визита в Челябинск предложил ввести в ряде регионов, включая Южный Урал, одно-двухвагонные электрички. По мнению главного железнодорожника страны, такие компактные составы позволят существенно снизить издержки перевозчика, а значит, избежать повторения коллапса начала 2015 года, когда сразу в нескольких регионах из-за недостатка финансирования были отменены все пригородные поезда.
Якунин снимает вопросы
«Мы поставим технические задачи перед производителями подвижного состава, чтобы у нас начали производить электрический подвижной состав в комплектации одно- и двухвагонный. Это снимет вопросы, связанные с эффективностью использования таких перевозок», — пообещал Владимир Якунин.
Как и следовало ожидать, в СМИ тема укороченных электричек пошла на ура. Что ж, ОАО «РЖД» нечасто является поставщиком хороших новостей, так что многим и впрямь приятно услышать разумную, хоть и изрядно запоздавшую идею. Действительно, многие пригородные маршруты, особенно в малонаселенных регионах, востребованы небольшим числом пассажиров, и гонять ради них длинные электрички — значит перевозить воздух.
По этой же причине еще с приходом Владимира Якунина на пост главы РЖД начало сокращаться количество вагонов в электричках: так, на столичном транспортном узле исчез один вагон: вместо 10–12-вагонных составов начали курсировать 9–11-вагонные. Но это, конечно, полумеры, а сейчас речь идет о кардинальном решении вопроса.
Допекли антимонопольщиков
Инициатива Якунина, впрочем, не снимает наиболее серьезные проблемы РЖД и ее «дочек» — пригородных пассажирских компаний: монополизм, некомпетентность, непрозрачность. Так, всего лишь за три дня до выступления Владимира Якунина Федеральная антимонопольная служба возбудила в отношении РЖД дело, усмотрев очередные признаки нарушения закона «О защите конкуренции». Специалисты ФАС считают, что утвержденные РЖД методики расчетов стоимости аренды и ремонта рельсовых автобусов и электропоездов ведут к завышению ставок. Дело будет рассмотрено 6 августа.
Вообще взаимоотношения ФАС и РЖД — отдельная песня. Думается, вся антимонопольная служба легко могла бы существовать на одни только штрафы, которые она выписывает железнодорожникам за нарушения и игнорирование предписаний. Но интересно в данном случае даже не то, как будет выкручиваться корпорация Якунина и сколько она заплатит, а то, что завышение ставок уж больно удачно совпало с внезапным желанием РЖД создать, приобрести или арендовать новый тип подвижного состава. Как минимум в этом контексте слова Владимира Якунина об экономии выглядят двусмысленно.
Кстати, ОАО РЖД тоже не упускает возможности пожаловаться на цены своих поставщиков. «Самый страшный монополизм — не государственный, а частный, поскольку он ничем не регулируется», — скорбно говорит Владимир Якунин. Что подтверждает, впрочем, лишь тот факт, что с антимонопольным законодательством в правлении монополиста знакомы весьма поверхностно. В ФАС, в свою очередь, уже настолько устали от тяжб с железнодорожниками, что даже перестали выбирать выражения в официальных пресс-релизах: «ОАО "РЖД" с уверенностью, что имеет полное право злоупотреблять своим доминирующим положением и ущемлять интересы граждан, на протяжении года осуществляло судебные тяжбы, оспаривая правомерность действий антимонопольного ведомства и добиваясь снижения административного штрафа…» — прямым текстом пишут антимонопольщики на своем сайте.
А мужики-то не знают…
Немного полезной информации для железнодорожника всея страны: никаких новых поездов разрабатывать не надо.
Во-первых, никто, к сожалению, не подсказал Якунину, что электрички из одного-двух вагонов давно придуманы — они называются трамваями. Кстати, скоростные трамваи, способные развивать скорость до 75–80 км/ч, технически могут ездить по железнодорожным путям при условии изменения типа пантографа (токосъемника) и увеличения толщины колеса.
Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин на XVIII Петербургском международном экономическом форуме. Фото: Андрей Епихин / ТАСС
Во-вторых, маловагонные пригородные поезда давным-давно курсируют по стране, в том числе и по Челябинской области. Правда, передвигаются эти составы с помощью локомотивов-тепловозов, но вряд ли замена их на электровозы является сложной технологической задачей, требующей создания нового типа подвижного состава.
В-третьих, в России производится такой замечательный вид транспорта, как рельсовый автобус (мытищинский завод «Метровагонмаш»), как раз упомянутый в претензии ФАС. Более широкое использование этих автобусов, а если выражаться точнее — дизельных автомотрис, также могло бы способствовать развитию по-настоящему бюджетных перевозок (а не именуемых бюджетными по велению РЖД). Но это как раз-таки не входит в планы железнодорожного монополиста. Расценки на автобусные перевозки в целом известны, а значит, завышать их себестоимость будет  намного сложнее, чем при использовании «инновационных укороченных составов нового типа».
Сказка о себестоимости
Из года в год нам повторяют, что пассажирские перевозки убыточны для РЖД, но достоверность подтверждающих это расчетов сомнительна. Существует точка зрения, согласно которой ОАО легко могло бы сократить издержки (скажем, космические зарплаты и бонусы топ-менеджмента) и выйти в плюс на этом направлении. Но зачем? Ведь проще и комфортнее получать субсидии.
Проведем простую и наивную аналогию. Мы знаем, что стоимость одной поездки на электричке обычно сопоставима со стоимостью проезда между теми же населенными пунктами на автобусе коммерческого перевозчика — который, между прочим, заведомо не получает субсидий из бюджета и стремится работать в плюс. И это при том, что себестоимость перемещения по железной дороге в принципе ниже, чем по автотрассе — иначе никто бы не прокладывал рельсы. Нам могут возразить, что железная дорога эффективнее (читай — экономнее) на больших расстояниях, но и тут монополия требует денег. «Почти половина затрат на плацкартные перевозки субсидируется государством», — посетовал как-то министр транспорта Максим Соколов.
Хорошо, разберем в деталях: поездка по 1000-километровому маршруту Волгоград — Москва на коммерческом автобусе стоит  1350 руб., а в плацкарте — 1384 руб. Но коммерсанты остаются в плюсе (иначе не ездили бы), а железная дорога просит у бюджета компенсацию затрат еще почти на такую же сумму. Да, РЖД несет внушительные эксплуатационные расходы (а автоперевозчику не приходится самостоятельно поддерживать дорогу в хорошем состоянии); да, огромное хозяйство надо содержать. Но все равно это перебор. И ОАО «РЖД», само того не заметив, уже публично подтвердило эту догадку.
Выступая на том же челябинском совещании, начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития РЖД Антон Рышков назвал неэффективной идею выхода частных перевозчиков на железнодорожные маршруты (предлагалось, что они появятся на 17 направлениях). А дальше заявил буквально следующее: «ОАО "РЖД", по сути, потеряет 20 млрд чистой прибыли, то есть недополучит доходы и будет нести дополнительные эксплуатационные расходы». Если вы не поверили своим глазам, подтвердим: главный стратег РЖД действительно сказал «чистой прибыли». Вы спросите: а как же постоянный плач об убыточности пассажирских перевозок, постоянные требования дотаций вплоть до отмены электричек при задержках бюджетных траншей? Ответ на этот вопрос оставим на усмотрение читателя. Отметим лишь то, что уважаемый г-н Рышков, доктор экономических наук, давно привыкший к публичным выступлениям, вряд ли мог ошибиться и перепутать прибыль с чем-то еще. 
Глава компании был в словах уже куда осторожнее — Якунин лишь намекнул на то, что в РЖД есть план вывода пригородных пассажирских перевозок на безубыточность и даже прибыльность: «Мы… рассчитываем… добиться задачи, чтобы пригород не рассматривался как некое убыточное предприятие, которое постоянно нужно подкармливать, но чтобы рассматривался как необходимый элемент социального обеспечения в интересах населения и превратился в самодостаточное предприятие. Тогда появятся средства на новый подвижной состав». Звучит очень хорошо; остается надеяться, что самодостаточность будет достигнута не путем уменьшения числа поездов и сокращения их состава до одного вагона.
С кем вы, мастера перевозок?
А пока топ-менеджеры пытаются получать и прибыль, и дотации, низкобюджетные электрички все чаще подменяются находящимися в частных руках экспрессами, которые соединяют крупные города и на высокой скорости проскакивают деревни и села. Видимо, в государственном ОАО всерьез полагают, что для возрождения страны важнее доставить менеджера Васю с портфелем в офис консалтинговой компании, чем бабу Надю с двумя ведрами помидоров на колхозный рынок.
Напоследок можем порекомендовать ОАО «РЖД» еще один способ небольшого сокращения издержек: упразднить ставки сотрудников, работа которых заключается в ревностном  мониторинге интернета на предмет негативных отзывов о компании и грозной переписке с неугодными СМИ. На самом деле позитивный имидж выстраивается иначе.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ