Новости – Люди












Люди
Богатые парни не делятся прибылью

Фото: Семен Лиходеев/ТАСС
Попытки правительства заставить сырьевые компании раскошелиться на нужды государства раз за разом терпят крах
18 мая, 2016 08:00
5 мин
Усилия кабмина, старающегося убедить госкомпании делиться дивидендами с акционерами, прежде всего с государством, в очередной раз дали обратный результат. Практически все крупнейшие плательщики отыскали лазейки, позволившие им избежать урезания доходов.
Свой кошелек ближе
19 апреля 2016 года Росимущество, действующее от имени Российской Федерации, обратилось к руководству компаний с преимущественно государственным участием с рекомендацией выплатить дивиденды в размере 50% от большего показателя чистой прибыли по РСБУ (российским стандартам бухучета) или МСФО (международным стандартам финансовой отчетности). Обычно компании имеют возможность выбирать между двумя стандартами в зависимости от того, что для них выгоднее.
Ранее максимальный уровень дивидендных выплат составлял 25%. Как пояснили в правительстве, подъем планки в два раза позволил бы госказне получить дополнительно 110 млрд рублей доходов. Сумма, может, и не огромная, но в данной экономической ситуации отнюдь не лишняя, ведь в текущем году бюджет, по предварительным подсчетам, и так недополучит около половины суммы от дивидендов госкомпаний в сравнении с 2015-м.
Однако дополнительные цифры доходов так и остались в планах на бумаге. Сначала от повышенных выплат дивидендов отбоярились «Роснефтегаз» и «Роснефть»: руководство первого выговорило для себя возможность заплатить 25% от показателя по РСБУ без учета корректировок (около 36 млрд рублей), топ-менеджеры другой согласились на 35% от прибыли по МСФО, или 124,5 млрд рублей. До 17 мая у кабмина оставалась надежда на «Газпром»: неделей ранее Минэкономики предложило топливной монополии проект директивы о выплате почти 400 млрд рублей. Однако компания Алексея Миллера тоже решила не отставать от коллег в деле отстаивания прибылей и в итоге скостила сумму выплат до 175 млрд рублей.
Скважина моя, а карман не мой
Рассказывать об этом было бы не столь обидно, если бы речь шла просто об успешных предпринимателях, представителях крупного частного бизнеса. Однако суть в том, что в пакете акций «Роснефти» 69,5% принадлежит государству. Это значит — нам с вами! Аналогичная госдоля в «Газпроме» составляет 50,23%, а «Роснефтегаз» и вовсе создан для управления активами в области нефтегазовой промышленности и на 100% принадлежит РФ в лице Росимущества. Это значит, что основная доля увеличенных прибылей по дивидендам пошла бы в госказну, а оттуда на финансирование проектов, важных для государства и граждан. Но, увы, лобби сырьевых корпораций раз за разом оказывается сильнее любых бюджетных потребностей.
За последние полтора года правительство потратило уйму усилий, пытаясь заставить обладателей сырьевых мегаприбылей делиться деньгами с родным государством. Минфин бился как рыба об лед, изыскивая возможность заткнуть дыру в бюджете размером без малого 2,5 трлн рублей. Одну из таких попыток министерство Антона Силуанова предприняло в конце зимы — начале весны, заявив о необходимости изменить размер налоговых вычетов для нефтяных экспортеров, поскольку в нынешних условиях они стали уже неоправданно высокими.
Считается, что себестоимость добычи барреля нефти составляет 15 долларов. Налог же разрешено взимать лишь с чистой прибыли компаний от продажи сырья. В результате упомянутые 15 долларов остаются свободными от подати. Когда мировые цены на нефть упали с 80–100 до 27–30 долларов за бочку, неналогооблагаемой оказалась почти половина выручки нефтяников. Учитывая, что основные траты российские компании несут в рублях, расходы нефтянки в валютном выражении сократились сильнее, чем доходы. А образовавшаяся маржа скрылась за вычетом.
Попробуй отними
Это же нонсенс, когда налоговая система работает не на благо государства, а на обогащение сырьевых бонз — взывал к разуму оппонентов Минфин. Сумма выигрыша от победы ведомства могла быть немаленькой: пересмотр налогового вычета обещал увеличить поступления в госказну на сумму от 650 млрд до триллиона рублей, что покрыло бы треть бюджетного дефицита.
Ответом руководства госкорпораций на вполне справедливые и рациональные требования стали угрозы и шантаж. В ход пошли обещания сократить нефтедобычу, жалобы на «грабеж» и горестное прозябание в условиях снижения цен на энергоносители и, наконец, тяжелая артиллерия: лоббирование своих интересов в правительственных коридорах. В итоге усилия Минфина перед натиском Минэнерго пошли прахом, впрочем, как и осенью 2015-го, когда ведомство Силуанова предложило рассчитывать налоговый вычет не по текущему долларовому курсу, а по докризисному, более низкому, что дало бы бюджету дополнительно 1,6 трлн рублей. Увы, российские недропользователи мнят кощунственной любую попытку возложить на их хрупкие плечи дополнительную материальную ответственность. Даром что они по-прежнему именуются государственными компаниями и пользуются государственными же преференциями. Права — это ведь не обязанности, они карман не тянут.
***
И ситуации с вычетами, и нынешняя история с дивидендами наглядно показывают, что приватизация 2.0, о которой сейчас говорят в правительстве, на самом деле уже произошла. «Газпром», «Роснефть» и другие госкорпорации более не подчиняются власти и не являются национальным достоянием. Нанятые топ-менеджеры работают с данными АО, как со своей частной собственностью, полностью игнорируя интересы формального владельца контрольного пакета акций — народа.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости