Список Мантурова
Российский Минпромторг объявил о том, что начал работать над поправками в постановление правительства о запрете закупок государственными компаниями ряда наименований продукции машиностроения. Сейчас в этом списке 66 позиций, а ведомство хочет расширить его более чем вдвое. Цель понятна — защита рынка, преференции для отечественных производителей. Посмотрим, подходящие ли выбраны средства. Ведь ограничения были введены в июле 2014 года, то есть прошло достаточно времени, чтобы можно было делать первые выводы.
Не объемом, так ценами
Полтора года назад в первую порцию запретных для государственного импорта машин вошли некоторые легковые и грузовые автомобили, микроавтобусы, троллейбусы, трамваи, а также спецтехника — подъемные краны, грейдеры, экскаваторы, бульдозеры, катки, уборочная спецтехника. Практически вся эта продукция производится в России, Белоруссии и Казахстане.
Глава Минпромторга Денис Мантуров, даром что юрист по образованию, сам из машиностроителей — он работал в вертолетостроении, потом возглавлял корпорацию «Оборонпром». Да и в зарубежной продукции знает толк: как-никак в его декларации от 2012 года указаны сразу два Porsche. Правда, к 2014 году они исчезли, а их место заняла «Лада Эллада». Борется министр за импортозамещение, как говорится, словом и делом.
Чем же ответили на эмбарго благодарные производители из Таможенного союза?
Резким ростом цен. Благодаря списку запрещенных позиций в России очень быстро окрепла машиностроительная мафия. За полтора года стоимость госконтрактов на подобную продукцию выросла на 40%, заметно больше, чем по остальным направлениям. Дело в том, что закон жестко запрещает закупать импортную продукцию, даже если она намного дешевле, и таким образом зажигает зеленый свет перед желающими нажиться на импортозамещении. Мы ввели ограничения, но забыли предупредить их последствия. Как малые дети, стремясь к своей цели, не просчитали свои действия и на два хода вперед.
Надо сказать, правда, что особой радости российских производителей не видно. Они утверждают, что госзаказ мал, а ценовую конкуренцию выиграли бы и без запретов, за счет девальвации рубля — но перед нами, кажется, типичные крокодиловы слезы. Недаром такой мощный бренд, как Mercedes-Benz, после введения в силу запретов начал работать над созданием в России локального производства — ранее таких идей у легендарной конюшни вроде бы не было.
А вот роста числа заказов у отечественных производителей действительно почти нет — закупок стало существенно меньше, влияние кризиса.
Стремление к росту
В расширенный список должны войти уже не автомобили и трамваи, а двигатели, строительная техника и продукция тяжелого машиностроения. С этим у нас заметно хуже; таким образом, заметная часть пунктов нового списка будет декларативной. Если заказчик не найдет на просторах Таможенного союза подходящего производителя, он все равно обратится в дальнее зарубежье. А для отечественного производителя это будет сигналом: есть ниша, она не занята, можно налаживать производство, поскольку оно автоматически будет гарантировать госзаказ.
А производство новой продукции — это кредитная активность, закупка оборудования, наем новых сотрудников, в общем, оживление экономической жизни.
Именно для этого нужны такие списки. Начинать проект, будучи более или менее уверенным в том, что государству потребуется твоя продукция, гораздо проще и спокойнее. В отличие от ночных торгов Улюкаева и Набиуллиной, это и есть настоящая поддержка отечественного производителя.
Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев и глава Центробанка РФ Эльвира Набиуллина. Фото: Екатерина Штукина/ТАСС
Но что же делать с очевидным картельным сговором? Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в России эффективностью не отличается — правда, не столько из-за собственной некомпетентности, сколько из-за скромного аппаратного веса ее руководителя Игоря Артемьева.
В поисках государства
Законы рынка, сформулированные более двух столетий назад, просты. Любое эмбарго, то есть ограничение конкуренции — если речь не идет об ограничении закупок снега на Кубе, — приводит к монополизации и дефициту. Любые монополизация и дефицит — к росту цен. Без участия государства бороться с этим невозможно — эта идея была краеугольной еще для Карла Маркса (который, правда, довел роль этого государства до абсолюта), а сейчас она является одной из основ любой успешной экономики мира.
России не хватает государства.
Нам нужен жесткий контроль за ценами через реальный, а не формальный контроль ФАС. Возможно, имеет смысл установить единые жесткие цены на госзакупки в сферах, где нет реальной конкуренции между производителями. Никакой машиностроительный завод не должен диктовать России свои условия — в первую очередь потому, что он сам является частью России. Будучи главным заказчиком на машиностроительном рынке (исключая легковой и коммерческий транспорт), государство обязано само устанавливать правила игры.
Против этого, разумеется, борются чиновники, так или иначе аффилированные с владельцами — или, что еще важнее, менеджментом — крупнейших заводов. Они не выступают напрямую, их метод — саботаж, затягивание принятия и исполнения решений, бесконечный поиск аргументов «против», игра на слабостях высшего руководства.
Мы не готовы повторять вслед за колоритным предпринимателем Дмитрием Потапенко, что «эмбарго введено конкретно под передел рынка абсолютно конкретными присосавшимися к государственным чиновникам компаниями» — это скорее побочный эффект здоровой в своей основе идеи переориентации экономики на самодостаточность. Тем не менее бороться с этим эффектом надо жестко и решительно: в том числе и увеличением полномочий ФАС в сфере борьбы с незаконным завышением цен под прикрытием черных списков Минпромторга.
* * *
Запреты у нас, к сожалению, намного популярнее, чем разрешения. Между тем нормальным способом регулирования ситуации они не являются. Если на тебя идет поток, можно поставить на его пути стену, но поток ее рано или поздно пробьет или обойдет. Гораздо практичнее выкопать потоку новое русло в выгодном тебе направлении.
Один Минпромторг, как и любое другое ведомство, в поле не воин. А сейчас наши министерства, к сожалению, работают в стиле незабвенных лебедя, рака и щуки. И недаром участились межведомственные совещания по экономическим вопросам у Владимира Путина — так детсадовцы решают свои вопросы с помощью воспитательницы.
Без последовательного протекционизма возродить российское производство нельзя. Но все же немного жаль, что планируют и осуществляют эти проекты люди с психологией детсадовцев.