Общество
Лента новостей
Лента новостей
Сегодня
Политика
Общество
Бизнес
Культура
Сделано Русскими
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
Новости Общество
Русская планета
Общество

Щит Родины

Какой будет государственная программа вооружений на 2018–2025 годы
Анатолий Соколов
12 декабря, 2015 21:00
8 мин
Боевые стрельбы из зенитно-ракетных комплексов С-300. Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Министерство обороны начало работу над государственной программой вооружений (ГПВ) на период 2018–2025 годов. Об этом заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов в эфире телеканала «Россия 24». По его словам, «ближайшая военно-промышленная комиссия рассмотрит основные прогнозные показатели до 2020 года, которые определят ресурсные возможности государства по обеспечению госпрограммы вооружений 2018–2025 годов».
Таким образом, официально объявлено о сдвиге сроков разработки перспективной госпрограммы вооружений и ее реализации на более поздний срок: ранее речь шла о 2016–2020 годах. Планы изменились из-за ухудшения международной ситуации, роста террористической угрозы и, соответственно, иного уровня сложности задач, которые предстоит решить.
Причины корректировки государственной программы
Разумеется, речь идет о резком обострении обстановки вокруг России из-за событий на Украине, перехода Крыма по решению его населения под юрисдикцию РФ, а также продолжения реализации планов Запада по созданию европейской системы ПРО и наращиванию «мускулов» НАТО в Европе.
Вторая, но не менее важная причина — усиление угрозы со стороны международного терроризма и решение России оказать военную помощь Сирии на ее территории в борьбе с ИГИЛ. Решительные и эффективные действия наших военных вызвали глухое, но весьма заметное раздражение США и других стран — участниц международной антиигиловской коалиции. Действия последней, на словах «активно» боровшейся против «Исламского государства», а на деле лишь способствовавшей его расширению, выглядят весьма бледно на фоне успехов российской группировки. Концентрированным выражением этого недовольства стали абсолютно неадекватные действия Турции. В их числе уничтожение российского самолета Су-24, всяческие препоны для наших судов при прохождении ими проливов Босфор и Дарданеллы, ввод турецких войск на территорию Ирака без его приглашения и др.
Такие взаимоотношения и западные санкции привели к ухудшению политико-экономических связей России с ведущими странами Запада. Закономерный итог — заметное ухудшение общей экономической ситуации в мире, в том числе и в нашей стране.
Главная задача
В нынешней, очень непростой ситуации основная задача разработчиков новой, уже пятой по счету ГПВ-2025 — объединить в одном проекте финансовые возможности государства, желания заказчиков и возможности отечественного оборонно-промышленного комплекса по своевременному их выполнению. По сути, новую госпрограмму вооружений можно сравнить с фронтом боевых действий, результатом победы в которых станет обеспечение надежной безопасности России. В связи с этим для решения этой триединой, многофакторной и очень сложной задачи будет правомерно использовать один из главных военных принципов — концентрация усилий на главном направлении. В данном случае таких направлений несколько.
Базовый фактор при разработке ГПВ-2025 — это возможность государства по финансированию программы. В настоящее время известно, что предполагаемый объем финансирования перспективной госпрограммы вооружений на период 2018–2025 годов оценивается на уровне 30 трлн рублей. С учетом инфляционных ожиданий это примерно соответствует уровню финансирования текущей программы, стоимость которой составляла около 20 трлн рублей.
Морская пехота ВМФ России
Морская пехота ВМФ России. Фото: Алексей Павлишак/ТАСС
Скорее всего, сумма в 30 трлн не окончательная и может быть уменьшена или увеличена. Но уже сегодня должны быть определены основные направления, по которым сумма будет распределена.
Основные направления
При разработке новой государственной программы вооружений первым и главным направлением должно быть поддержание на должном уровне и в постоянной боеготовности стратегических сил сдерживания. Это тот боевой потенциал устрашения, который призван удерживать потенциальных агрессоров от желания начать боевые действия против РФ. Главные его компоненты — средства разведки и ударные средства. Первые должны своевременно распознать угрозу нападения и оповестить руководство страны для принятия соответствующих решений, а вторые — нанести агрессору неприемлемый ущерб и заставить его отказаться от выполнения своих замыслов.
Второе важное направление — область информационного противоборства, значение которого растет не по дням, а по часам. Сегодня информационная война уже идет, и без наличия адекватных средств можно потерпеть поражение уже в мирное время, до начала применения средств вооруженной борьбы.
Третье направление — совершенствование, развитие и создание запасов высокоточного оружия (ВТО). Сегодня именно ВТО наряду со средствами разведки является залогом достижения успеха в обороне и наступлении. Всем понятно, что в условиях применения ядерного оружия победителей не будет. Поэтому высокоточное оружие станет основным аргументом в противостоянии стран, что подтвердил опыт боевых действий в Югославии. При этом надо понимать, что наряду с наличием обычных образцов важно иметь и достаточные запасы «интеллектуального» оружия, а его производство требует немалых финансовых затрат и времени на изготовление. Поэтому создание требуемого запаса ВТО в условиях военного времени может быть не обеспечено.
Разработка новых и совершенствование существующих видов оружия — еще одно важное направление для сосредоточения основных усилий. Это длительный и достаточно затратный процесс, но без него не обойтись. Применение нового оружия всегда серьезно влияло на боевые действия, вплоть до изменения их форм и способов. Так, работы в США над созданием гиперзвукового оружия послужили основой для разработки концепции «глобального удара». В соответствии с ней применение таких средств может обеспечить победу над противником без использования ядерного оружия.
Еще одно основное направление ГПВ-2025 — совершенствование и оснащение новыми образцами обычного вооружения видов и родов войск. После развала СССР процесс переоснащения армии новой техникой остановился. Ресурс многих образцов устаревшей техники исчерпан, она подлежит замене. Сегодня можно говорить, что войска перевооружаются, хотя и не так быстро, как хотелось бы с учетом международной обстановки.
Известно, что в рамках ГПВ-2020 предусматривалось оснастить армию новыми образцами вооружения в соотношении 30% и 70% от общего количества по состоянию на 2015-й и 2020-й годы соответственно. Степень выполнения поставленной задачи оценивать еще рано, но явная активизация в этом направлении и рост количества образцов нового оружия в войсках достаточно заметны.
Известно, что главная причина выполнения любой задачи определяется желанием исполнителей и обеспеченностью. Сегодня желание со стороны руководства РФ повышать боеспособность Вооруженных сил и обороноспособность страны налицо. Относительно же обеспечения следует заметить, что здесь военно-политическое руководство государства должно проявить твердость в решениях и последовательность в достижении целей при поддержке населения. «Во всем свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся против нас», — говорил император Александр III Миротворец. А сегодня ситуация в мире никак не проще, чем в его времена. Это обусловлено самостоятельной политикой России, действия которой не укладываются в определенные для нас США и их союзниками по НАТО рамки.
Не должны стать тормозом в обеспечении требуемой боеспособности наших Вооруженных сил и имеющиеся недостатки в функционировании российского ОПК. При всей их напряженности поставленные перед ним задачи должны быть реальными и выполнимыми. В противном случае перспективы решения этих самых задач достаточно туманны и будут ограничиваться ссылками на «объективные» причины и нехватку финансов.
И последнее. В современных условиях для выполнения госпрограммы вооружений на 2018–2025 годы не следует исключать вариант «затягивания поясов». Такие примеры в истории России были, и, надо полагать, наш народ пойдет на это без ворчания и с пониманием. 
темы
8 мин