Новости – Общество
Общество
Своя таблетка: Россия создает новую фарминдустрию
Цех твердых лекарственных форм. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Благодаря программе частно-государственного сотрудничества забота о здоровье нации — больше не жернов на шее бюджета
20 мая, 2016 12:00
6 мин
Россия добилась некоторого прогресса в импортозамещении лекарств. За 2015 год доля продаж отечественных препаратов в стране выросла на 4% и теперь занимает 27% российского рынка в стоимостном выражении. Если же говорить об объеме натуральных продаж, то российские лекарства занимают уже 58% от общего числа проданных упаковок. Пусть никого не смущает значительная разница между стоимостным и натуральным выражением: дело в том, что наши препараты в разы дешевле иностранных.
Бесшумный триумф
Что же дало России возможность на фоне кризиса и острого экономического противостояния с Западом осуществить столь успешный рывок?
В определенной мере положительную роль сыграли обвал рубля и вынужденное замещение дорогих иностранных препаратов более дешевыми российскими. Однако, в отличие от других отраслей промышленности, в фармацевтике девальвация стала не основным, а вспомогательным фактором успеха. Настоящим же локомотивом выступила государственная политика развития отрасли.
В 2009 году в РФ стартовала программа «Фарма-2020», в рамках которой государство взяло на себя обязанность по приобретению лекарств для миллионов льготников, начало субсидировать развитие производственных площадок, выпуск дженериков и разработку новых препаратов. В рамках проекта на развитие фармпроизводства за эти годы было выделено 19,5 млрд рублей.
Общий объем трат намного превосходит эту цифру. В 2015 году государство вложило в «Фарму-2020» 10 млрд руб., а в нынешнем планирует потратить еще 11 млрд. Значительная часть средств идет на закупку лекарств с последующей их передачей льготникам.
Генная инженерия и «волшебные пули»
Власти профинансировали 130 проектов импортозамещения, около 400 программ по созданию инновационных лекарств, 120 программ по разработке импортозамещающих медицинских изделий и 40 проектов по созданию новых материалов. Параллельно были построены 25 новых заводов; при этом в строительство семи из них вложились иностранные компании, наплевавшие на антироссийские санкции. Еще 30 производственных площадок прошли глубокую модернизацию. Заказы на проведение сложнейших исследований получили 20 институтов и 25 научно-исследовательских учреждений РАН и РАМН. Выполнение контрактов обеспечивали более 250 частных и государственных компаний-подрядчиков.
Каков результат? К настоящему времени российские биохимики научились производить лекарства на основе моноклональных антител (их еще называют «волшебными пулями»: они вырабатываются иммунными клетками и используются в том числе в противораковой терапии); факторы роста, цитокины (гормоноподобные белки и пептиды, регулирующие функционирование клеток крови), инсулины и их аналоги, рекомбинантные (то есть полученные с помощью генной инженерии) факторы свертывания крови, ферменты и вакцины.
Без преувеличения, за несколько лет было освоено производство целого класса современных лекарств.
Эталонная госпрограмма
Безусловно, негативные моменты при желании найти можно: новые лекарства пока выпускаются в недостаточном количестве, качество российского инсулина временами вызывает нарекания, а по некоторым направлениям (например, выпуск препаратов для лечения редких, орфанных заболеваний) импортозамещение пока даже на горизонте не просматривается. Однако, оценивая ситуацию в целом, «Фарму-2020» можно назвать образцовой госпрограммой.
За семь лет частно-государственное сотрудничество привело к тому, что в России стало выгодно производить сложнейшие препараты, а забота о здоровье граждан перестала быть жерновом на шее государства и превратилась в мощный стимул промышленного и научного развития страны. В этом можно убедиться, взглянув на показатели российского рынка: объем продаж отечественных фармпроизводителей в 2015 году составил 274,8 млрд руб., а доля госзакупок — всего 72,6 млрд. То есть расходы государства обеспечивают всего треть оборота рынка. А две трети — это отдача от правильно сделанных вложений.
Проблемы и перспективы
Впрочем, расслабляться пока не время. Есть у российской фармацевтики и очевидные проблемы. Например, наш фармрынок по-прежнему сильно сегментирован: 55% госзакупок обеспечивают 10 крупных компаний, а оставшиеся 45% делят между собой 606 небольших производств. Налицо угроза монополизации отрасли и картельных сговоров, что, естественно, не нужно ни государству, ни гражданам.
73% выручки от продажи лекарств пока приходятся на долю импортных препаратов, а значит, две трети нашего рынка еще не освоены российскими производителями. Нынешние лидеры рынка не скрывают, что ориентируются на госзаказ и получают помощь от государства, а значит, именно федеральные власти могут и дальше играть роль архитектора, поддерживая более мелких производителей и закладывая базу под будущую конкуренцию — уже между российскими производителями.
Динамика поставок по госзаказам свидетельствует об усилении роли крупных поставщиков: в 2011 году на их долю приходилось 44%. Однако не исключено, что столь серьезный рост доли лидеров отрасли в госзаказе — это «болезнь роста». Но даже если это не так, у государства еще есть время на исправление ситуации — до 2020 года. Именно к этому сроку власти обещали добиться преобладания российских лекарств над импортными. Когда рынок сложится, корректировать баланс сил станет намного сложнее. А дальнейшая монополизация отрасли сделает отечественные лекарства такими же дорогими, как и зарубежные, — базовых законов капитализма никто не отменял.
***
Так или иначе, с конкретными проблемами в любой отрасли всегда можно справиться с помощью конкретных же решений. Куда важнее иметь основу для такой работы — живую, развитую индустрию, идущую в ногу с мировыми трендами. И у России такая индустрия уже фактически есть.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости