Новости – Общество
Общество
Низкий старт российского экспорта
Работа металлургического завода. Фото: Николай Никитин/ТАСС
Падение нефтяных доходов Россия компенсирует успехами поставок продукции АПК, кондитерских изделий и техники
10 мая, 2016 12:30
9 мин
Девальвация рубля и политика государства, развернувшегося к отечественным производителям пусть не лицом, но уже вполоборота, начали оказывать оздоравливающее воздействие на российскую экономику. Два года падения ВВП, снижения покупательной способности граждан и усыхания ритейла наконец-то окупаются оживлением важнейших секторов промышленности и сельского хозяйства.
В прошлом году резкий рост продемонстрировала российская металлургическая отрасль. Ее успехи так напугали европейцев, что Брюссель экстренно ввел «антидемпинговые» пошлины на российскую сталь.
В 2016-м за металлом потянулись автопром, производство спецстекла и некоторых других специфичных товаров. Хорошо дела идут и у аграриев: в последних числах апреля стало известно, что РФ впервые в истории захватила первое место в мире по экспорту пшеницы, обогнав двух основных производителей злаков — США и Канаду.
Пшеничное лидерство
По расчетам Минсельхоза, в нынешнем сельскохозяйственном году (а он длится с 1 июля 2015-го по 30 июня текущего года) российские поставщики продадут на внешних рынках 24–25 млн тонн пшеницы.
Такой успех связан с двумя факторами. Во-первых, аграриям улыбнулась природа: урожай-2015 составил рекордные 62 млн тонн. Прирост по сравнению с уровнем 2014 года — 4%. Во-вторых, в плюс сработала гибкая политика государства.
С июля по октябрь действовала вывозная пошлина, рассчитывавшаяся по формуле: 50% от таможенной стоимости минус 5,5 тыс. рублей, но не менее 50 рублей за тонну. 50-рублевый минимум был введен, поскольку в ряде регионов отмечалась засуха; в результате власти решили перестраховаться и с помощью высокой пошлины предотвратить чрезмерный вывоз пшеницы за границу. Позже, когда стало понятно, что урожай с лихвой перекрывает внутренние потребности, минимальный размер пошлины был снижен до 10 руб. за тонну. И российская пшеница рекой полилась на внешние рынки.
Любопытно, что американцы заранее и весьма точно просчитали российский успех: министерство сельского хозяйства США прогнозировало, что РФ в этом году продаст на внешних рынках около 23,5 млн тонн пшеницы.
В новом сельхозгоду ведомство Александра Ткачева намерено продать за рубеж уже 25 млн тонн пшеницы. Общий же экспорт зерновых должен составить 33 миллиона тонн. В феврале глава Минсельхоза обещал, что за следующие 10 лет РФ сможет увеличить экспорт зерна до 50 млн тонн в год. Пока экс-глава Кубани слово держит: минувшей осенью страна действительно собрала свыше 100 млн тонн зерновых. Дальше, как говорится, будем держать кулаки, ибо статуса главной житницы планеты у нашей страны не было с дореволюционных времен, да и тогда основной урожай обеспечивала Малороссия.
Без скота жизнь не та
Впрочем, есть одно соображение, которое не столько омрачает радость, сколько намекает на то, куда можно и нужно направить часть зерновых потоков. Дело в том, что Россия вынуждена продавать значительную часть урожая на внешнем рынке по причине того, что животноводство в нашей стране переживает не лучшие времена.
Ведь именно скот является главным потребителем низкокачественного зерна, которое и составляет основную массу международных поставок. Но в России крупного рогатого скота не так много — всего 19 миллионов голов, откармливаемых на убой. Для сравнения, в Штатах на 1 января текущего года было зарегистрировано 92 миллиона коров; из них 30,3 миллиона откармливаются на мясо, а еще 34 миллиона — телята с вполне предсказуемой судьбой. Впрочем, растущие урожаи и дешевое зерно вполне могут вывести Россию в мировые лидеры и по животноводству. В пересчете на душу населения разрыв совсем не велик.
Сладкий экспорт
Настоящий прорыв случился в поставках российских кондитерских изделий. Основными их ценителями за рубежом являются китайцы. За первые два месяца текущего года поставки сладостей в КНР увеличились более чем в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В январе-феврале 2015-го российские кондитеры отправили восточным соседям 137 тонн сладостей, а за те же два месяца текущего года на экспорт уехали 1580 тонн. Поставки шоколадной продукции увеличились вчетверо, а экспорт меда за два месяца составил половину объема прошлогодних поставок.
Изготовление конфет на кондитерской фабрике
Изготовление конфет на кондитерской фабрике. Фото: Марина Бегункова/Интерпресс/ТАСС
Вообще, российский дальневосточный мед прокладывает себе путь на китайский рынок не один год. В результате его производство в Приморье растет ежегодно на 200 тонн. КНР стала главным импортером российского меда с прошлого года, потеснив Штаты, Швецию и Канаду.
Экономика моторов и сплавов
Уверенно растет и экспорт промышленных товаров, хоть пока и не настолько впечатляющими темпами, как аграрная продукция. Тенденция обозначилась еще в конце прошлого года, когда доходы от несырьевого экспорта превысили поступления от продажи нефти и газа. Если не брать в расчет военную продукцию и оружие, в экспорте которых Россия даже в самые сложные времена оставалась одним из мировых лидеров, то основные успехи последнего времени связаны с продажами дизельных легковых автомобилей и частей для вычислительных машин.
Дизельные легковушки у нас выкупает преимущественно Китай. Объем поставок за последнее время вырос с 13,5 до 25 млн долларов. Что касается электроники, то объем поставок за рубеж отечественных микропроцессоров в 2015 году составил около 30 млн долларов. Пробивают себе дорогу на запад и российские суперкомпьютеры: одна из машин, созданных компанией «Т-платформы», которая, к слову, 10 месяцев находилась под санкциями, уехала жить и работать в немецкий вычислительный центр Юлиха. За суперкомпьютер, состоящий из 1700 вычислительных узлов, заказчики заплатили 17 млн евро.
Увеличила Россия и продажи испытательных стендов, металлоконструкций, специальных типов арматуры, термически полированного стекла, бумаги, картона и лесоматериалов. Успех дополняет экспорт высокотехнологичной продукции, которая традиционно хорошо продается: например, оборудования для атомных станций.
В общем и целом, в стране однозначно закрепляется тенденция ухода от «экономики трубы» и перехода к экспорту высоких переделов. В докризисный 2012-й РФ получала 8,8 млрд долларов от продажи высокотехнологичной продукции, а в 2015-м — уже 11 млрд долларов. Удельный вес несырьевого экспорта в российском ВВП за 4 года увеличился с 12,5 до 14,1%.
Возвращение группы А
Радоваться уже можно? Да, но пока сдержанно. Дело в том, что в структуре несырьевого экспорта оборудование и автомобили составляют всего 16%. А 37% приходятся на топливно-энергетические товары, то есть на ту же, пусть и переработанную, нефть. Значительную часть экспорта составляют азотные и калийные удобрения — далеко не передовое направление химической промышленности.
Нельзя также не отметить, что наша промышленность по-прежнему импортозависима по ряду направлений. Речь об элементной базе для микроэлектроники, металлообрабатывающих станках... Слабый рубль, позволивший российским предприятиям успешно конкурировать на мировом рынке, при модернизации производств создает проблемы. Как результат, в скором времени производителям придется либо повышать цены, чтобы получить средства на закупку оборудования за рубежом, либо начать приобретать наши же отечественные станки. Но для этого эти станки надо научиться делать — напомним, позднесоветская конверсия экономики началась с переориентации предприятий группы А (производство средств производства) на группу Б (изготовление товаров народного потребления)… Ширпотреба в Союзе действительно не хватало, но базу индустриальной экономики мы потеряли.
Для ее восстановления нужны деньги, нужны длинные кредиты. Эта программа требует серьезных расходов и деятельного участия государства. Но решать проблему необходимо: иначе она грозит уничтожить ценовое преимущество российских товаров. Подорожает нефть, поднимется рубль — и прощай, новая индустриализация.
***
Успехи экспорта создают предпосылки для принципиальной пересборки российской экономики. Экономика эта, как показывает опыт последней пары лет, может быть конкурентоспособной по множеству направлений. Но одного слабого рубля для этого недостаточно. Государство должно определить самые эффективные методы поддержки разных отраслей, пересмотреть кредитно-финансовую политику, принять принципиальные решения о том, какую продукцию выгоднее производить внутри страны, а какую импортировать. Тогда годы низких цен на нефть не станут для России периодом упущенных возможностей.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости