Новости – Общество
Общество
Двадцать девятая пошлина
Погрузка металла. Фото Владимира Саяпина /ТАСС
ЕС отчаянно отбивается от российского стального блицкрига
17 февраля, 2016 17:45
10 мин
Евросоюз ввел заградительные пошлины на российский холоднокатаный металлопрокат. Меры политкорректно назвали антидемпинговыми и «временными». Тремя неделями ранее аналогичную политкорректность уже продемонстрировали власти Турции, введя санкции в отношении российских и ряда других импортеров горячего металлопроката. Официальная причина такая же — якобы доказанные нарушения правил честной конкуренции со стороны иностранных поставщиков.
То, что в обоих случаях аудиторам, проводившим антидемпинговые расследования, пришлось натягивать сову на глобус — издеваясь не только над здравым смыслом, но и над правилами ВТО — никого в Брюсселе и Анкаре не волнует. Ни там, ни там поклонников чистого рынка и свободной торговли давно нет. Вопреки распространенному мифу, экономический либерализм, приписываемый развитому Западу, европейцы предпочитают отправлять на экспорт, а себе оставляют скучный прагматизм, реальное производство и столь же реальные деньги.
«Непридуманные доказательства»
Антидемпинговое расследование на металлическом рынке Европы было инициировано в мае прошлого года — официально, отраслевой ассоциацией Eurofer. Тогда же были введены дополнительные пошлины на разные виды электротехнической стали из ряда стран, в числе которых была и Россия. К слову, этого протекционистского удара не удалось избежать даже американцам — дружба дружбой, а отдавать свои рынки, да еще и столь важные, как металлургический, дружественные европейцы не хотят никому.
Расследование продвигалось тяжело и тянулось долго — оно и понятно, ведь демпинг определяется как намеренная продажа товаров по искусственно заниженным ценам. То есть, если придерживаться логики, Еврокомиссия должна была обвинить российские металлургические компании в нечестном получении девальвационной маржи путем занижения курса рубля на протяжении двух лет, — обвинение, слишком нелепое даже для евробюрократов.
Турецкие власти вышли из такой же ситуации довольно просто: стоило аудиторам переставить пару цифр в контрольных расчетах (а конкретнее: пересчитать себестоимость российской стали не по реальным издержкам наших производителей, а по показателям «аналогичных стран»: Словакии, Румынии и самой Турции) — и вуаля, искомые доказательства «демпинга» налицо.
Европейцы не стали «заморачиваться» даже таким образом. В поданной Eurofer заявке было отмечено, что «достоверных данных о ценообразовании в России» у них нет, однако демпинг подозревается на основании видимой разницы цен.
В последующие месяцы аудиторы придерживались выбранной стратегии и полностью игнорировали данные российских металлургов. «Все доводы и факты российской стороны были проигнорированы и в ходе расследования использовались некорректные исходные данные», — прокомментировали результаты аудита в руководстве Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК). В свою очередь, представители холдинга «Северсталь» заявили, что передали проверяющей стороне всю необходимую информацию и организовали проверочные визиты на предприятия компании. Однако и эти данные никак не отразились на выводах регулятора.
Добыча железной руды. Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Российская сталь наступает
Никакой загадки в таком, мягко говоря, несолидном поведении европейского руководства, нет. Российские экспортеры металлопроката начали успешно наращивать свое присутствие на европейском рынке в 2011 году. За пять лет их суммарные поставки в ЕС увеличились в 1,7 раза и на сегодняшний день обеспечивают чуть более 10% совокупного стального импорта всех стран Союза. В 2015-м один только ввоз российского проката в Европу составил 456 тыс. тонн (против 353 тыс. тонн годом ранее); и еще столько же было произведено российскими заводами, расположенными на территории ЕС. В целом, европейцы закупили нашей стали на 320-340 миллионов долларов.
СПРАВКА: На европейском рынке стали российские металлурги догнали и перегнали даже самых неутомимых экспортеров планеты — китайцев: если в 2011 году компании Поднебесной продали в Европе 651,7 тыс. тонн стали против 466,2 тыс. тонн российской, то уже в 2014-м россияне реализовали в ЕС 724,8 тыс. тонн стали, а китайцы – всего 620,1 тыс. тонн.
Причина российского металлургического блицкрига проста: дело в стремительной девальвации рубля, который два последних года послушно следовал за мировыми ценами на нефть. После недолгой радости от провала российской экономики на фоне санкций и дешевеющей нефти западные злопыхатели обнаружили, что российские компании, добывающие железную руду и коксующийся уголь в российских же карьерах, плавящие сталь на собственных предприятиях и перевозящие ее по российским железным дорогам, снизили операционные расходы в валютном выражении по всем направлениям и теперь могут спокойно реализовывать свою продукцию по убийственно низким ценам, с которыми европейские производители конкурировать не могут.
В прошлом году обвал рынка стали и так уже заставил европейцев сократить свои производственные мощности на 5% и снизить нормы прибыли для металлургических компаний. Сокращение могло бы быть намного серьезнее, но в ЕС считают, что металлургия — стратегически важная отрасль, и остановить ее угасание надо любой ценой. На этом фоне вполне закономерно, что Брюссель не стал спокойно наблюдать, как российские компании, пользуясь благоприятной кризисной конъюнктурой, отжимают рынок у немцев и французов.
Все плохие, но русские хуже
Юристы российских металлургов уже установили, что и методы проведения «расследования», и его результаты в той или иной степени нарушают положения Антидемпингового кодекса Всемирной торговой организации. Поэтому сталевары намерены судиться с европейским регулятором в международном арбитраже ВТО. Однако уже ясно, что европейская бюрократия будет по максимуму затягивать вынесение решения.
Пока же нашим производителям придется адаптироваться к новым условиям на европейском рынке: для НЛМК – крупнейшего российского поставщика — ввозная пошлина теперь составляет 26,2%, для «Северстали» – 25,4%, для Магнитогорского металлургического комбината (ММК) – 19,8%. Для сравнения, крупнейшие китайские поставщики — Angang и Shougang, также «уличенные» в демпинге, получили пошлины в 13,8 и 16% соответственно. Третий же крупнейший поставщик стали в ЕС — Украина — и вовсе остался за рамками расследования, хотя на долю РФ, Китая и Украины суммарно приходится 60% всей импортируемой европейцами стали. А при нынешнем курсе гривны и логике, формально применяемой Еврокомиссией, санкции против украинских компаний должны были быть ничуть не меньшими, чем в отношении российских поставщиков.
Впрочем, с таким же успехом Украину проигнорировали и турецкие аудиторы.
«Ударь крота»
Стоит отметить, что сейчас в разных странах мира в отношении российских сталеваров действуют 28 заградительных пошлин. Суммарный ущерб от их действия в 2016–2018 годах предварительно оценивается в 1,1 млрд долларов. Та же Европа ранее уже ввела пошлины на российскую трансформаторную сталь; также регуляторы запретили НЛМК продавать сварные трубы по цене менее 1,5 тысяч долларов за тонну. Вся торговля российской сталью ведется в рамках многолетних квот, выработанных еврочиновниками вместе с крупнейшими европейскими компаниями.
И ведь европейский рынок для российских производителей — еще не самый закрытый и зарегулированный. Пальму первенства по количеству ограничений держат Соединенные Штаты; на втором месте — Мексика, экономический протекторат тех же США. Американцы отгораживаются не только от российской стали, но и вообще от металлургов из развивающихся стран: за последние 7 лет власти страны 43 раза вводили ограничения на рынке стали. Еврокомиссия за тот же срок прибегла к запретительным мерам только 14 раз. Это планово-административное великолепие — расплата за слишком дорогие доллар и евро: продукция развивающихся стран оказывается настолько привлекательнее европейской и американской, что потребителей приходится принуждать к покупке «своего» металла с помощью административных мер.
Без иллюзий, но с надеждами
В конечном итоге методы борьбы с «демпингом», продемонстрированные ЕС и Турцией, так или иначе выйдут им боком. Как метко выразился аналитик американского инвестиционного банка Jefferies Сет Розенфельд, попытки защитить рынок США и ЕС от развивающихся стран-экспортеров напоминают игру «ударь крота». «Вы бьете молотком по одному месту, а он выскакивает из другого. В каком-то смысле протекционизм позволяет только перенаправлять импорт стали из одного региона в другой».
И с российским импортом произойдет то же самое. Да, введенные ЕС пошлины серьезно снизят прибыли российских компаний на тамошнем рынке. Продажи в Европу давали НЛМК 18,3% от общей выручки, «Северстали» приносили 18%, и только ММК продавал больше своей продукции на Ближний Восток, чем в Старый свет. Но не надо забывать, что, например, НЛМК имеет ряд собственных предприятий в Европе, и когда пошлины вступят в силу, цены на прокат пойдут вверх, экспортное предложение уменьшится, и выручка российского гиганта от европейских «дочек» начнет расти. В результате НЛМК может остаться при своих, несмотря на все ухищрения европейцев.
Кроме того, эта ситуация еще раз напомнила важную истину: России пора как следует заняться стимулированием внутреннего спроса, развитием промышленности и производства в том числе и товаров, идущих на экспорт. Тем более рубль пока не стремится к резкому росту, по-прежнему давая возможность минимизировать издержки. Этой возможностью грех не пользоваться.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости