Новости – Общество
Общество
Хлебный баланс
Уборка зерновых. Фото: Валерий Матыцин / ТАСС
В России подводят промежуточные итоги уборочной кампании — 2015
21 сентября, 2015 17:12
12 мин
Будем ли сыты мы грядущей зимой в условиях экономического кризиса и санкций? Ответ на этот вопрос напрямую зависит от успехов уборочной кампании, до завершения которой уже подать рукой. По данным на 17 сентября, российские аграрии намолотили 86,1 млн тонн зерновых и зернобобовых. Сбор окончен на 74,2% пашен, то есть на 34,9 млн га. Средняя урожайность составила 24,7 центнера с гектара.
Много это или мало? В сравнении с прошлым годом цифры особого восторга не вызывают: тогда к 17 сентября была обмолочена меньшая площадь — 33,7 млн га, но собрано уже на 2 млн тонн зерна больше. Да и урожайность в 2014-м была заметно выше: 26,2 центнера с гектара. Тем не менее аналитики отнюдь не ставят крест на прогнозах Александра Ткачева, назначенного в этом году главой Минсельхоза и обещавшего стране урожай минимум в 100 млн тонн, если погода не подкинет неприятных сюрпризов.
Россия в состоянии обеспечить себя основными видами продовольствия. Страна традиционно выращивает картофель, сахарную свеклу, подсолнечник и основные виды зерновых. Урожайность последних, правда, в этом году немного упала по сравнению с 2014-м, зато кукуруза, картофель, соя и подсолнечник порадовали.
Что касается овощей, а тем более фруктов, тут до самообеспечения далеко. Из всех видов овощей РФ на 100% обеспечивает себя только свеклой, остальные так или иначе приходится довозить. Фруктовый же рынок и вовсе «привозной» на две трети: Марокко, ЮАР, Турция, Чили, Узбекистан, Израиль и все тот же Китай.
В засуху рады и граду
Основным фактором, помешавшим России повторить прошлогодний рекорд урожайности — 105,3 млн тонн зерновых, — стала погода. Еще в августе премьер-министр Дмитрий Медведев констатировал, что масштабная засуха сделала сельхозпроизводителей беднее на 7 млрд рублей. Жара и недостаток дождей погубили часть посевов Волгоградской, Саратовской, Самарской, Оренбургской, Иркутской областях, Забайкальском крае, Тыве, Бурятии и Калмыкии.
В Забайкалье засуха убила 60% урожая злаковых. На Урале, напротив, лето выдалось очень дождливым и холодным; Екатеринбург за три месяца увидел всего три полностью солнечных дня. В результате зерно налилось, но не успело вызреть, а стоящая в полях вода сделала их непроходимыми для комбайнов и тракторов.
Дальневосточным аграриям немало крови попортил июльский тайфун Чан-Хом. «Урожай в этом году никакой: раза в три меньше, чем в прошлом», — признались местные фермеры корреспонденту РП.
Погодные условия отразились и на сроках уборочной кампании: из-за неблагоприятного распределения летних температур созревание урожая во многих регионах затянулось.
Удар по фермерам и американцам
Положение сельхозпроизводителей в 2015-м усложнили также труднодоступные кредиты и падение покупательной способности хозяйств из-за ослабления курса рубля. Многие не смогли приобрести качественный посевной материал, удобрения, гербициды; у фермеров возникли проблемы с заправкой и обслуживанием сельхозтехники.
Сбор урожая картофеля. Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС
Однако проблемы, с которыми столкнулись российские аграрии, неожиданно обернулись плюсом: российские экспортеры значительно потеснили американцев и европейцев на ряде иностранных рынков.
Стоит отметить, что свое присутствие на международных рынках продовольствия Россия успешно наращивает уже 15 лет. За это время она поднялась с шестого на третье-четвертое место в рейтинге экспортеров зерна и сейчас наряду с США, Канадой и Францией является одним из главных поставщиков. Начавшееся в конце прошлого года падение рубля сделало российское зерно чрезвычайно привлекательным даже для стран, которые ранее традиционно закупали его в Америке и Европе: Мексики, Нигерии, Египта. Сезон 2014/2015 позволил российским экспортерам захватить 13,6% глобального рынка зерна, тогда как доля США сократилась с 30 (уровень 2008 года) до 16%.
Не съел сам — подкорми союзников
Мексика в прошлом году сократила импорт злаков из США на 7,5%, а в текущем году — еще на 29%, переориентировавшись на зерно из Черноморского бассейна, прежде всего российское и украинское. За последние 11 месяцев мексиканцы купили 406 тыс. тонн российской пшеницы. Еще 180 тыс. тонн ушли в Перу, 81 тыс. — в Никарагуа. Небольшие партии российского зерна закупил и Эквадор.
Отступают американцы перед российской пшеницей и в Африке: к примеру, Нигерия за пять лет вдвое сократила поставки зерна из США и сейчас 17% пшеницы закупает в России, хотя еще в 2013-м этот показатель не превышал 1%.
Каир ранее закупал в Штатах до 90% привозной пшеницы, но к 2014-му доля американского импорта сократилась до 7%, а российский, напротив, вырос до 25%.
Благодаря слабому курсу рубля стоимость российской пшеницы является самой низкой за пять лет, отмечают эксперты. В 2013-м пшеница в среднем стоила 310 долларов за тонну, в прошлом году ее цена просела до 247 долларов, а в нынешнем продолжила снижение. В таких условиях иностранцам очень сложно конкурировать с нашими экспортерами. Сейчас россияне получают за каждую тонну пшеницы 179 долларов, что на 20 долларов меньше, чем просят американцы.
«Сырьевые экспортеры действительно чувствуют себя крайне комфортно из-за девальвации рубля, — пояснила старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова. — Они могут варьировать цены и давать дисконт на продукцию там, где ранее даже не стали бы обсуждать эту тему, и все равно остаются в плюсе».
В августе россиянам попытались бросить вызов французы, предлагавшие пшеницу по цене 174,5 доллара за тонну. Однако логистическая цепочка оказалась слишком длинной и дорогой для покупателей, что, разумеется, сработало не в пользу Франции.
Защита для рынка
Впрочем, в безудержном наступлении российского зерна на международные рынки существует и опасность. Низкий курс рубля означает, что экспортерам гораздо выгоднее продавать продукцию за пределами страны, а это, в свою очередь, ведет к дефициту на внутреннем рынке и провоцирует повышение цен. В 2014-м Россия не испытывала таких проблем из-за рекордного урожая; в нынешнем же сезоне ситуация может сложиться иначе.
Ослабление рубля сыграло России на руку, позволив потеснить на международном рынке американцев и французов. Но чтобы экспорт не подорвал внутренний рынок, российские власти еще 1 июля ввели заградительную экспортную пошлину на пшеницу. Она «включается» при курсе доллара более чем 60 рублей. Пока эта отметка не была достигнута, пошлина составляла всего 50 руб. за тонну. Однако по мере роста американской валюты вывоз пшеницы обкладывался все большей пошлиной; в результате часть экспортеров потеряла интерес к вывозу хлеба за пределы родины — потенциальные сверхприбыли на иностранных рынках стали обходиться слишком дорого.
«Если бы не было этой пошлины, цена на зерно была бы больше 15 руб. за килограмм. А это означает: первое — у нас бы был неудержимый рост цены на хлеб, второе — кратно подорожали бы комбикорма», — заявил на прошлой неделе Александр Ткачев.
Московский хлебозавод № 3. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Впрочем, слишком уж снижать цены на зерно государство тоже не собирается: разорять агрохолдинги и фермерские хозяйства не в его интересах. Стремясь соблюсти баланс, российские власти в текущем году приступили к необычно ранним зерновым интервенциям. Еще 19 августа они начали скупать зерно, чтобы помочь крымским аграриям реализовать свой урожай.
Такая политика, правда, не совсем нравится экспортерам, поскольку лишает их значительной части валютной выручки. Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут заявлял, что его организация намерена поставить вопрос о пересмотре формулы пошлины. По его данным, валовый сбор пшеницы составит в этом сезоне 61,5 млн тонн, что значительно перекрывает внутренние потребности страны.
«При таком валовом сборе надо экспортировать эти 23–27 млн тонн зерна, чтобы не упали закупочные цены и не были утрачены стимулы для сельхозпроизводителей», — отметил Корбут.
Подытожим сказанное. В 2015 году урожай будет чуть меньше, чем в 2014-м, к тому же заметная его часть идет на увеличившийся экспорт. Могут возникнуть сомнения: хватит ли самим? Спешим успокоить: да. Внутреннее потребление зерновых в РФ не превышает 70 млн тонн. Все, что сверх этого, Россия с полным правом может экспортировать, укрепляясь на достигнутых позициях по экспорту и завоевывая новые рынки сбыта. Продажа зерна за рубеж не только не наносит ущерб внутреннему рынку, но, наоборот, играет важную роль для его стабилизации: ведь переизбыток зерна внутри страны грозит обрушением его стоимости, а значит, падением доходов сельхозпроизводителей, их разорением.
СПРАВКА
Пшеница обмолочена на 21,4 млн га, то есть 79,5% общей площади посевов. В житницы отправлено 57 млн тонн. В прошлом году к этому времени собрали 53,7 млн тонн с 18,4 млн га. Урожайность 2015 года ниже прошлогодней: 26,7 против 29,1 ц/га. Тем не менее в ближайшие недели будет собрано еще примерно 14,5 млн тонн, то есть оставшиеся 20%. Итого суммарный урожай пшеницы составит около 71,5 млн тонн.
Ячмень собран на 80,4% посевов, то есть 7,2 млн га. Урожай составил 16,4 млн тонн против прошлогодних 19,5 млн. В 2014-м с гектара снимали в среднем 24,3 центнера, в этом — 23.
Подсолнечник пока убрали только с 12,3% площадей (855,7 тыс. га), зато урожайность составила 20,2 ц/га против прошлогодних 18,7. В хранилища отправлено 1,7 млн тонн семян.
Рис собран с 28,8 тысяч га, это 14,3% от засеянных площадей. Скорость уборки в этом году отстает почти вдвое. Намолочено пока 172,2 тыс. тонн против прошлогодних 331,6 тыс., урожайность по рису ниже, чем в 2014-м: 59,9 против 63,5 ц/га.
Основная часть уборки рапса тоже пока впереди: обмолочено 433,4 тыс га — 14,8% площадей. Урожайность культуры — 15,4 ц/га против 16 в минувшем году. Намолочено 668,8 тысяч тонн, объемы урожая 2014-го перевалили за миллион.
Соя убрана с 480,3 тыс. га — 23,8% посевных площадей. Собрано 813 тысяч тонн. В прошлом году и скорость, и объемы были существенно меньше, да и урожайность в текущем сезоне подскочила: 16,9 ц/га вместо 13,5 прошлогодних.
Об урожае кукурузы пока судить рано: успели обмолотить лишь 16,6% посевов. Тем не менее 2015 год может оказаться успешнее предыдущего: тогда к 17 сентября в хранилища отправились 2,8 млн тонн с 555 тыс. га, а в этом с 462,8 тыс. га намолочено уже 2,3 млн тонн. Урожайность тоже оказалась выше, чем в 2014-м: 50,7 ц/га против 50,1.
Сахарная свекла собрана с 281,6 тыс. га, тогда как годом ранее фермеры и агрохолдинги к этому времени справились только с 242,6 тыс. га. Объем сбора – 10,8 млн тонн (в прошлом сезоне — 9 млн), урожайность – 384,7 ц/га, выше прошлогодних 373 ц/га.
Картофеля убрана ровно половина — со 180,4 тыс. га на склады ушло 3,8 млн тонн. Урожайность составила 210 ц/га против прошлогодних 204,8. Прогнозируемых 7,6 млн тонн для страны маловато: ежегодно в России съедается около 21 млн тонн картофеля, и еще 6–6,5 млн тонн нужно на семена. Помогут иностранные поставщики: Израиль, Египет и, конечно, главный стратегический партнер России — Китай. Кстати, семенной картофель разрешается ввозить и из европейских стран: он уже много месяцев как исключен из санкционного списка.
Со сбором других овощей сельхозпроизводители управились на 50 с небольшим процентов. Со 105,6 тыс. га собрано 1,9 млн тонн продукции. Урожайность несколько снизилась в сравнении с 2014 годом: 179,1 ц/га вместо 181,2.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости