Новости – Общество
Общество
Сказка про американского бычка
Председатель Beeland Interests Inc Джим Роджерс. Фото: Стоян Васев/ТАСС
Младший партнер Сороса пытается облагодетельствовать Россию своей симпатией
17 августа, 2016 12:00
6 мин
Талантливый американский инвестор Джеймс (Джим) Роджерс-младший, недавно предсказавший крах американской экономики, дал большое интервью, в котором крайне лестно отозвался о перспективах российского сельского хозяйства.
Медвежье прошлое
Завсегдатай российских экономических форумов, бывший друг и партнер Джорджа Сороса не устает радовать публику пророссийскими заявлениями, которые стремительно разлетаются по отечественной прессе. На сей раз под огонь его восхищения попали поля, луга и крестьяне: «Российское сельское хозяйство должно быть просто великой отраслью: у вас есть земля, есть мозги, есть климат, есть люди». По поводу климата согласиться с Роджерсом сложно: все, что севернее Кубани и восточнее Волгограда, по сравнению с восточными штатами США уже является зоной рискованного земледелия (хотя формально этот термин обычно относят к Нечерноземью). Но в целом он прав: на то и люди, и мозги, чтобы не ждать милостей от природы.
С российским агробизнесом Роджерс работает минимум четыре года, с сентября 2012-го, когда стал инвестиционным консультантом направления агробизнеса в управлении прямых инвестиций «ВТБ Капитал». Сейчас он занимает должность члена совета директоров ПАО «Фосагро», крупнейшего производителя удобрений, а также является акционером неопределенного числа агропредприятий. В общем, человек в теме.
Роджерс уверяет, что готов вкладывать деньги в российское и казахстанское сельское хозяйство. Правда, до некоторой степени его выдают слова о том, что он хотел бы войти и в КНДР, но «к сожалению, я американец». Дело в том, что, как ни странно, существует целая очередь инвесторов в Северную Корею, и всякий мечтает оказаться там первым, как только откроется какая-то калитка. Ведь мир давным-давно поделен, и немногие закрытые государства — единственные рынки, на которых теоретически можно будет сделать действительно быстрые деньги. Потому-то Роджерс и хочет быть первым в КНДР, как он уже является одним из первых в будущей волне вложений в Россию, где «свято место» временно освободилось после массовых исходов инвесторов в 2008 и 2014 годах.
Роджерс упоенно заливает о своих полувековых связях с нашей страной и неожиданно проговаривается: «Я был "медведем" по России в течение 47 лет и стал "быком" в течение последних двух-трех лет, потому что увидел, что в России происходят какие-то положительные изменения». По фактам он, конечно, фантазирует — 50 лет назад Джимми только поступил на службу в американскую армию, и если что и мог инвестировать в СССР, то только свой труп, да и тот бы наверняка выдали безутешным родственникам. Но не будем придираться к датам, вспомним лучше, кто такой «медведь» на инвестиционном сленге. Это тот, кто зарабатывает на снижении рынка, кому выгодны потрясения и катаклизмы. Так что гражданина Роджерса на основании его собственного чистосердечного признания не худо было бы проверить на причастность к российским кризисам последней четверти века.
Вслушайтесь, он говорит ровно то, что мы хотим услышать: «сельское хозяйство на подъеме, оно заменит вам нефть, я готов скупать рубли, ваша страна окажется в лучшей форме, чем многие другие, когда возникнут кризисы в других частях света…» Это не только эксперт и инвестор, но в первую очередь циничный манипулятор, озабоченный исключительно собственной прибылью. Российскому чиновничеству надо показать электорату светлую, позитивную картинку — и вот она, да еще сразу из высшей инстанции, из американских финансовых кругов.
Бычье будущее
Российская государственная шизофрения, о которой мы много писали в РП, заключается отчасти в том, что мы одновременно противостоим Западу и превыше всего ценим его мнение. Выступит российский ученый, всю жизнь проработавший в сельском хозяйстве, скажет важные и серьезные вещи — этого никто не заметит, а рабочий коллектив и вовсе осудить может за то, что рот раскрыл. Пришел американец, рассказал про положительную динамику — у нас эйфория, ура, инвестор оценил, мы на правильном пути!
Что с нами происходит? Мы знаем, что, несмотря на личные расхождения, Сорос и Роджерс — две стороны одной монеты, но проклинаем первого и, затаив дыхание, слушаем второго.
При этом в реальности действия и высказывания так называемых инвесторов практически всегда целиком и полностью спекулятивны, об этом мы подробно рассказывали в конце весны — по неудивительному совпадению там упоминался и господин Роджерс. Очевидно, что он хочет взять максимум на российском рынке, который вновь станет привлекательным после отмены санкций и эмбарго, и готов рискнуть для этого немалой частью своего состояния.
Всем любителям иностранных инвестиций напоминаем азбучную истину: в современном мире инвестиции — это вложение денег в некие активы с целью впоследствии вывести свои деньги с прибылью; дальнейшая судьба актива инвестора не интересует.
Умный старик Роджерс сделал свою ставку, играя там, где высоки риски, но именно поэтому почти нет конкуренции. Для него это не самоцель, а часть большой глобальной игры, именно ему принадлежит фраза «Не знаю, как можно инвестировать в американскую сталь, не понимая, что происходит с малазийским пальмовым маслом». Профессиональный инвестор, отыгравший тысячи комбинаций, профинансировавший и разоривший тысячи предприятий, разыгрывает очередную карту. А мы ведемся на сладкие слова.
Да, сельское хозяйство России действительно получило заметный стимул для развития после ограничения легального ввоза продовольствия из многих стран — традиционных партнеров. Да, нашему сельскому хозяйству действительно нужны инвестиции, потому что технику надо периодически обновлять, да и солярка дорожает. Но эти инвестиции должны быть надежными и долгосрочными, а не быстрыми спекулятивными в стиле «купил совхоз с угодьями — дождался роста цен на кукурузу — продал совхоз».
Роджерс хочет дождаться в России предсказываемого многими мирового дефицита продовольствия и сделать на этом хорошие деньги — медвежьи повадки никуда не делись. Как только он увидит проблемы или дождется нужной прибыли, новоявленный «бык» выйдет с нашего рынка, как выходил с многих других. У нас нет ни одного повода быть ему благодарными или всерьез воспринимать его рассуждения о будущем России.
Джимми не нужен.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости