Новости – Общество












Общество
Новогодние чудеса и немного инфляции

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
За 2015 год стоимость новогоднего набора продуктов выросла почти на треть
21 декабря, 2015 10:00
7 мин
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и Счетная палата не совпали в показаниях об уровне инфляции. В то время как Татьяна Голикова, ныне занимающая пост главного аудитора страны, утверждает, что в среднем рост цен на товары и услуги в России по итогам 2015-го достигнет 12,8–13%, Росстат — оценив стоимость новогоднего застолья для одной среднестатистической российской семьи — насчитал 28-процентное подорожание по сравнению с прошлым годом.
Непонятно: то ли Росстат потерял всякий стыд и начал говорить неприкрытую правду, то ли в Счетной палате работают не аудиторы, а волшебники, способные легким движением руки снизить инфляцию в 2,5 раза. Признаться, первая версия выглядит невероятной даже по сравнению с новогодним чудом. Впрочем, есть и третья: мол, новогодний стол сильно отличается от повседневного набора продуктов, а значит, и инфляция по нему может быть совсем другой. Что ж, ее и проверим.
Буржуазный достаток
Если поверить Росстату, «новогодний стол обойдется в этом году россиянам в среднем в 5790 рублей». По сравнению с прошлым годом — рост почти на треть. Что же мы такое едим на Новый год, если ухитряемся в два с лишним раза обогнать инфляцию по версии Счетной палаты?
Новогодний стол средней российской семьи, по данным Росстата, состоит из: мяса (говядина, курица), фруктов (апельсины, бананы, лимоны), напитков (безалкогольных — соки и газировка, алкогольных — почему-то шампанское и коньяк), сладостей (торты, конфеты), чуточки мясных и рыбных деликатесов и обязательно икры. Всего 23 позиции.
В общем-то, ничего сверхъестественного — обычный праздничный стол «российской буржуазии», к которой по многим формальным признакам принадлежат сейчас более половины россиян. Нельзя сказать, что 5790 рублей на среднюю семью — это очень дорого, но с учетом подарков и все еще не запрещенной пиротехники средняя сумма расходов подскакивает до 15–17 тысяч. Уже ощутимо, тем более до ближайшей зарплаты довольно далеко.

Председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова. Фото: Павел Бедняков/ТАСС
Маленькое несоответствие
И тут самое время вспомнить про показатель инфляции в 13%, который горестно обещает нам Татьяна Голикова.
Предположим, что 13% — это и впрямь «в среднем по больнице»; в таком случае отдельные категории товаров (в частности, продукты питания, которые мы должны потребить в новогоднюю ночь) и правда могли подорожать много больше. Но тот же Росстат, например, говорит нам, что если на конец ноября усредненное повышение цен на все товары и услуги составило 12,05%, то конкретно продовольствие на тот же период подорожало на 12,67% — то есть разница между «средним» и «частным» совсем небольшая. Даже непродовольственные товары и те подорожали сильнее — на 13,16%.
А вот именно праздничный набор внезапно стал дороже на 28%. Как это могло получиться? Злые коммерсанты задрали цены именно на эти продукты?
Нет, наоборот, новогодние товары идут сейчас по разнообразным акциям и со скидками. Суть этих скидок известна — тихо поднять цену и пафосно опустить ее до прежнего уровня, но в целом ни о какой накрутке речь пока не идет. Непременное шампанское (точнее, игристые вина и винные напитки) стоит примерно столько же, сколько и осенью, и прибыль ритейлеры получают за счет объемов продаж. Поднимать цены невыгодно: легко потерять наименее обеспеченную часть покупателей, которые пойдут к более прозорливому конкуренту.
Просто цены выросли намного сильнее, чем это показывает Росстат в своих общих отчетах, которые, между прочим, ложатся на стол президенту и премьеру.
Оправдание имеется у каждого
Сильнее всего в новогоднем списке подорожали икра и рыба. Страна с невероятно длинной береговой линией и великими полноводными реками оказалась не в состоянии удержать цены после прекращения импорта из США и Норвегии. Рыбная мафия с издевательской легкостью плюет и на законы, и на силовые структуры. Дороговизна рыбы в России — это позор в химически чистом виде.
Очень ощутимо подорожал коньяк отечественного производства — возможно, это связано с запретом импорта винограда. Последствия легендарной антиалкогольной кампании 1985 года так и не преодолены в России, украинские виноградники также фактически не доступны для отечественных виноделов.
Меньше всего из новогодней корзины подорожали, как ни странно, сыры: их цена так подскочила в 2014 году после введения эмбарго, что уперлась в потолок.
Конкретные — причем различные! — объяснения есть по каждому пункту подорожания, но все они сводятся к одному: полной неспособности правительства хоть как-то контролировать цены для собственного населения. Не надо быть ни волшебником, ни даже аудитором, чтобы сложить два и два; а точнее, один, два и три из следующего списка:
- Официальная инфляция — 13%.
- При этом вполне, в общем-то, обыденные продукты (даже икра еще в XIX веке была доступна всем слоям населения) подорожали на 28%.
- Глава Центробанка тем временем уверяет, что курс рубля вообще не влияет на жизнь простого человека.
А что же тогда влияет? Где деньги, Эль?
Семейный совет
Создается ощущение, что Голикова и Набиуллина делают свои выводы не на основе докладов крепких аналитиков (и ведь у Голиковой они есть), а после вечерних разговоров с мужьями. Ведь какие могут быть заботы у ельцинского министра несуществовавшей промышленности Виктора Христенко (он же супруг нынешней главы СП) и истеричного ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова (соответственно, спутник жизни главы Центробанка)? Падают цены на особняки вдоль Рублевки, да сдуваются активы, накопленные из воздуха, да нефть подешевела вместе с рублем... Жены послушают — и на бумажке прикинут: рыба, значит, подорожала, Рублевка подешевела. Что у нас там в среднем получилось? 13 процентов? Так и скажем, все равно никто не проверит. А в Росстате подтянут показатели, они там люди подневольные.
Но самое забавное, что никто из глав министерств и ведомств не рискнет показать россиянам свой реальный новогодний стол. Нечего народу, «единственному источнику власти в Российской Федерации» (Конституция РФ, ст. 3, ч. 1), смотреть, как питаются его слуги. А то ведь и выгнать может, если осознает, что эти царственные дамы и Россия — взаимоисключающие параграфы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости