Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Плыви или плати

Грузовые баржи на Волге. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Минтранс придумал взимать с владельцев фур средства на восстановление речного транспорта, которым грузоперевозчики упорно не желают пользоваться
Виктория Фоменко
19 августа, 2016 10:00
8 мин
Министерство транспорта выступило с новой инициативой: ввести дополнительный акциз на дизтопливо, используемое большегрузными автомобилями, и поднять тарифы «Платона» — системы покилометровой оплаты за проезд по федеральным трассам. Как пояснил глава Минтранса Максим Соколов, речь пока идет об удорожании наземных перевозок на время речной навигации.
Замысел нестандартен и хитер. Во-первых, отметил Соколов, повышение цен на проезд по дорогам волей-неволей заставит перевозчиков задуматься о возможности перебазирования на водный транспорт, а во-вторых, дополнительные сборы дадут бюджету 8 млрд рублей, которых сейчас как раз не хватает для поддержания речной транспортной инфраструктуры в нормальном состоянии.
Взяли под козырек
Интересный, конечно, подход: брать деньги на содержание водных путей с той части экономически активного населения, которая как раз отказывается ими пользоваться. Правило, осенью 2015 года положенное в обоснование «Платона», — «Хочешь ехать — плати» теперь превратилось в «Не хочешь ехать — плати».
Здесь, однако, следует понимать, что источник министерского вдохновения, как это часто бывает в России, лежит в плоскости общения с вышестоящим начальством, а именно с президентом Владимиром Путиным.
15 августа глава государства посетил Волгоград, где провел совещание Госсовета по проблемам речного судоходства. Президент посетовал, что система водных перевозок пришла в полный упадок; что «автомобильные дороги сейчас работают с перегрузом: люди едут в отпуск, а рядом с ними везут песок и щебень. И при этом водный транспорт простаивает». Особенно уместно это прозвучало именно в Волгограде, где ужасные даже по российским меркам дороги контрастируют с величавой гладью Волги.
Насчет упадка Путин, безусловно, прав: в 1980 году по рекам, по озвученной президентом статистике, перевозилось свыше 480 млн тонн грузов, а в 2015-м — 120 млн. В 1990-м водный грузооборот по объему был практически равен автомобильному, теперь же соотношение составляет 1:4.
Даже любители отдохнуть на круизных теплоходах все реже смотрят в эту сторону: в том же 1980-м пассажироперевозки по воде составляли 103 млн человек, а в 2015-м — 13,5 млн. Наконец, за последние 15 лет в России было построено 800 кораблей, а около 10,5 тысячи, то есть в 13 раз больше, списано в утиль.
Углубить Волгу — не то же, что перекопать федеральные трассы
Из-за двадцатилетнего недофинансирования портовой и обслуживающей инфраструктуры многие реки в стране обмелели. Протяженность судоходных речных путей сократилась на четверть. Из-за этого оказалось потеряно сообщение между Волгой и нижним течением Дона — основными водными артериями западной части РФ, а большинство судов класса река–море в последние годы лишилось возможности ходить с полной загрузкой — из-за отмелей.
Президент призвал озаботиться решением проблемы. В этом контексте на заседании Госсовета прозвучало вполне резонное предложение организовать работу по углублению русел рек, в том числе Волги и Дона, а также по строительству гидротехнических сооружений. Никаких спешных мер по этому поводу Путин не требовал; наоборот, он отметил, что предпринимаемые шаги должны быть «постепенными и понятными» для всех участников экономической деятельности.
Однако чиновники не были бы сами собой, если бы их рвение порадовать начальство не опережало порой здравый смысл. Губернатор Астраханской области Александр Жилкин тут же выступил с предложением отменить визы для всех иностранцев, прибывающих в Россию с целью насладиться речными круизами. Депутаты Госдумы Олег Пахолков и Олег Шеин на следующий день кинулись составлять «дорожную карту» законотворчества, призванного обеспечить спасение и развитие речных путей, ну а Минтранс разродился концепцией повышения стоимости автомобильных перевозок.
Министры тоже ошибаются
Уважение к просьбам президента — дело, конечно, хорошее; было бы хуже, если бы нижестоящие чиновники их игнорировали. Тем не менее к чему приводят скороспелые решения, принятые на эмоциях, нам известно со времен хрущевской кукурузы.
Чем, например, обернется реализация предложения губернатора Жилкина? Резким снижением безопасности в стране, увеличением риска приезда террористов из-за рубежа, формированием каналов поставки нелегальных мигрантов — да чем угодно, кроме, увы, оживления отрасли. Нелепа и инициатива Минтранса: заставлять автомобилистов платить за развитие речного транспорта — нонсенс, для экономики важна каждая отрасль, и в интересах государства — повышать их эффективность, а не ухудшать искусственно условия хозяйствования.
Система «Платон» уже сама по себе наносит российской торговле серьезный вред: давно подсчитано, что удорожание грузоперевозок на один рубль делает конечный продукт дороже на 3–5 рублей. Особенно сильно логистические издержки бьют по отраслям с длинными производственными цепочками: строительству, сельскому хозяйству. Та же история с акцизами на топливо: да, положим, власти получат свои 8 миллиардов. Но сколько потеряет Россия?
Многие предприятия в стране работают на грани рентабельности или даже себе в убыток, чтобы сохранить долю рынка в ожидании конца кризиса. Если бизнес связан с перевозками (а в России эта составляющая очень важна и популярна), новые тарифы с легкостью его убьют, ведь возможности перекредитоваться под разумный процент у нас как не было, так и нет.
В первую очередь закроются мелкие транспортные предприятия, что побудит крупные объединяться, создавать картели и задирать цены на перевозки еще выше. Так благодаря гениальной идее Максима Соколова одновременно пополнится армия безработных и вырастут цены (логистическая составляющая в среднем составляет около 20% от розничной стоимости товара).
И все это удовольствие — за 8 миллиардов в бюджет. Да мы на пособия по безработице и по бедности потратим минимум в 3–5 раз больше. Отличная предвыборная идея, Максим Юрьевич! На кого работаем?
Даже в регионах, где есть потенциально судоходные реки, деградировавшая и разрушенная под корень водная отрасль не в состоянии принять на себя нагрузку вполне отлаженной индустрии автомобильных и железнодорожных перевозок. Для налаживания качественной логистики необходимы удобные порты, оборудованные терминалы, сотни судов и десятки верфей для их ремонта и обслуживания. Практически ничего из перечисленного у России сейчас нет. Так что полноценно говорить о «пересаживании» бизнеса с наземных перевозок на речные можно только в перспективе ближайших 10–15 лет, в течение которых самое логичное — принять и методично реализовывать госпрограмму восстановления речного транспорта.
Большая проблема, большие перспективы
У России имеется почти 100 тысяч километров потенциально судоходных рек. Они текут по территориям 69 регионов, где проживает 80% населения страны и производится 90% валового продукта. Естественно, при надлежащем подходе такая система способна и федеральные трассы разгрузить, и амбиции железнодорожной монополии поумерить.
Выгодно развивать речной транспорт и в контексте международной торговли: путь из Каспия в Волгу и Дон, а оттуда в Азовское и Черное моря — самый короткий и надежный для иранских товаров, отправляемых в Европу; он даже более привлекателен, чем отправка грузов через Суэцкий канал. А в перспективе большие возможности дает развитие Северного морского пути: по данным климатологов, в обозримом будущем он освободится от удушающих объятий льда и станет одной из главных транспортных артерий мира.
Однако каждую из этих программ необходимо тщательно продумывать, просчитывать и реализовывать, а не превращать в повод для сомнительных популистских мер. Можно, конечно, пойти по пути жестких административных решений, как в СССР, где грузы запрещалось отправлять по «железке», если неподалеку имелось два речных порта; но в текущих экономических условиях это вряд ли эффективно сработает.
Основным аргументом, заставляющим бизнес делать тот или иной выбор, в том числе и в плане транспорта, была и остается коммерческая выгода. Особенно в сочетании с удобством инфраструктуры и отсутствием волокиты. Выражаясь словами хитрого американца Дейла Карнеги, «Как заставить людей что-то сделать? Нужно заставить их захотеть это сделать». И выкручивание рук в этом отношении точно не сыграет в плюс ни бизнесу, ни государству.
Поделиться
ТЕГИ
Россия
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ