
Дмитрий Ливанов готовит образованию новый сюрприз — электронную школу
Получить образование в российской школе можно будет из любой точки земного шара. Система электронного обучения позволит детям не только освоить всю школьную программу, не выходя из дома, но и получить аттестат, даже не заглядывая в здание школы, обещает министр образования и науки Дмитрий Ливанов, известный любитель инноваций и непотопляемый покровитель креативных околообразовательных инициатив. Стоит ли говорить, что на практике электронная школа может лишь содействовать разрушению системы обучения в школе традиционной.
Не отходя от компьютера
В начале первой рабочей недели года Дмитрий Ливанов вернулся к теме «Российской электронной школы»: об этом проекте он докладывал на заседании Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования еще в конце декабря. Идея действительно грандиозная. Еще больше впечатляют сроки ее реализации — проект планируется запустить уже через 3–4 года. По словам министра, в результате на федеральном уровне появится система цифрового электронного образования, которая будет в полном объеме дублировать всю программу с 1-го по 11-й класс, а это 12 тысяч уроков.
Как отмечает Ливанов, задача программы — помочь детям, учащимся в обычной школе, наверстать пропущенные занятия, если они по тем или иным причинам их пропустили. Еще одна благая цель — помочь получить российское образование тем нашим соотечественникам, которые временно или постоянно живут за границей. По словам министра, цифровая школа будет полностью соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам и образовательным программам вплоть до часового плана уроков. Занятия здесь будут вести только самые маститые и уважаемые учителя, а также известные деятели науки и искусства. «Чтобы это было интересно», — пояснил министр.
Впрочем, пока программа интересна не столько школьникам, сколько производителям электронных пособий в лице дружественных Минобру издательств, ведь на них в скором времени посыплются новые заказы: цифровой школе понадобятся цифровые учебные материалы. «Такие проекты, как "Электронная школа", учитывают не интересы образования, а интересы бизнеса, — считает Евгений Спицын, историк и педагог, автор многих учебных материалов по истории России для школьников, абитуриентов и студентов, автор книги по истории России для учителей и преподавателей. — Само собой, что для его реализации нужно будет привлекать издательства и разработчиков программ и электронных пособий. На этом проекте они смогут хорошо заработать».
Они не ходят в школу
Но нужна ли электронная школа самим школьникам? И если нужна, то зачем? А вот на эти вопросы министр как раз не дает четких ответов. При необходимости ребенка и сегодня можно перевести на дистанционное обучение в обычной школе, которое у нас никто не отменял, но эти случаи, скорее, форс-мажор. Понятно, что ценнейшего опыта личного общения с преподавателем такое обучение не заменит. Ведь школа, помимо обучающей, выполняет еще и воспитательную функцию. Здесь дети не только получают знания по предметам, но и учатся общаться, вести диалог, разрешать конфликты.
Электронная же школа — это суррогат образования, который может быть навязан стране в качестве «полноценной альтернативы» образованию традиционному. А что? Министр отчитается о «блестящей оптимизации», об «экономии издержек» (хотя мы знаем: экономить на образовании нельзя), не дай Бог — о преимуществах интернет-образования перед «физическими школами» с их учителями, которым надо еще зарплату платить… В такой сценарий развития событий почему-то очень верится. Но не в меру креативные министры приходят и уходят, а нашим детям жить с теми знаниями и навыками, которые они получат (или недополучат) в учебных заведениях.
«Нормальный образовательный процесс возможен только при живом общении учителя с классом, — настаивает Евгений Спицын. — Увлечение дистанционным образованием вообще опасно. Здесь появляется отличное поле для коррупции. Приведу пример: устроился я на работу в одну школу на полставки, вел историю в 11-м классе. Там было три ученика, которые получали образование экстернатом. Я их лично никогда не видел. И вот, когда наступило время сдачи экзаменов, директор попросил в протоколе поставить им пятерки. Я отказался и уволился. Позже я узнал, что высший балл они все-таки получили. Чем дальше учитель от ученика, тем больше будет почвы для коррупции».
Читайте нас в мобильном приложении
Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос


1) Можно будет выбросить на улицу всех учителей, а деньги, которые шли на зарплаты, отдать себе и своим фирмам под видом разработки методики, электронных учебников и программного обеспечения.
2) Огромное количество недвижимости в лакомых местах городов и поселков будет высвобождено. Земля под школами очень дорогая, т.к. школы находятся не на окраинах, а равномерно распределены по территории. Реализовывать эту землю и здания будет обратно же Министерство среди своих. Деньги от продажи спишут на затраты по реорганизации школы, на месте зданий появится коммерческая и жилая недвижимость.
3) Вырастет новое поколение дебилов, которыми, как известно, управлять и манипулировать гораздо легче, чем умными людьми. Не будет протестных настроений, а это для власти дорогого стоит.
Да и как может нормально работать структура, которая сама в единственном числе оценивает результаты своего труда (поступление в Вузы по результатам ЕГЭ). Производители каких товаров или услуг могут такое вытворять?! Правильно, никто и нигде в мире.
Спасти образование в России может только кардинальная смена подхода к образованию с обязательной заменой руководства министерства образования.