Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального».
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io».
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Школьный апокалипсис

Сдача единого государственного экзамена по русскому языку. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС
Окончательный «разгром» российского школьного образования запланирован на весну
Григорий Шугаев
17 ноября, 2015 13:00
10 мин
Весной 2016 года «исследуют компетенцию» учителей русского языка, литературы и математики. В то же время ЕГЭ по русскому языку разделят на «базовый» и «профильный» уровни. Чтобы долго не ходить вокруг да около — большинство специалистов, с которыми нам удалось поговорить, тихо и уже без эмоций оценивают эти два вроде никак не связанных события таким образом: «Ну наконец-то отмучилась советская, российская школа. Все. Это конец».
Начнем с первой новости. Подчиненная Минобрнауки Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) намерена провести исследование компетенций (выделено РП) учителей русского языка, литературы и математики весной следующего года. «Сейчас, в ноябре, мы проводим апробацию такого исследования на небольшой выборке. Затем будет проведено исследование, более широкое по выборке, в нем будут участвовать тысячи учителей. Мы надеемся, что выборка будет репрезентативной», — сообщили в пресс-службе Рособрнадзора.
Поводом проверить учителей на то, знают они свой предмет или просто делают вид, что знают, послужил, по мнению ведомства, тот факт, что «ранее, в апреле-мае 2015 года, Рособрнадзор уже провел исследование уровня профессиональной подготовки учителей по другим предметам — истории и обществознанию (около 6 тысяч участников). Исследование показало, что в дополнительном повышении квалификации по работе с историко-культурным стандартом нуждается каждый четвертый учитель».
Надо же, какой удивительный факт! Кто бы мог подумать? Пройдитесь в любой педагогический вуз и посмотрите, какую нищенскую зарплату получают преподаватели, включая профессоров и докторов наук, какая у них сумасшедшая нагрузка, какие «современные» технические и методические средства обучения имеются в их распоряжении. Сколько на них приходится никому не нужной и никем не читаемой писанины (школьных учителей это касается не меньше). А потом подумайте: кто пойдет туда учиться и кто там преподает? В лучшем случае энтузиасты, на которых еще как-то держится отечественное образование.
Ну ладно — есть проблема: каждый четвертый учитель истории и обществознания не то чтобы не знает вовсе своего предмета. Он-де «нуждается в дополнительном повышении квалификации по работе с историко-культурным стандартом». Что это такое, не поясняется. Но даже если у вас возникает нужда восполнить что-либо — восполняйте. И повышайте дополнительно ваш загадочный «историко-культурный стандарт» сразу всем. Как это и было в советской школе, когда с методистом учитель общался чуть ли не каждую неделю.
Однако мотив действительного повышения знаний учителей русского языка, литературы и математики уходит на какой-то второй или даже третий план, когда внимательнее вчитываешься в информационное сообщение, которым все-таки решились поделиться чиновники от образования. Главное — еще никто в мире, включая концептуалистов и креаторов самого любимого в народных массах министерства, не знает точно ни критериев оценки, ни процедуры, ни задач и методов грядущего «исследования компетенции» учителей. А ведь это вам не проездной талон проверить. Есть какой-то загадочный и явно недоработанный «инструментарий».
Зато, как дальше радостно сообщают в пресс-центре Министерства образования: «В ноябре (то есть меньше чем за две недели. — РП) этого года планируется провести пилотное исследование для апробации инструментария оценки компетенций учителей. В нем примут участие, по предварительным оценкам, около 2 тысяч учителей из более чем 20 регионов России. Итоги будут анализировать до конца января следующего года, чтобы окончательно подготовить инструментарий к масштабной проверке весной».
Значит, за две недели быстренько, но, разумеется, качественно — кто б сомневался! — проведут «пилотное исследование». Для этих благородных научных целей замучают 2 тысячи учителей, которым, заметим мимоходом, надо полугодие завершать. А потом быстренько-быстренько, но как мы полагаем, качественненько-качественненько, всего-то за полтора месяца доизобретут, доделают, доклепают «инструментарий к масштабной проверке весной». «Масштаб» весенней проверки представить просто страшно, если только сейчас для опытов возьмут целых 2 тысячи учителей. И что они там будут с ними делать, никто ведь точно не говорит. «Апробацию инструментария», дескать, будут проводить.
Ладно! Хорошо! Выявили нерадивых, бездарных, невежественных учителей русского языка, литературы и математики. Таких действительно немало, к сожалению. Что вы дальше собираетесь с ними делать? Переучивать? Переквалифицировать? Ведь соответствующие институты, говорят, существуют до сих пор. Энергичнее вовлекать в деятельность методических объединений? Назначать им наставников?
Ребенок во время занятий с репетитором по русскому языку. Фото: Александр Рюмин / ТАСС
К тому же ведь сейчас каждые пять лет учитель должен проходить переаттестацию на подтверждение и/или получение следующей категории. А для этого нужно ох как немало сделать: пройти 72-часовые курсы, где не только рассказывают, но и спрашивают. Кстати, эти курсы де-юре бесплатные, а вот де-факто как кому повезет. Нужен семинар на аттестацию. Кроме того, следует представить массу документов: итоги сдачи ЕГЭ, олимпиад (да не школьных, а рангом повыше), список публикаций. Да много еще чего. Таким образом выявить незнаек невозможно? Почему? Тогда почему станет возможным выявить их в ходе еще не опробованного и до конца не придуманного «исследования компетенции»? И тогда зачем вся эта морока с аттестацией и категориями?
Кажется, ответ прост и лежит на поверхности: вся эта затея, плохо объяснимая, осуществляемая на скоростях большого адронного коллайдера, имеет одну цель: очередное увольнение учителей. И за счет этого некоторое повышение зарплат оставшимся счастливчикам. Опыт показывает: любая новация наших социально-образовательных и здравоохранительных властей заканчивается только этим — оптимизацией бюджета. Почему на сей раз должно быть иначе?
Но здесь возникает другая проблема. А зачем проводить такие сложные манипуляции, придумывать «инструментарии», организовывать «апробации», исследовать «компетенции», если всех учителей — и особенно русского языка, литературы и математики — можно просто всех скопом выгнать. Ибо зачем они теперь-то нужны? Ведь параллельно Минобром на всеобщее обсуждение выносится Концепция преподавания русского языка и литературы в школах, которая напрочь лишит саму необходимость изучения школьниками этих предметов.
«О результатах обсуждения говорить вроде бы рано: оно только началось; но основной его результат я возьмусь предсказать уже сейчас, — предрекает публицист Александр Привалов. — Нас известят, что в горячих дискуссиях общество всесторонне оценило идею расщепления итогового экзамена по русскому языку на базовый и профильный уровень — и эту идею одобрило. Это будет исторический шаг. Только его пока и недостает, чтобы рядовая школа окончательно стала школой, где не нужно учиться… Что на самом деле будет значить расщепление итогового экзамена, легко видеть на примере математики. Этот обязательный предмет пошел по такой дороге годом раньше, и уже видно, к чему приходит».
«Введение ЕГЭ лишило школу права оценивать успехи своих учеников: выпускной и вступительный экзамены слились, а точнее, второй поглотил первый, — продолжает Александр Привалов. — До последнего времени оставались два обязательных экзамена: математика и русский язык; по всем остальным школьным предметам чуть ли не официально разрешалось не учить и не учиться — это ничем и никому не грозило. С расщеплением экзамена практически необязательной становится и математика. "Базовый" уровень дитя сдаст в девятом классе, нимало не напрягаясь (для удовлетворительной оценки нужно решить три-четыре задачки на счет в пределах первой сотни), а потом перестанет даже и притворяться, что учит какую-то там математику. Теперь, боюсь, мы увидим то же самое и с русским языком. Даже нынешний экзамен по нему без труда сдает на тройку толковый дошкольник (подтверждения легко найти в рунете), а будущий "базовый" неизбежно будет еще проще».
Поэтому, чтобы натаскать для «базового» уровня ЕГЭ школьника, или как там он будет теперь называться — «потребителя образовательных услуг», не нужно будет ни педвузов, ни институтов повышения квалификации учителей, ни заносчивых профессоров с академиками и их затратными академиями. А будущих учителей — или по-новому окрестить их «продюсерами образовательных услуг» — можно было бы подготавливать в Вооруженных силах, опять же и для синергии, и для пущей эффективности. И какая же от этого всего будет экономия! В Минфине сэкономленные средства будут считать — и смогут ведь и не пересчитать, как их будет много. А потом где-нибудь положат в тайном месте, чтобы ни одна сэкономленная копеечка не была ни на что потрачена. Вот тогда наступит настоящая монетарная красота! А русский язык? Ну, кому надо — пусть нанимает репетиторов и сдает «профильную» часть ЕГЭ, а потом поступает в тот несчастный десяток высших учебных заведений, которые еще останутся.
«Расщепление ЕГЭ по русскому — это не только шаг к уничтожению школы, это способ уничтожить нацию, — грустно завершает мысль Александр Привалов. — Предложенная новация поставит крест на любых попытках выправить ситуацию с преподаванием русского языка и русской литературы. А ситуация уже просто опасна. Русский язык — это же не просто один из школьных предметов. Это хребет нации. От того, как мы владеем русским языком, зависит интеллектуальный уровень нации; от того, как мы учим русскому языку детей, зависит будущее нации, сама ее сохранность в будущем. Обеспечить Минобру возможность и дальше рапортовать о 98-процентном уровне освоения русского языка, притом что выпускники школ так и не будут уметь ни написать, ни даже понять два абзаца простого текста, — значит самим накликать национальную катастрофу. Ну и, конечно, эта новация добьет общеобразовательную школу, лишив ее последнего инструмента — последнего элемента обязательности в том, что она предлагает своим ученикам. Обучение в школе при полной ликвидации серьезных экзаменов даже и профанацией не назовешь».
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
10 мин
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ