Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Высшее образование: лайт-версия

Дистанционное обучение. Фото: Валерий Матыцин / ТАСС
Онлайн-курсы заменят в вузах преподаваемые дисциплины
Григорий Шугаев
2 декабря, 2015 14:15
13 мин
Помнится, в 1990-х, рассуждая о блистательных перспективах высшего образования в России, о том, как оно в выгодную сторону будет отличаться от ужасного «совкового», обозревая передовой заграничный опыт, многие указывали на Оксфорд и Кембридж — святилища мировой науки, отмечая, что там для достижения невероятных образовательных результатов к каждому студенту приставлен личный наставник, тьютор, и что у каждого профессора только по два–три студента под надзором. Думали, как бы и нам достичь такого же благочиния.
Студенты отечественных вузов, обучавшиеся на филологических факультетах, могли согласиться с полезностью такого опыта, ибо и в СССР было принято, что при изучении иностранных языков в группе насчитывалось не более 5–6 человек, а в некоторых случаях (китайский, японский) вообще 2–3 студента. Эффект достигался удивительный, ибо время, потраченное преподавателем на одного студента, практически можно было сравнить с распорядком индивидуального обучения. Но грянули времена Билла Гейтса и Стива Джобса, то есть всемирной компьютеризации всех сторон жизни, и эти не то что планы, а и мысли полетели в тартарары.
Теперь совершенно другая мода — устраивать транснациональные супергипермега-онлайн-университеты, где вот уже скоро за раз будут обучаться до одного миллиарда человек. О далеко идущих планах заявляют такие первопроходцы, как теперь говорят, открытого образования, как Coursera и edX. На первой странице сайта edX вам сразу бросятся в глаза значки Гарвардского и Колумбийского университетов, Массачусетского технологического института и Сорбонны, университетов в Беркли и Делфте. И заслуженные профессора (многие из них нобелевские лауреаты) всех этих высокоуважаемых высших учебных заведений действительно читают там онлайн-лекции.
Апологеты открытого образования патетически заявляют, что вскоре весь мир будет учиться только онлайн, ибо это и удобно, и эффективно, и недорого. Поработал в булочной, сел попить кофейку, послушал лекцию какого-нибудь гуру из MIT или Гарварда и дальше пошел мыть пол. Вечерком пришел домой и вместо какой-нибудь тусовки сделал тест, отослал его по интернету обратно, после чего с наслаждением пообещался с другими собратьями со всего света в форуме вашего личного лектора, конечно, известного нобелевца, и потом отослал ему личное уже письмо с коварными вопросами.
Плохо ли это? Ответим со всей серьезностью — это прекрасно! Это здорово, что у миллионов людей появляется возможность образовывать себя или дополнительно, или для продолжения карьеры, или даже просто любопытства ради — все слава Богу! Только вот такое образование основным стать может в крайне редких случаях. Это даже не заочная форма обучения, предполагающая какое-то более или менее продолжительное личное общение с преподавателем. Несомненно, что и такие возможности надо использовать людям, у которых других просто быть не может.
Мимоходом заметим, правда, что поступить в настоящие Гарвард, Сорбонну и Беркли, чтобы поучиться по-лапотному, по старинке — оффлайн — год от года становится все труднее и труднее, а главное — дороже и дороже.
Профессор Гарвардской школы экономики проводит онлайн-семинар. Фото: Gretchen Ertl / АР
В России тоже начал развиваться это сегмент рынка образовательных услуг. Существуют вполне солидные и хорошо разработанные сайты: «Универсариум», Eduson.tv, «Нетология-групп» (последняя собрала для вложения в бизнес $3,8 млн частных инвестиций). Как утверждает «Коммерсантъ», согласно исследованию агентства J`son & Partners Consulting, в 2014 году наш рынок онлайн-образования практически удвоился и в денежном выражении достиг примерно 400 млн рублей. Ожидается, что к 2018 году его объем составит уже 6–8 млрд рублей. Так что дело это нешуточное и вполне серьезное. И можно лишь радоваться, что открытое образование развивается и в РФ.
Естественно, такой тренд не прошел мимо покровителя инноваций Дмитрия Медведева. В январе премьер-министр провел совещание, на которое были приглашены руководители российских компаний, развивающих онлайн-образование. Пришедшие, пользуясь случаем, заговорили об «импортозамещении в сфере знаний».
Дальше события развивались молниеносно. Уже в апреле восемь российских вузов — а именно МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, МИСиС, Санкт-Петербургский политех, Санкт-Петербургский национальный университет информационных технологий, механики и оптики, МФТИ и Уральский федеральный университет — выдали на гора проект, разработанный своими силами, под названием «Национальная платформа "Открытое образование"».
Все, как за границей: лекции онлайн, задания, которые можно сдавать, и не один раз, потом итоговый тест, и вы получаете сертификат. Прослушивание лекций и получение сертификата обязательно только для студентов того факультета, на котором работает читающий преподаватель. Как написано на сайте «Открытого образования», записаться на курс можно без сдачи ЕГЭ и без предоставления документов о базовом образовании. Однако следует учитывать, что по уровню сложности большинство курсов рассчитано на программу бакалавриата. Сейчас для зачисления на курс никаких документов не требуется. Формальных ограничений для освоения курсов нет. Как нет и платы.
Прекрасно? Да, отлично! Если бы… если бы не наше замечательное Министерство образования и науки не решило воспользоваться платформой для решения своих, тоже далеко идущих задач, и последние многими понимаются уже так, чтобы создать условия, при которых учителя платили бы деньги за право где-либо учить.
Состоялось заседание совета по открытому образованию. Его провел сам министр Дмитрий Ливанов. Было сообщено об успешном начале работы с сентября платформы «Открытое образование». За это время, говорится в сообщении на сайте министерства, пользователи проявили значительный интерес к ресурсу и уже посмотрели (выделено РП) более 200 000 часов обучающего видео. Из этого был сделан следующий логический вывод. «Необходимо сконцентрироваться на самых востребованных курсах, которые широко распространены в высших учебных заведениях, — отметил Дмитрий Ливанов, оценивая первые результаты работы. — Наша главная задача сделать так, чтобы курсы «Открытого образования» заменили некачественно преподаваемые дисциплины».
И тут возникает множество вопросов. Что означает «сконцентрироваться на самых востребованных курсах»? Вернее, кому надо сконцентрироваться? Получается, что платформе, чтобы потом она смогла заменить виртуальными лекциями «некачественно преподаваемые дисциплины». Непонятно. Понятно только одно: преподавателям отечественных вузов надо готовиться к массовой чистке в своих рядах. Потому что зачем «некачественные лекции», если в виртуальном пространстве скоро появятся «качественные»? И это не важно, что на сайте «Открытого образования» пока только 47 лекций, а некачественных лекций может оказаться более тысячи. Ерунда: надо будет, возьмем камеру и начитаем.
РП уже сообщала недавно, что Минобразования планирует провести весной исследование компетенций учителей русского языка, литературы и математики. Может, заодно «исследуют» и преподавателей вузов на «некачественность»?
Вот только есть одно явное противоречие, сильно бросающееся в глаза. Понятно, что никто не будет держать лекторов, «некачественно преподающих дисциплины», тем более если поступит разнарядка из министерства. Однако по российскому закону, допускающему такую форму дистанционного образования, необходим внутренний акт вуза, определяющий порядок таких перезачетов. Соответственно, нужны и те, кто эти «перезачеты» будет производить. Но ведь это «некачественные» преподаватели, с которыми уже расстались. Тот или иной университет должен будет сам оценить курс, который имеется в онлайн-версии, и обязательно утвердить определенные документы у себя в университете, что этот курс он засчитывает студенту. Посмотрим, что из этого выйдет, пока же, кажется, мало кто понимает, как все будет выглядеть на практике.
В общем, как-то мелкие проблемы решатся. Ведь идея ох как хороша! И денег опять же сэкономлено будет — горы! Отметим также, что в Минобре серьезно полагают: время студентов будет «сэкономлено». То есть, по мнению чиновников, слушать лекции по интернету, копаться в книгах, выполняя задания, пусть онлайн-, но все же преподавателей, оформлять тесты и отсылать их — чистая ерунда, пара минут. Так вот, это сэкономленное время позволит «высвободить ресурсы вуза для перераспределения в пользу более продуктивных видов работы со студентами», в том числе научной работы. Все же странные представления у наших чиновников о студенческой практике и жизни.
В сообщении министерства особо подчеркивается, «что речь не идет о замене всех практических занятий онлайн-образованием. "Живое" преподавание может быть заменено только частично (по конкретной дисциплине или модулю), если оно не отвечает требованиям».
Студенты на лекции. Фото: Сергей Карпов / ТАСС
Однако сам по себе перевод дополнительного по своей сути образования в плоскость обязательного нанесет непоправимый вред высшему образованию.
«Это еще один виток технологии дегуманизации образования, расчеловечивания человеческого в человеке, — рассуждает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии РПУ им. Иоанна Богослова Надежда Храмова. — Какой бы ни был уровень информации, она принимается не только рационально, но и всегда эмоционально. От живого к живому. Живая речь на лекции и диалог на практических, семинарских занятиях затрагивают не только какой-то аспект знаний, они, самое главное, оживляют познавательный интерес. И это является фундаментом для последующей работы, для самостоятельного освоения курса студентом. Если этого эмоционального импульса, активизирующего познавательный интерес, нет, а он передается только от личности к личности, то и другого способа передачи знаний и информации, умений и навыков тоже нет. И следует учесть, что в любом случае личность студента — она еще незрелая».
«Что у нас мало уже записанных лекций или — обращаю особое внимание — у нас, может, и книг мало? — задается вопросом психолог. — Но пока это не оживлено систематическими, регулярными встречами с преподавателями».
«Очевидность дегуманизации, человеконелюбия новации просматривается очень просто, и можно много об этом говорить. Но, главное, зачем все это делается? Только одна цель — дальнейшее разрушение системных структурных связей построения учебного заведения, — утверждает эксперт. — Атака идет на саму выработанную традицию обучения. И давно ведь всем известно, что воспитывает не информация, а в большей степени среда. Об этих трансконтинентальных вузах, дистанционном образовании разговор идет уже давно только с одной целью — разрушить традиционные структуры образовательной среды. И это очень жесткий, серьезный удар по образовательной традиции. Когда это будет воплощено в жизнь, качество нашего образования понесется вниз, как камень с горы».
«Как дополнительный ресурс, к которому преподаватель может даже отослать, это прекрасно, — завершает мысль Надежда Храмова. — Надо сказать, что весь объем знаний по предмету преподаватель никогда не дает. Либо треть, либо половину, да и половины иногда не бывает. Все остальное осваивается на семинарских, практических занятиях и во время самостоятельной работы. Но всегда это происходит под присмотром и контролем преподавателя. Новая дистанционная форма образования ничего подобного не предусматривает. Никакой форум при интернет-курсе, никакая электронная переписка не заменят семинар. Человек интеллектом схватывает только 10% информации, остальное улавливается всеми сенситивными системами. И подсознанием он получает больше, чем сознанием. А это возможно только при человеческом, живом общении. Потом, у преподавателя с каждой группой студентов складывается уникальный контекст отношений, появляются маленькие традиции общения. Порой даже шутливый намек на что-то отсылает студента к целому пласту смыслов. И, кстати, все группы разные и по интеллектуальному уровню, и даже по преобладающим там вкусам, и все это может учесть только преподаватель. Дело в том, что живая лекция как раз и открывает смысловые пласты, а лекция на электронных носителях, так как другие сенситивные каналы она не задевает, имеет только информационный уровень, а он самый поверхностный».
Существовала же еще не так давно идея посылать лучших студентов за границу, чтобы они выучились, вернулись и стали в университетах читать очень качественные лекции. Дорого? Тогда пускай перспективных выпускников провинциальных вузов или преподавателей, все еще подающих надежды, отправляют в эти несколько крупнейших научных центров, составляющих платформу «Открытое образование», на стажировку. Да мало ли что можно еще придумать. Но для этого нужна цель — сохранить и улучшить отечественное образование. А если цель — сэкономить на всем, на чем можно, а главное, на том, на чем нельзя, тогда подойдет любое оправдание, а платформа «Открытое образование» очень подходит для этих, с позволения сказать, отговорок. Минимум четыреста лет подряд русский народ наблюдал, как его правители независимо от их политических взглядов и формального положения только и делали, что улучшали образование. Теперь мы видим, как горстка людей, считающих себя общечеловеками, все это рушит с поразительной энергией и скоростью.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ