Новости – Люди
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
![](/images/feed-placeholder.png)
Люди
Обещанного закона три года ждут
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/52/104/280316_kollektori_620.jpg)
Фото: sarnovosti.ru
Мечты о полном запрете коллекторской деятельности вгоняют россиян в еще большие долги
29 марта, 2016 04:00
9 мин
Уверовав в скорое принятие закона, запрещающего коллекторскую деятельность, все больше россиян отказываются выплачивать свои долги. До сих пор должникам приходилось скрываться, оправдываться финансовыми трудностями и оспаривать правовые основания для взыскания, уповая на возможность юридического маневра. Теперь же, на волне обещаний политиков вот-вот приструнить коллекторские агентства, жертвы «вышибал» принципиально отказываются погашать свои задолженности. Тем временем обещанный закон о деятельности взыскателей до сих пор не принят, и, если он так и останется проектом, похмелье после этого пира будет очень тяжелым.
Новая тенденция
Явное оживление надежд на скорую кончину института взыскателей сами коллекторы начали замечать с начала этого года. В коллекторской «дочке» Сбербанка («Активбизнесколлекшн») признают, что до 9% должников с радостью ждут полного исчезновения коллекторов из России. Представители других крупнейших агентств топовой десятки называют другие цифры — от 4 до 7%, но существа дела это не меняет: люди ждут, надеются — и не платят. А закона все нет и нет.
Самое печальное в этой истории, что рано или поздно суды начнут рассматривать шквал дел об отказе исполнять свои долговые обязательства, и оправдания типа «Я думал, что их скоро запретят» ответчикам не помогут. В итоге проигравшая сторона будет вынуждена заплатить не только требуемую сумму, но и судебные издержки, которые составляют обычно от 10 до 20% от суммы долга.
Под огнем критики
Шокирующая деятельность коллекторских агентств широко обсуждается уже несколько лет. Еще в ноябре 2014 года Владимир Путин говорил: «Когда коллекторские организации прибегают к незаконным методам вытряхивания денег, должны вмешиваться правоохранительные органы». С тех пор, к сожалению, ничего принципиально не изменилось. Деятельностью коллекторов пытались заниматься Генпрокуратура, МВД, депутаты Государственной думы и Совета Федерации, даже Банк России. Дискуссия особенно обострилась с начала 2016 года, когда стало известно о нескольких вопиющих случаях «работы» господ коллекторов. Проверки усилились. Органы внутренних дел начали даже мониторить интернет в поисках особо злонамеренных нарушителей закона.
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), и та приветствовала многочисленные проверки, хотя и доказывала, что все нарушения исходят-де от представителей мелких фирм, то есть непрофессионалов. А профессионалы якобы работают практически безупречно. Впрочем, это все равно что рассуждения людоеда о способах приготовления человечины…
Так или иначе, в условиях экономического кризиса и в ожидании предстоящих выборов интересы государства и коллекторов принципиально разошлись. Государству необходима в первую очередь социальная стабильность, а жесткие методы коллекторских агентств подтачивают ее в самом ее основании. (Если кому-то кажется, что масштабы проблемы сильно преувеличены: на сегодняшний день коллекторские агентства работают с несколькими миллионами должников по всей стране. Это очень много. Это целые города, населенные потенциально обозленными или вовсе отчаявшимися людьми).
![](https://342031.selcdn.ru/rusplt/userfiles4/!_2016/03_March_2016/280316_kollektori_vrez.jpg)
Сотрудник коллекторского агентства во время работы. Фото: Виталий Белоусов/ТАСС
Закон о коллекторской деятельности
12 апреля Государственная дума готовится рассмотреть в первом чтении долгожданный закон о коллекторской деятельности. Предполагается создать единый реестр коллекторских агентств, запретить им чем-либо заниматься, помимо взыскания долгов, изгнать из коллекторов людей, запятнавших свою деловую репутацию, ранее судимых и пр. Одновременно сама работа коллекторов должна быть подчинена строгим правилам: встречи — только раз в неделю, звонки — два раза в неделю, с 8 до 22 часов, с несовершеннолетними и недееспособными общаться коллекторам будет запрещено.
Однако это только проект, и сколько времени уйдет на его принятие, не известно. Пока что депутаты не проявили особой расторопности даже с тем, чтобы его рассмотреть: первое чтение законопроекта должно было состояться еще 25 марта, но его было решено отложить (даром что до этого он несколько лет пролежал в чиновничьих кабинетах). Что мешает «отложить» его еще на год-два в самый последний момент?
Недавно депутаты от ЛДПР внесли в Госдуму еще один, альтернативный законопроект, требующий полного запрета коллекторской деятельности. Он в принципе исключает уступку денежного требования или займа лицу, которое не является по законодательству кредитором. Но шансы, что этот закон будет принят, стремятся к нулю.
Три года не ждут
До тех пор пока закон о коллекторской деятельности не принят, защититься от произвола коллекторов гражданин может только в суде. Однако даже там — в рамках действующего законодательства — возможности юридической защиты от коллекторов эфемерны.
Большая удача, если ваш кредитор зазевался и не успел обратиться в суд до истечения срока исковой давности. Для исков о взыскании долгов он установлен в размере трех лет с момента возникновения задолженности, поэтому, даже если сначала суд вынес решение в пользу истца, должник может подать ходатайство, и, скорее всего, оно будет удовлетворено. Но есть большое «но»: срок исковой давности применяется судьей на его собственное усмотрение (!) и может не учитываться по каким-либо причинам, так что никаких гарантий удовлетворения ходатайства должника нет.
А самое главное, что дело о взыскании задолженности может быть рассмотрено и в отсутствие ответчика, а значит «залечь на дно» и просто игнорировать повестки — это верный способ получить судебное решение, которое уже принимается к производству и не имеет срока давности. После этого производство могут прекращать и вновь возобновлять — вплоть до полной выплаты долгов. Единственный выход в подобной ситуации — обратиться в суд вышестоящей инстанции, чтобы дело вернули на пересмотр.
Впрочем, коллекторы — люди весьма ушлые и подкованные по части юридических процедур и, как правило, начинают закидывать должников исками задолго до истечения срока давности. Причем делают это зачастую через конкретные «дружественные» суды, где у ответчика не будет ни малейшего шанса их переиграть.
Главное, что надо запомнить на случай атаки коллекторов: получил иск — подавай ходатайство о переносе дела в суд по месту своего жительства, судья обязан удовлетворить его в автоматическом режиме. Других «зацепок» и ниточек для должников в действующем законодательстве просто нет. Как-то так вышло, что в игре с коллекторами гражданам не досталось ни единого козыря.
Необходима последовательность
Безусловно, надежды на полный запрет коллекторской деятельности в России на сегодняшний день являются утопией, однако требовать последовательных действий по обузданию произвола можно и необходимо.
Во-первых, закон о коллекторах ни в коем случае не должен застрять в гуще депутатские прений и снова затеряться на долгие годы. Власти должны понимать, что чем скорее и жестче будут ограничены изыматели долгов, тем благоприятней это скажется на социальном климате в стране.
Во-вторых, значительных усовершенствований требует и закон о банкротстве физических лиц. К нему существует целый комплекс претензий. Например, нереалистично выглядит минимальный размер задолженности, позволяющий признать гражданина банкротом (500 тыс. рублей). Для многих россиян даже 100 тыс. — неподъемная сумма. Да и издержки самой процедуры весьма велики (до 30 тыс. руб). Меж тем многие граждане попадают под прицел коллекторов из-за задолженности 10–20 тыс. рублей, впоследствии обросшей огромными штрафами и пенями.
Потому третий ключевой шаг, на который должно решиться государство, — это запрет на деятельность микрофинансовых организаций (МФО), в том числе и тех, которые укрылись под вывесками крупных банков. Под видом помощи они предлагают долговую кабалу. Хотя накрутка пеней формально может быть ограничена несколькими месяцами, из-за изначально непомерных процентных ставок (до 600% годовых) даже за это короткое время сумма долга успевает увеличиться в несколько раз. Европейские ростовщики, самые запоминающиеся отрицательные персонажи классической литературы XIX века, не могли и мечтать о таких доходах.
***
«Профессиональные взыскатели» — алчные мытари и мздоимцы, стремящиеся нажиться на чужих долгах, — безусловно, никогда и ни у кого не вызывали симпатии. Однако они плоть от плоти нынешней экономической системы. Пока эта система остается неизменной, единственный способ ограничить их произвол — ввести их деятельность в жесткие правовые рамки.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях![](https://rusplt.ru/images/subscriptions/ya_news.svg)
Яндекс.Новости