Новости – Общество
Общество
Ядовитые зубы русской рекламы
Фото: Federico Gambarini/DPA/ТАСС
Рунет болен рекламой мошеннических «услуг» — и нуждается в хирургическом лечении
13 мая, 2016 15:00
7 мин
По микрофинансовым организациям всего мира нанесен удар с той стороны, с которой они вряд ли могли ожидать: компания Alphabet, владелец поисковой системы Google, с 13 июля перестанет размещать в системе контекстной рекламы AdWords объявления компаний, выдающих займы сроком до 60 дней. Кроме того, на территории США запрет распространится на рекламу кредитов с годовой процентной ставкой в размере 36% и выше. Сделано это, как уверяют американцы, по этическим соображениям: ведь микрозаймы — это удобный и клиентоориентированный путь к тотальному обнищанию населения.
Что такое AdWords? Это сеть объявлений, которые показываются в поиске Google (самый популярный в мире), почтовом сервисе Gmail (самый популярный в мире), сервисе YouTube (ну вы поняли…), а также на миллионах сайтов — участников партнерской программы. Потеря такой рекламной площадки — серьезнейший удар по микрофинансовому макробизнесу.
Слишком лакомый кусок
Российские же интернет-компании, прежде всего «Яндекс» со своей аналогичной «ЭдВордзу» системой «Директ», пока не торопятся предпринимать подобные действия, боясь потерять часть рекламных доходов. Между тем в нашей стране проценты по микрозаймам выдаются даже под 650% годовых — то есть, по логике вещей, именно наша страна должна была бы стать пионером в запрете такой рекламы. Пора навести порядок в этой сфере.
Значительная часть контекстной рекламы микрофинансовых организаций (МФО) идет именно через отечественный поисковик и его рекламное подразделение. Однако представители «Яндекса» считают, что, не запрещая продвижение микрозаймов, действуют в соответствии с законом: не запрещено — значит разрешено. Между тем не грех посмотреть на зарубежный опыт: тот же Google ранее запретил рекламу порнографии, азартных игр и медицинских продуктов и услуг.
«В России совсем нельзя рекламировать все, что запрещено законом РФ (наркотики, оружие, взрывчатку, табак, алкоголь, азартные игры и др.). С ограничениями можно рекламировать ценные бумаги, финансовые услуги, лотереи, лекарства и ряд других товаров», — рассказал вице-президент по развитию маркетинговой группы iConText Group Тимофей Путинцев.
Если взяться за дело всерьез, то под запрет должна попасть реклама типа «Обмани казино», «Заработай первую тысячу долларов всего за неделю», «Хватит жить от зарплаты до зарплаты» и т.д. — вряд ли хоть кто-то из читателей не видел подобные всплывающие окна порой даже на вполне респектабельных сайтах. Речь идет, конечно, о банальном надувательстве, которое маскируется под «опыт реальных людей», якобы зарабатывающих 200, 500 или больше долларов в день. В условиях критического снижения доходов наших сограждан правительство обязано оградить россиян от подобного рода психологического давления, которое может привести к потере денег, возможно, даже последних средств к существованию.
«Запрет рекламы МФО — палка о двух концах: с одной стороны, учитывая распространенную финансовую безграмотность населения, которое по третьему разу готово ввязаться в очередной МММ — это действие логично, с другой стороны, получится, как с казино, когда реклама перекочует на альтернативные площадки, что означает невозможность контроля и регулирования», — отмечает интернет-эксперт Антон Меркуров.
Оплата услуг через интернет
Оплата услуг через интернет. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Кто платит, тот заказывает музыку
Рунет живет за счет рекламы — платные услуги и подписки в нем до сих пор крайне слабо развиты. Не удивительно, что именно реклама чувствует себя хозяйкой на интернет-площадках. Она «крутится» в фоновой части сайтов, она дарит нам баннерные переходы на целые страницы, она заставляет посетить какие-то посторонние сайты, прежде чем откроется нужная нам страница.
Пока что пользователям приходится самостоятельно пытаться бороться с нерелевантной и назойливой рекламой — например, с помощью плагина AdBlock для ряда браузеров, позволяющего заблокировать нежелательный контент. К слову, рекламщики и здесь отличились — многие сайты в ответ на использование этого программного обеспечения попросту перестали отображать информацию для таких пользователей. Их можно понять — они живут за счет рекламы.
Самым простым было бы посоветовать владельцам сайтов искать более адекватных рекламодателей. Но без государства эта ситуация вряд ли сдвинется в правильном направлении — мошенники платят больше. Однако пока активность парламентариев на этом направлении нулевая.
Например, законодательный запрет на проведение азартных игр в Сети, вступивший в силу еще 1 января 2007 года, привел лишь к тому, что крупные казино перерегистрировались за рубежом и перешли из зоны .ru в зону .com.
Интернетчики, проявите сознательность
Неправильно было бы обвинять российские интернет-компании в полной несознательности. Так, социальная сеть «ВКонтакте» самостоятельно приняла решение запретить на своих страницах рекламу алкоголя и табака. Конечно, есть варианты обхода этого ограничения, но сам факт достоин уважения.
В основном же владельцы сайтов идут по пути наименьшего сопротивления и наибольшего дохода. Поэтому реклама МФО в России развивается очень быстрыми темпами — особенно сегодня, когда все больше людей переходят за черту бедности и зачастую нуждаются в средствах на пропитание семьи.
«Микрофинансовые организации ведут агрессивную политику, воздействуя на аудиторию с помощью запоминающихся рекламных кампаний и продуманного маркетинга. Они практически заманивают людей в свою ловушку, обрекая их на повышенные процентные ставки», — говорит исполнительный директор маркетингового агентства «Биплан» Евгений Карюк. По его мнению, запрет на рекламу МФО повысит лояльность аудитории и уровень доверия к финансовой информации. С учетом низкой финансовой грамотности населения запрет доступа к сомнительной информации становится едва ли не единственным способом уберечь людей от очередной финансовой ловушки. Кроме того, можно было бы использовать подход, аналогичный тому, который применяет Google, и потребовать от рекламодателей кредитных продуктов полностью раскрывать реальные условия сотрудничества.
***
Запрет сомнительной интернет-рекламы должен стать важным шагом по наведению порядка в рунете, по значимости сравнимым с созданием реестра запрещенных сайтов, а по действенности куда более серьезным (рекламодатели, в отличие от владельцев сайтов «из списка», орудуют на территории России, и в случае чего найти их несложно). Такие действия полностью отвечают интересам всех добропорядочных граждан России.
Если принадлежащий нидерландской управляющей компании «Яндекс» не хочет ставить заслон на пути интернет-мошенников, а, наоборот, с удовольствием принимает их от более брезгливого конкурента, задача правительства — вежливо помочь «русскому голландцу» усвоить правильные этические нормы. Сделать это необходимо немедленно — ведь каждый день мошенники вылавливают в Сети новых и новых жертв.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости