Новости – Люди












Люди
Как правильно повысить НДФЛ

Заполнение документов в налоговой инспекции ФНС РФ. Фото: Владимир Астапкович/ТАСС
Запланированное Минфином повышение налога на доходы физических лиц до 20% независимо от размера этих доходов — путь к уличным беспорядкам
16 мая, 2016 11:45
5 мин
Издание The Wall Street Journal (WSJ), ссылаясь на источники в российском правительстве, сообщило о планах увеличения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) после президентских выборов 2018 года; в статье фигурирует круглая цифра — 20% от дохода. Подробности источнику пока не ясны: то ли просто будут подняты значения плоской для всех шкалы, когда 20% берутся и с маляра, и с топ-менеджера, то ли правительство придет к прогрессивной шкале: чем больше зарабатываешь, тем больший процент отдаешь в казну. К слову, именно от прогрессивной шкалы к плоской сбежал когда-то из Франции в Россию популярный актер Жерар Депардье: богатые готовы почти на все, чтобы платить в бюджет не больше, чем бедные.
Плоская несправедливость
Тот факт, что WSJ имеет источники в российском правительстве, как раз не удивляет: думается, многие американские организации (отнюдь не только СМИ) давным-давно обзавелись там платными информаторами, а то и штатными сотрудниками. Так что слитая нам информация заслуживает доверия: она полностью соответствует всем последним инициативам кабинета, направленным на затягивание удавки на шее собственного народа.
Среди многочисленных проблем России, которые регулярно формулируются с самых высоких трибун, никогда или практически никогда не упоминается социальное неравенство. И это при том, что страна реально разбита на три лагеря, старающиеся никак не контактировать между собой:
- неприкасаемая элита (менее миллиона человек) со сверхвысокими доходами, живущая за крепкими стенами под неусыпной охраной — главная опора власти;
- благополучные граждане (35–40 млн человек), стремящиеся подражать элите, мечтающие занять ее место и с брезгливостью глядящие вниз — завсегдатаи пробок в мегаполисах, социальная опора оппозиции;
- все остальные — «неудачники» разного масштаба, от людей с просто низкими доходами (ниже медианы в 26 тысяч рублей в месяц) до настоящего социального дна. Пушечное мясо революции.
При такой структуре общества вопрос системы взимания НДФЛ носит отнюдь не академический характер. Какой налог серьезнее — 200 тысяч для обладателя зарплаты в миллион или 2 тысячи для «счастливого» получателя «десятки» в месяц?
Для нас ответ очевиден: вторая сумма намного серьезнее. Для правительства, судя по всему, очевидно совершенно иное.
Прогрессивные доводы
Чтобы убедить нас в необходимости плоской шкалы (введенной в «лихие девяностые», когда просто невозможно было оценить реальные доходы граждан), нам говорят, что прогрессивная шкала приведет к уходу больших зарплат «в тень». Это типичное шулерство, никакого разумного содержания в этом аргументе нет. Теневая у тебя зарплата или белая, решает работодатель. На НДФЛ ему наплевать. Работодателя волнуют социальные взносы, поскольку обязанность выплачивать их лежит именно на нем. Что до НДФЛ, то это проблема работника; работодатель никак не заинтересован ему подыгрывать: возможные штрафы куда весомее.
Напомним, во всех странах, считающихся наиболее комфортными для бизнеса, главным элементом налоговой системы является именно прогрессивная шкала НДФЛ, а отнюдь не разнообразные сборы с бизнеса.
«Русская Планета» уже формулировала возможную структуру такой прогрессивной шкалы для России, нелишне будет процитировать этот расчет:
Речь, конечно, не идет о повышении НДФЛ для особо богатых граждан до западных 50–60%, но повысить налог, например, до 15% с зарплат от 100 тыс. рублей и выше, 17% — от 250 тыс., 20% — от 500 тыс. рублей и, наконец, 25% от миллиона можно совершенно безболезненно (разумеется, с мягкими границами, чтобы не было выгоднее получать 950 тыс., чем 1 млн). Эта мера даст бюджету дополнительно 43,5 млрд в год.
Конкретные цифры могут быть несколько иными, но подобный рост налогов вызовет в обществе если не согласие, то хотя бы понимание. Однако правительство ищет как раз согласия — согласия не общества, но элиты.
Ницшеанцы Силуанова
Создается впечатление, что в Минфине сидит группа товарищей, задачей которых является сбор со всего мира сведений о разнообразных налогах и проверка их на применимость к России. Причем по странному совпадению все планируемые нововведения должны ударить в первую очередь по лицам с низкими доходами:
- налог на «тунеядцев» (что будем делать с домохозяйками?);
- налог на холостяков (нам, видимо, мало уже существующих фиктивных браков);
- налог на бездетных (сейчас косвенно присутствует как налоговые льготы для многодетных).
Такими темпами к пресловутому 2018 году мы придем, пожалуй, и к прямому налогу на бедность. Вопрос только в том, насколько велико долготерпение русского народа. Если избранная Антоном Силуановым ницшеанская тактика ограбления неимущих не изменится, при таком векторе «развития» налоговой системы парламентские выборы 2021 года станут реальной точкой социально-политического невозврата. И это будет уже не интеллигентная Болотная площадь — всколыхнутся настоящие низы.
Одумайтесь! В сложившейся ситуации повышать налоги для беднейшей половины населения — отсроченное политическое самоубийство. Политическое — это если повезет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости