Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Небо для своих

Самолет Ту-334. Фото: Михаил Генин/ТАСС
Следует ли реанимировать проект ближнемагистрального лайнера, проектирование которого началось еще в Советском Союзе
Юрий Сушинов
30 мая, 2016 12:45
8 мин
В России возобновилась работа над созданием пассажирского ближнемагистрального самолета Ту-334. Представитель компании — разработчика инженерного программного обеспечения «Аскон» Леонид Камалов заявил, что фирма примет участие в проектировании элементов конструкции этого лайнера.
По его словам, инженеры «Аскона» работают вместе со специалистами Ульяновского авиазавода и Ульяновского филиала КБ «Туполев». «Дальнейшие планы связаны с использованием наших программных средств для проектирования 3D-модели крыла и хвостового оперения Ту-334. Этот самолет планируется вновь запустить в производство», — процитировали слова Камалова информагентства. Однако он уточнил, что пока говорить о полноценной организации производства нового отечественного ближнемагистрального самолета рано.
Разработка Ту-334 началась еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Он должен был заменить выходящие из эксплуатации Як-42, Ту-134 и Ту-154Б. Однако проектирование шло медленно — прежде всего из-за финансовых проблем. А в начале 2000-х, со стабилизацией экономики и ростом цен на нефть, подоспел и конкурент — проект Sukhoi Superjet 100, продвигавшийся на рынок Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и гендиректором «Сухого», а затем и главой ОАК Михаилом Погосяном. И хотя первый полет прототип Ту-334 совершил в феврале 1999 года, а в 2003 году был представлен его базовый вариант для серийного производства, выпуск «тушки» был в итоге заморожен.
Строим лучше, чем продаем
Злые языки обвинили в этом именно ОАК. Мол, она постаралась закрыть проект Ту-334 и предпочла потратить миллиарды долларов на новый самолет, когда в наличии был уже готовый (суммарный объем инвестиций в проект Superjet составил порядка 2 млрд долларов). Однако уже на тот момент Ту-334, разрабатывавшийся полтора десятка лет, считался лайнером предыдущего поколения. Имело ли смысл вкладывать большие деньги в устаревшую технику, в то время как на самом конкурентном авиарынке — ближнемагистральных самолетов — у конкурентов выходили новейшие образцы? Ведь первый опытный самолет Ту-334 был поднят в воздух лишь через 11 лет после начала разработки — и даже тогда программа не получила твердых заказов.
Между тем в сравнении с SSJ-100 у Ту-334 есть ряд преимуществ. Отечественное оборудование, большой для своего класса размер фюзеляжа, возможность эксплуатации в реальных российских условиях — так, лайнер способен садиться даже на грунт. Учитывая, что отечественная аэродромная сеть по своему качеству уступает состоянию аэродромной сети стран Запада, Ту-334 мог быть полезен на внутренних перевозках, особенно в качестве санитарного или другого спецборта.
Но очевидные плюсы перекрываются столь же очевидными минусами — у самолета нет отечественного двигателя (при разработке использовался силовой агрегат украинской сборки). И максимальная вместимость салона — 100 пассажиров — вряд ли заинтересует коммерческих перевозчиков. SSJ-100 может взять на борт 108 человек, но потребности у российского рынка в таких маленьких самолетах просто нет — за все годы внутри страны было продано меньше 100 Sukhoi Superjet. Виноваты в этом некомпетентные менеджеры по продажам или вообще наше неумение продавать свой продукт — вопрос открытый. Но хороший самолет висит пока мертвым грузом на балансе «Аэрофлота». Тем более нет интереса к «Суперджету» у перевозчиков сейчас, в условиях жесткой экономии.
ТУ-334 в цехе конструкторского бюро ОАО «Туполев»
ТУ-334 в цехе конструкторского бюро ОАО «Туполев». Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Государственный интерес
В КБ «Туполев» и в его ульяновском филиале РП не смогли прокомментировать новость о возобновлении работы над проектом. И ясно, почему: в программах ОАК по производству проект «Ту-334» не значится, несмотря на то что в 2013 году была даже создана специальная комиссия корпорации для рассмотрения этого вопроса. В России нет сегодня ни одного завода, который мог бы взять на себя серийное производство Ту-334. Ульяновский «Авиастар-СП» имеет крупные заказы на выпуск самолета Ил-76МД-90А и его модификаций, а также занят в производстве МС-21, SSJ100 и Ил-112В. Также он занимается техподдержкой и модернизацией транспортных Ан-124 «Руслан» и Ту-204.
Первоначально планировалось выпускать Ту-334 на Казанском авиазаводе, но и он сегодня загружен госзаказами, большинство из которых связано с военной авиацией. Более того, завод в ближайшее время может быть перестроен именно под оборонные нужды, и взять на себя проект в области гражданской авиации не сможет.
Однако есть один фактор, перевешивающий все указанные выше возражения. В конце 2015 года Управделами президента России обратилось к Владимиру Путину с указанием на то, что все ближнемагистральные самолеты в специальном летном отряде «Россия», предназначенном для перевозки первых лиц государства, должны быть российскими. Сейчас там старые, изношенные Ту-134, а менять их не на что, ведь «Суперджеты» на 80% собираются из импортных комплектующих. Именно этим может быть объяснен интерес к возрождению Ту-334, тем более что сам президент неоднократно проявлял интерес к проекту. Еще в 2007 году Управление по делам Президента РФ заявляло о намерении закупить до шести бортов Ту-334 в разной комплектации салона. Однако собирать новый самолет только для одного заказчика, пусть это и сам президент, — идея оригинальная.
Хватит летать через Москву
Впрочем, звоночки раздаются не только из Кремля. Силовые структуры также нуждаются в замене более чем двухсот Ту-134. Но даже это не тот объем, который может быть интересен с рыночной точки зрения.
В результате мы видим драматическую паузу. Одни заявили, что работа над самолетом начинается. Другие — что интерес есть. Третьи напомнили, что Постановление правительства от 2005 года об освоении производства Ту-334 никто не отменял. Глава государства два раза подписывал распоряжения о поставке этого лайнера в летный отряд. При этом четкого официального подтверждения возобновления работ — с указанием выбранного производителя мотора и завода основной сборки самолета — все же нет.
А приступать к производству, и не только потому, что на то есть распоряжение президента (саботировать эти распоряжения умеет любой опытный чиновник) нужно. Ведь здоровая конкуренция — именно то, что необходимо для развития нашей гражданской авиации; оказавшись монополистами, люди из «Сухого» определенно решили почивать на лаврах. Кроме того, Ту-334 проектировался для эксплуатации в российских условиях — при крайне низких и высоких температурах, с учетом особенностей наших региональных аэропортов. Ведь и «Суперджеты», и «Боинги» с «Эйрбасами» могут садиться только в Москве и крупных городах — сеть региональных маршрутов давно разрушена, и люди летают в соседние города через Москву.
Еще одним аргументом за возобновление работ по Ту-334 стала резолюция по итогам совещания по развитию авиастроения, прошедшего 12 мая с участием Владимира Путина. Там как раз обсуждалось производство отечественного регионального самолета с возможностью посадки и взлета с грунтовых полос. Владимир Путин призвал авиапромышленников разработать конкурентоспособный самолет для полетов в регионах, чтобы не покупать самолеты за несколько десятков миллионов долларов за рубежом, а поддерживать отечественную промышленность. И тут как нельзя лучше подходит уже прошедший сертификацию самолет Ту-334. Для совсем уж локальных перевозок он великоват, но с нашими российскими расстояниями работа для него найдется.
***
Чтобы вернуть России конкурентоспособность на мировом рынке гражданской авиатехники, необходимо создавать соответствующие продукты. Ту-334 не ультрасовременный самолет, но это относительно дешевая и неприхотливая рабочая лошадка, которая при грамотном менеджменте будет востребована в странах с большой территорией и слабой инфраструктурой — таких немало в Азии, Южной Америке, Африке. Кроме того, реанимация конкурента должна создать реальную конкуренцию «Суперджетам»: в конце концов, в «государственно-монополистической» экономике Советского Союза именно соперничество между конструкторскими бюро позволяло создавать самолеты мирового уровня.
Ждем «Тушек» в небе.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ