Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Как возродить региональную авиацию в России

Самолет SSJ-100 Sukhoi Business Jet. Фото: Станислав Красильников/ТАСС
После прямого указания президента чиновники задумались о возобновлении выпуска небольших пассажирских самолетов для местных перевозок
Леонид Михеев
17 мая, 2016 07:00
10 мин
На прошедшем в начале мая 2016 года совещании по развитию авиации президент России Владимир Путин сделал заявление, которое, скорее всего, стало открытием для транспортных властей: «Для такой страны, как наша, с такой огромной территорией, как у нас, конечно, нужна собственная машина». Речь о региональном самолете, который, по мнению главы государства, должен быть также конкурентоспособен на мировых рынках.
«Сухое» предостережение
Предыдущий национальный проект отечественного гражданского самолетостроения — среднемагистральный Sukhoy SuperJet, — по сути, закончился провалом.
До сих пор не налажено нормальное сервисное обслуживание этой машины. По сообщениям СМИ, исправность самолетов SSJ100 в российских авиакомпания колеблется на уровне 50–60%, в том время как производитель авиалайнера — компания «Гражданские самолеты Сухого» — намеревался к началу 2016 года повысить этот показатель до 75%.
В начале эксплуатации SSJ100 «Аэрофлот» сталкивался с большим количеством отказов систем самолета. К примеру, фиксировались инциденты, связанные с системой управления механизацией крыла, системой уборки/выпуска шасси и управления створками. Но и в первом квартале 2016 года показатель суточного налета на исправное воздушное судно у «Суперджета» в полтора раза меньше, чем у самолета Airbus 319. В частности, промерзал механизм открытия дверей багажно-грузовых отсеков при эксплуатации самолета в зимний период, иногда не работала ГЛОНАСС в режиме автоматического управления полетом. Кроме того, дверь переднего туалета в открытом положении блокировала дверь кабины экипажа.
Другая проблема — послепродажная логистическая поддержка. Так, в 2015 году «Аэрофлот» фиксировал рост количества непоставленных агрегатов. Как следствие —  увеличение времени простоя самолетов в ожидании запчастей и снижение прибыли от эксплуатации SSJ100.
А ведь на «Суперджет» делалась не только коммерческая ставка — он должен был означать триумфальное возвращение России на мировой гражданский авиарынок.
Первым делом — самолеты
По словам президента, разговор о перспективах создания в России собственного регионального самолета вместимостью 50–60 пассажиров давно назрел. Людям приходится летать в соседние регионы через Москву или Санкт-Петербург, что, по словам Путина, «абсолютно неприемлемо, так как создает большие сложности и для людей, и для экономики в целом».
«В этом смысле собственный региональный самолет, особенно с возможностями посадки и взлета с грунтовых полос, имеет для нас большое значение», — добавил он, отметив, что в свое время у России был большой парк таких машин, однако они все устарели. Самым популярным самолетом для перелетов между регионами в Союзе были знаменитые Ил-42, которые до сих пор эксплуатируются на некоторых маршрутах, например Москва — Грозный. Несмотря на ужасающую турбулентность, эти машины прославились своей надежностью и неприхотливостью в эксплуатации. Активно также использовались Ту-134 и Ту-154, которые несколько лет были полностью выведены из эксплуатации после критики со стороны премьер-министра Дмитрия Медведева в связи с серией инцидентов с этими машинами. Так или иначе, но славное наследие советского гражданского авиапрома больше не может поддерживать статус нашей страны как великой самолетостроительной державы. Поэтому настало время создание собственной эффективной системы гражданской авиации — или признания неспособности это сделать.
Самолет Ту-154
Самолет Ту-154. Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Другой альтернативы нет
Польза региональной авиации несомненна, поскольку она позволяет соединить между собой регионы, подчас не имеющие хорошего железнодорожного или автомобильного сообщения, и способствует деловой активности и развитию туризма. В силу исторической центростремительности страны у нас все наземные дороги ведут в Москву. У этой своеобразной логистики есть глубокие исторические корни (слишком велика страна, реальная федерализация и широкие полномочия на местах грозят распадом, прямой контроль из центра необходим во все времена), но экономически она губительна для регионов. И недостатки земной дорожной сети проще всего восполнять через небо.
Скажем, нет прямого сообщения между Волгоградом и городами западного Черноземья (Воронеж и др.), хотя это соседние регионы, имеющие огромный потенциал сотрудничества. Из Владивостока в Магадан, конечно, идет автодорога, но вряд ли у вас есть время ехать по ней аж через Якутск, тогда как с точки зрения авиации эти города почти рядом. До многих точек на севере России, в принципе, можно добраться только по воздуху.
Особенно важна региональная авиация в регионах восточнее Урала, учитывая слабую развитость там наземных дорог и крайне высокую стоимость их прокладки.
К сожалению, реально уровень перевозок региональными самолетами в гигантской по масштабам территории России ничтожно мал. Понятно, что проблема отчасти и в низкой покупательной способности населения, но все же спрос заметно выше предложения. А там, где региональная авиация все же присутствует, используется главным образом зарубежная техника. Так, вдоль Урала местных пассажиров перевозят чешские «Чебурашки» — 19-местные Let L-410 Turbolet. Понятно, что объем перевозок такими карликами ничтожно мал.
Трудный выбор
Сегодня 97% гражданских самолетов, эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, зарубежного производства. Это прямая угроза национальной безопасности: если при очередном обострении нас отключат от поставок запчастей, через два года наше небо опустеет.
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров доложил президенту, что Минпромторг рассматривает вариант создания регионального самолета на базе АН-140. Но в этом случае мы обречены на существенную зависимость от украинского разработчика (производить АН-140 мы способны сами, но все патенты у украинцев). Существует также возможность достаточно быстро наладить в России выпуск самолета Ил-114, который раньше производился в Ташкенте. Министр добавил, что в случае успешной реализации проекта есть возможность выхода к 2020 году на объем производства самолетов этой модификации… 12 машин в год (что является каплей в российском воздушном море, а ведь президент требует еще и экспорта). Мантуров также предложил рассмотреть российско-китайский проект МА-700. По его словам, машины этой серии, рассчитанные на 83 пассажирских места, готовы выйти на этап испытаний с 2017 года с получением сертификата в 2019 году. Есть и еще один вариант — создание реактивного самолета Ту-324, который был разработан еще во времена Союза, но так и не запущен в производство.
Памятуя о не самом удачном опыте «Сухого», лучше все-таки остановиться на производстве самолета, не требующего комплектации компонентами из-за границы. Тем самым будет обеспечена независимость российской региональной авиации от изменений внешнеполитической и экономической ситуации.
В таком случае остаются лишь два отечественных прототипа регионального самолета, притом выпуск лишь одного из них — Ил-114 — может быть налажен относительно быстро. Исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, правда, не уверен, что это оптимальный выбор.
«Для начала стоит разобраться, какие задачи предстоит решать этому самолету. Если речь идет о Крайнем Севере и Дальнем Востоке, где в силу экономических причин строить и поддерживать в нормальном состоянии искусственные ВПП очень дорого, плотность населения весьма мала, то там нужны буквально летающие вездеходы: самолеты, способные осуществлять посадку на ВПП со слабой несущей способностью, на галечные полосы и т.д. Для этой цели лучше бы подошел Ан-140 или, с оговорками, MA700. Если речь идет о европейской части, там потребуется, скорее, скоростная и экономичная машина, такая как Ту-324. Ил-114 хорош на дистанциях свыше 1500 км, и он мог бы стать отличной платформой для создания специальных модификаций для военных. Так как точного представления, какие задачи нужно решать, у нас сейчас нет, то и выбор из этих проектов затруднителен».
Пантелеев подчеркивает также, что убить двух зайцев одним самолетом не получится: для России нужны одни модели, на мировом рынке востребованы другие.
«Если создавать самолет под российские требования, он получится перетяжеленным и категорически неконкурентоспособным в мире. Если же делать самолет, ориентируясь на иностранные авиакомпании, то в довесок к нему нужно будет строить нормальные аэродромы в России».
***
Так или иначе, создание качественного регионального самолета (пусть даже только для внутрироссийских или только для экспортных нужд) могло бы стать серьезным достижением нашего авиапрома. Но сегодня от 1400 воздушных гаваней, функционировавших в Союзе, осталось всего 280. Не удивительно, что пассажиропоток в России упал со 140 млн до 93 млн человек в год, при этом 55% рейсов выполняется за рубеж. В то же время в США цифра выросла примерно с тех же стартовых показателей до 800 млн человек и продолжает расти — при доле внутреннего пассажиропотока в 94%.
Нам нужен не только самолет — нам нужна осознанная программа роста регионов страны без экономического участия всероссийского «пылесоса» — Москвы. Не надо путать необходимую политическую вертикаль с деструктивной экономической. Нужно, чтобы соседи торговали с соседями, чтобы регионы Урала или Сибири вели совместные проекты без непременного столичного начальника-посредника, чтобы пусть нечасто, раз в неделю, но были прямые рейсы между всеми тремя десятками крупнейших городов страны. Чтобы люди работали на местах и видели результат этой работы, чтобы расширялась комфортная для жизни территория во всех регионах, чтобы все больше налогов оставалось на местах, а не перераспределялось Москвой из Тюмени в Грозный.
Без всего этого Россия вряд ли сможет вырулить на взлет.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ