Кто автор диверсии под названием Sukhoi SuperJet
3 мин чтения
Кто автор диверсии под названием Sukhoi SuperJet

Почему был похоронен российский проект ТУ-334

Сообщения о нештатных ситуациях на бортах Sukhoi Superjet появляются уже почти ежедневно. Самым трагичным случаем пока стала катастрофа в Шереметьево 5 мая, унесшая жизни более 40 человек. Последним инцидентом была задержка вылета 21 мая из Екатеринбурга на Ямал из-за неполадок в работе бортового самописца. За два дня до этого «сушка», сразу после взлета, была вынуждена вернуться в Ульяновск из-за срабатывания датчика отказа гидросистемы.

Как говорится, один раз – случайность, два – совпадение, а три уже закономерность. Если добавить, что вышеперечисленные инциденты с лайнерами происходят уже не первый месяц и год, можно предположить, что закономерность эта запланирована. Попробуем разобраться, кем и когда.

Мы строили, строили

Проекту Sukhoi SuperJet уже без малого 20 лет. За эти годы в проект было вложено порядка 2 миллиардов долларов, что характерно, бюджетных, которые привели не к возрождению отечественной авиапромышленности, а скорее к ее заупокойной. Дело в том, что проект Sukhoi SuperJet не совсем российский, а точнее совсем не российский. Для разработки проекта и его исполнения привлекались специалисты американской компании Boeing, и строился он на 80 процентов из западных комплектующих.

Американские партнеры постарались сделать из этого самолета «полное говно», как охарактеризовал его в эфире радио «Комсомольская правда» Юрий Сытник, заслуженный пилот Российской Федерации, член комиссии при президенте России по развитию авиации. Это позволяет с большой долей уверенности предположить, что проблемы у лайнера только начинаются

Но это все относительно известные факты. Малоизвестно, что задолго до проекта Sukhoi SuperJet, был проект производства одноклассника «сухого», действительно российского лайнера Ту-334, который разрабатывали еще в конце 80-х годов советские специалисты. Проект Ту-334 был готов к серийному производству уже в 1994 году. Если несведущие западнофилы поморщат нос, услышав про советских спецов авиастроения, то можно дать им по сморщенному носу сухими фактами. Каждый третий самолет в конце 80-х в мире был советским, а самой надежной машиной до сих пор считается Ил-76, с которым случалось меньше всего инцидентов.

В проекте Ту-334 доля западных комплектующих была всего 5 процентов, т.е. помимо статуса абсолютно российского проекта, этот самолет еще стимулировал производство в смежных отраслях, создавая рабочие места, пополняя бюджет через налоги и проч. Вместо этого были потрачены огромные деньги на разработку «с нуля» практически близнеца по техническим характеристикам Sukhoi SuperJet.

Постановляю постановлять

В 2005 году правительством Фрадкова было подписано постановление №217 «Об организации серийного производства ближнемагистрального самолета Ту-334 и его модификаций на Федеральном государственном унитарном предприятии «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П.Горбунова». Проблема в том, что это постановление отменило действие предыдущего почти одноименного постановления № 1120 от 5 октября 1999 года, подписанное тогда еще премьером Владимиром Путиным. И тогда самолет предполагалось строить на государственном унитарном предприятии «МАПО». Планировалось начать серийное производство «тушек» уже в 2002 году.

Но и это еще не все. Постановление Путина так же отменило предыдущее так же почти одноименное постановление правительства Гайдара № 516 от 27 июля 1992 года, которое предполагало наладить серийный выпуск авиалайнера Ту-334 на Таганрогском авиационном производственном предприятии уже в 1994 году

Не беремся судить, о причинах чехарды с проектом в 90-е годы, но вот постановление правительства от 2005 года, не было выполнено уже людьми имеющими конкретные имена и фамилии. По данным Счетной палаты постановление не стали исполнять по причине того, что проект Ту-334 был признан разработчиками Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года» конкурентным по отношению к проекту Sukhoi SuperJet. Причем, как отмечает Счетная палата, это было сделано не после изучения рынка, или технических характеристик, а просто потому что.

Разработчиком Федеральной целевой программы развития авиапромышленности было тогдашнее Министерство промышленности и энергетики, которое в тот момент возглавлял Виктор Борисович Христенко, нынешний Президент Евразийского делового экономического союза.

«Русская планета» не является экспертом в области авиастроения, мы не призываем реанимировать проект конца 80-х прошлого века, мы лишь хотим, чтобы  не отбрасывались достойные отечественные разработки. Использовать проект Ту-334 как основу для строительства современного действительно российского лайнера вполне возможно, вместо того, чтобы оплачивать работу иностранных конкурентов.

Автор: Сергей Синченко

Если у Вас возник вопрос по материалу, то Вы можете задать его специальной рубрике Задать вопрос Пять нестыдных вопросов про кибербезопасность Далее в рубрике Пять нестыдных вопросов про кибербезопасностьЧто делать/не делать, чтобы не увели деньги, не шантажировали и не взламывали аккаунты Читайте в рубрике «Общество» Хмеймим под обстреломЧто стоит за регулярными атаками боевиков на российские базы в Сирии Хмеймим под обстрелом

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Загрузка...
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»