Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Авария SSJ100 вскрыла фундаментальную проблему

Что осталось за скобками отчёта о катастрофе лайнера в Шереметьево
Степан Зайцев
17 июня, 2019 10:58
12 мин
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал предварительный отчёт о катастрофе самолёта Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот» 5 мая. Жертвами трагедии стали 41 человек. Авария произошла в результате жёсткой посадки в аэропорту Шереметьево.
В документе воссоздаётся хронология катастрофы, приводятся показатели приборов и прочее. Причины катастрофы не называются, хотя из текста следует, что пилоты совершили ряд грубейших ошибок, которые в итоге стали фатальными.
Молния и самолёт
Спор о причинах трагедии, по сути, превратился в заочную тяжбу между перевозчиком и производителем SSJ100. «Аэрофлот» и организации, защищающие интересы авиакомпаний, настаивают на версии о «врождённых» недостатках лайнера. При этом ПАО «Компания «Сухой», Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и Минпромторг доказывают, что машина соответствует всем требованиям безопасности.

Сторонники версии о неисправности Sukhoi Superjet 100 прежде всего акцентируют внимание на его подверженности ударам молнии. Трагические события действительно стали развиваться после попадания самолёта в грозовой фронт

В отчёте МАК сообщается, что электродистанционная система управления (ЭДСУ) самолётом вероятно из-за перезагрузки блоков концентраторов перевела режим управления в Direct mode (ручное управление). После чего отключился автопилот и была потеряна связь.
Однако критически важные агрегаты и системы лайнера (двигатели, пилотажно-навигационный комплекс) не пострадали, а радиообмен был восстановлен на аварийных частотах.

Стоит добавить, что на сегодняшний день не существуют систем защиты, которые могли бы полностью исключить попадание молнии в самолёт. Также нет средств, которые могут гарантировано ликвидировать последствия её удара. По этой причине лётчикам рекомендуют по возможности обходить грозовой фронт

Молния представляет угрозу для радиоэлектронного оборудования и программного обеспечения. Кроме того, атмосферное электричество опасно даже для планера. В конструкции современных самолётов широко используются композитные материалы: они легче, а иногда и прочнее металлических сплавов, но более подвержены поражению молнии.
Поэтому на современных лайнерах реализован комплекс различных мероприятий, которые позволяют с высокой долей вероятности защитить воздушные судна от воздействия атмосферного электричества.
Молниезащита SSJ100 находится на необходимом для безопасности уровне, то есть, устроена таким образом, что критически важные системы и агрегаты после удара продолжают исправно работать. Об этом свидетельствует сертификат Европейского агентства по безопасности полетов (EASA), обладателем которого является SSJ100. Лайнер удовлетворяет всем стандартам безопасности, которые действуют на территории ЕС.

Тем не менее, в российских СМИ поднялась волна критики в адрес российских властей, поддержавших проект Sukhoi Superjet 100 в первой половине 2000-х годов. На первый взгляд совершенно справедливо указывается, что программу лайнера не назовёшь удачной, так как продажи машины на мировом и отечественном рынке провалились

Вместо SSJ100, как утверждается, правительство РФ могло бы вложиться в рабочие проекты ПАО «Туполев» (например, в Ту-334 и Ту-214). Конечно, мы не можем исключать фактор коррупции и недобросовестной конкуренции, но всё же невозможно обойти стороной тот факт, что продукция «туполевцев» не была бы конкурентоспособной на международной авиарынке, и с трудом окупилась бы в РФ.

Ту-334 и Ту-214 не вписываются в реалии современного рынка. На лайнерах стоят прожорливые двигатели и не самая современная авионика. Все агрегаты и системы — российские, но, к большому сожалению, они не пригодны для коммерческой эксплуатации. В то время как SSJ100 можно с уверенностью назвать полноценным рыночным продуктом

Главный недостаток машины заключается в том, что она была создана в кооперации с зарубежными компаниями. Критически важные агрегаты и системы на SSJ100 (двигатели и комплекс бортовой электроники) родом из Франции. Последние годы отечественная промышленность отчаянно и пока безуспешно ищет замену иностранным комплектующим. Но ещё раз подчеркнём — SSJ100 соответствует всем основным стандартам коммерческой эксплуатации и нормам безопасности.  
Машинный интеллект
Гораздо уместнее вести дискуссии о том, что катастрофа SSJ100 поднимает такую фундаментальную проблему как профессионализм лётного состава в условиях бурного развития разнообразных автоматизированных систем управления.
Сегодня функционал экипажа практически полностью заменяет ЭДСУ. Электродистанционная система управления самолётом страхует лётчиков от наиболее распространённых ошибок (например, сваливания или выхода на критические углы атаки) и исключает в 99% случаев пресловутый человеческий фактор.
Совершенствование ЭДСУ выгодно перевозчикам, так как позволяет увеличить производительность труда без повышения эксплуатационных затрат. Одновременно снижается нагрузка на пилотов, что в свою очередь способствует увеличению интенсивности и безопасности полётов.

Машинный интеллект управляет самолётом до 95% времени полёта и выполняет подавляющее большинство операций. Обязанности лётчиков сводятся к тому, чтобы отдавать машине «указания», принимать критически важные и нестандартные решения. В штатных ситуациях экипаж практически не пилотирует самолёт

С точки зрения коммерческой целесообразности, такое положение дел, безусловно, является благом. К тому же ведущая роль автоматики является эффективным и более безопасным способом управления воздушным судном. Доля аварий от общего количества полётов за последние десятилетия заметно снизилась.
Между тем объём пассажиропотока растёт из года в год, особенно в Азии. В связи с этим перевозчики будут и дальше стремится сократить эксплуатационные расходы за счёт внедрения более совершенных автоматизированных систем управления, подменяющих труд человека.

Обратной и закономерной (!) стороной этого процесса стало снижение фундаментальных знаний лётчиков и практических навыков пилотирования

Для понимания: очень похожая ситуация сложилась на дорогах. Водителю «Жигули» тяжелее учиться вождению, чем обладателю иномарки с автоматической коробкой передач. Ему необходимо осваивать манёвры, успевая при этом включать нужную передачу, парковаться задним ходом ориентируясь по зеркалам. 
Автомобили с АКП и в хорошей комплектации избавляют водителя от множества рутинных операций. Сегодня даже существуют программы, которые паркуют автомобиль задним ходом, в процессе испытаний находятся машины, оснащённые автопилотом.
Обладатель современного транспортного средства гораздо быстрее и проще усваивает технику вождения, одновременно повышается безопасность на дорогах. Водитель не отвлекается на переключение передач, а камера заднего вида помогает ему двигаться назад, полностью контролируя окружающую обстановку. Голова и руки автомобилиста «разгружаются», и он может всецело сосредоточиться на работе с педалями и рулём.
Однако обладатель продвинутого ТС, как правило, не понимает принципов устройства автомобиля, зачастую лишён элементарных знаний, которые раньше прививались в автошколе. Почему такое происходит? Да потому что водителю современного транспортного средства попросту не нужно изучать какую-либо специальную литературу и ковыряться под капотом. Эксплуатация автомобиля стала в разы более простым занятием.
Без автопилота
Если возвращаться к теме самолётов, то раньше лётчикам было необходимо детально знать, например, практическую аэродинамику управляемых воздушных судов. В СССР существовали специальные многостраничные пособия по каждому типу пассажирского и транспортного самолёта. В частности, в них подробно разбирались причины «поведения» машины и отдельных элементов на тех или иных скоростях или углах атаки, анализировались авиапроисшествия, приводились разнообразные рекомендации.
Сейчас лётчику не требуется изучать подобные пособия. Обладателем всего этого бесценного багажа знаний и навыков является ЭДСУ. Система дистанционного управления априори лучше любого пилота разбирается в практической аэродинамике. Что же можно сделать с учётом вышеперечисленных обстоятельств для повышения профессионализма экипажа?
Во-первых, глупо идти против рыночных механизмов и научно-технического прогресса.

Лайнер с ЭДСУ, как и автомобиль с АКП, всё равно является наиболее эффективным и безопасным транспортным средством. Невозможно отказаться от совершенствования электронного оборудования и посадить к двум пилотам третьего — например, штурмана

Во-вторых, вполне разумно после катастрофы SSJ100 дополнить руководства по лётной эксплуатации (РЛЭ) современных самолётов более подробными инструкциями — эдакими усечёнными пособиями по практической аэродинамике самолёта в режиме Direct mode. Пусть пилот будет знать чуточку больше, чем ему это реально нужно.
В Direct mode электроника не корректирует действия лётчиков. Такой режим не может ограничивать углы атаки, не стабилизирует положение самолёта после различных манёвров. Иными словами, экипаж лишается помощников и остаётся с машиной один на один. Переход в Direct mode является штатной ситуацией, но 5 мая лётчики не смогли посадить самолёт без помощи машинного интеллекта.

Если переводить на язык автомобилистов, то обычный полёт пассажирского лайнера — это управление иномаркой с АКП, а Direct mode — это поездка на машине с механической коробкой передач в базовой комплектации. Согласно ПДД, автомобилист должен уметь передвигаться на любом виде ТС категории B

В-третьих, важно внести коррективы в систему подготовки лётчиков. Конечно, не нужно забивать пилотам голову теоретическими знаниями, носителем которых, как мы говорили выше, является ЭДСУ.
Имеет смысл сделать акцент на увеличении количества занятий по посадке в том же Direct mode. Причём упражнения должны проходить не только на тренажёрах, но и на самолётах (естественно, без пассажиров). Главное, чтобы лётчики максимально уверенно действовали без автопилота.
Также можно рассмотреть необходимость возвращения традиционного штурвала вместо сайдстика (джойстика), если это позволит сделать управление лайнером в режиме Direct mode более удобным (на SSJ100, как и на других современных самолётах, установлен сайдстик).

Подобные нововведения неизбежно увеличат стоимость подготовки лётчиков

Естественно, подрастут эксплуатационные расходы, а чтобы их компенсировать, перевозчики наверняка повысят цены на авиабилеты. В конечном итоге пострадает опять потребитель. Вновь получается замкнутый круг. Однако главное в нашей жизни — это обеспечение максимального уровня безопасности. За это действительно имеет смысл отдавать деньги.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ